Так получилось, что мой самолет задержался с вылетом. Еще полчаса были потеряны в “пробке” у поста ГАИ. В итоге я попал лишь на заключительную часть пленума Карачаево-Черкесского республиканского объединения профсоюзов...
“ПРОФСОЮЗЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ!”
Когда я вошел в зал, выступал представительного вида мужчина. Я гадал, кто он. Зампредседателя профобъединения? Председатель рескома профсоюза? Просто член Совета? “Конференция должна всесторонне обсудить проблемы, которые накопились в профсоюзах, сделать правильные выводы, чтобы профсоюзы не оказались втянуты в политическую кампанию, в судебные какие-то дела...”, - вещал товарищ. А может, это представитель ФНПР в Южном федеральном округе, которого я, к сожалению, не знаю в лицо? “...Профсоюзы нуждаются в совершенствовании, в серьезных изменениях. Я хочу пожелать вам в этом больших успехов!” Нет, не похоже на профсоюзного работника. Тогда почему он дает участникам пленума “ценные указания”?
Представительного вида “некто” оказался Муратом Каракетовым, главой администрации свежеизбранного президента Карачаево-Черкесии. С момента вступления в должность нового президента прошло три недели, а новая власть уже показала профсоюзам, кто в доме хозяин. Демонстрировала топорно и беспардонно, видимо, по-другому не умеет. Скажем прямо: впервые за последние десять лет представитель власти столь грубо вмешивался во внутренние профсоюзные дела, причем публично, в присутствии профработников, журналистов...
Из выступления на пленуме Маргариты Мутчаевой, председателя республиканского профобъединения: “Профобъединение поддерживало на выборах одного из кандидатов, Владимира Семенова, из-за чего новое руководство республики отказывается работать с руководством объединения профсоюзов. Мне предлагали уйти с поста председателя. Вмешательство руководства республики в дела профобъединения недопустимо с точки зрения законодательства, международного права”. Слова Мутчаевой подтвердил и сам господин Каракетов, не постеснявшись на пленуме заявить, что он “неоднократно встречался с руководителями отраслевых профсоюзов, внимательно выслушивал их претензии, их вопросы. Было заседание президиума рессовпрофа, на котором, насколько я знаю, обсуждался вопрос об уходе председателя, - рассказывал он. - Я с председателем два раза встречался, мы общались, проговаривали все вопросы. Два раза обсуждали вопрос: как вы сами видите дальнейшую работу, когда руководители всех отраслевых профсоюзов высказывают претензии?”
Интересно, с какой это стати глава президентской администрации организует встречи председателей отраслевых профсоюзов, занимается сбором их претензий к председателю профобъединения, а затем проводит беседы на соответствующую тему с самим председателем? Кажется, никто не отменял выборные коллегиальные органы - президиум, совет, конференцию. Только эти органы вправе обсуждать “формы и методы руководства”, вопросы взаимоотношений с руководством республики, наконец, отставку председателя. Но вместо этого некие сторонние люди собирают “посиделки” из нескольких профсоюзных работников в администрации президента, ведут переговоры о “добровольной” отставке председателя профобъединения, да еще и не стесняются об этом заявлять во всеуслышание! А может, все эти действия - всего лишь личная инициатива господина Каракетова? И президент Карачаево-Черкесской республики Мустафа Батдыев просто “не в курсе”?
В результате увиденного на пленуме, из общения с профсоюзными работниками и председателем профобъединения Маргаритой Мутчаевой, изучения видеозаписи хода пленума я сделал для себя два вывода. Во-первых, у профсоюзного руководства наметились серьезные разногласия с новым руководством республики. Во-вторых, серьезные разногласия существуют и внутри республиканского профобъединения. И власть использовала эти разногласия на полную катушку.
РАЗНОГЛАСИЯ С РУКОВОДСТВОМ
В ходе недавних президентских выборов в Карачаево-Черкесии профобъединение поддерживало Владимира Семенова.
- Маргарита Якубовна, а может, это и было главной ошибкой профобъединения? - спросил я председателя по окончании пленума. - Есть ведь лозунг: “Профсоюзы вне политики!”
- Прежнее руководство строило отношения с профсоюзами на основе делового партнерства. Свидетельство тому - указ президента Семенова “О взаимодействии органов власти и работодателей с профсоюзами” - акт, практически не имеющий аналогов в России, поскольку он настоятельно рекомендовал работодателям повсеместно создавать первичные профсоюзные организации. Президент (или председатель правительства), другие руководители республики принимали участие в работе каждого пленума совета. Президент участвовал чуть ли не во всех профсоюзных акциях протеста и всегда заявлял о поддержке наших требований. Вот почему и было принято коллегиальное решение поддержать Семенова на выборах, причем принято единогласно. “Слишком активно поддерживали”, - это претензии представителей новой власти.
РАЗНОГЛАСИЯ В РУКОВОДСТВЕ
По окончании работы пленума руководство профобъединения предложило мне побеседовать, с кем сочту нужным. Естественно, в первую очередь меня интересовала оппозиция. Тем более что к тому времени в редакцию “Солидарности” поступило письмо от Раисы Айбазовой, председателя рескома профсоюза работников агропромышленного комплекса. В письме, в частности, речь шла об исключении республиканской организации профсоюза АПК из состава профобъединения и сообщалось о решении суда, который признал это исключение незаконным. Впрочем, это - тема для отдельной публикации.
Раиса Айбазова и ее коллега - председатель рескома “Торгового единства” Ольга Батчаева - в течение двух часов излагали мне свою точку зрения на ситуацию в профобъединении. Попытаюсь вкратце пересказать суть их претензий. Во-первых, Маргарита Мутчаева пристрастно относится к профсоюзу аграриев. И на самом деле, причины исключения профсоюза АПК из республиканского профобъединения в декабре 2001 года - иные, а вовсе не факт длительной неуплаты членских взносов. После исключения руководство профобъединения попыталось выселить профсоюз АПК из занимаемых помещений.
Комментарий М. Мутчаевой. Решение об исключении республиканской организации аграриев было принято коллегиально и последовало за многолетнюю неуплату взносов. Судебное решение по данному вопросу незаконно, будет обжаловаться, поскольку суд не имеет права вторгаться в компетенцию общественной организации. Но сейчас ситуация изменилась, и лично она - за возвращение профсоюза АПК в состав республиканского профобъединения. Руководство аграриев безуспешно пыталось отсудить у профобъединения “свою” долю профсоюзной собственности.
Мнение оппозиции. Профобъединение не учитывает мнения руководителей отраслевых профорганизаций. Все руководители членских организаций входят лишь в состав Совета, пленумы которого проводятся нечасто. Президиум же сформирован сугубо на персональной основе - несколько председателей рескомов, председатели профкомов ряда предприятий.
Оставим без комментариев.
Мнение оппозиции. Руководство профобъединения активно сдает в аренду принадлежащую профсоюзам собственность. Расход денежных средств производится бесконтрольно, опять же, без участия председателей рескомов. По крайней мере, по этой части “имеются вопросы” к Маргарите Мутчаевой.
Комментарий “Солидарности”. Документально подтвердить подобные претензии уважаемые представители оппозиции вряд ли смогут. Решения о расходовании денежных средств обычно принимаются коллегиально, на президиуме. В республиканском профобъединении есть контрольно-ревизионная комиссия, которая периодически проверяет расходование средств.
Деталь. Мне было предложено ознакомиться с солидной пачкой публикаций ряда газет (в основном - вырезки из газеты “Возрождение”), в которых содержится компромат на Маргариту Мутчаеву. Редактором этой газеты в то время был не кто иной, как господин Каракетов, нынешний глава президентской администрации.
Комментарий Маргариты Мутчаевой: “Я занимаюсь исключительно наведением порядка с профсоюзной собственностью и восстановлением незаконно нарушенных прав профсоюзов. И в этом мне огромную помощь оказывает руководство ФНПР. До меня почти вся профсоюзная собственность была незаконно отчуждена. Например, знаменитый туркомплекс “Домбай” с гостиницами, канатными дорогами и недостроенная тургостиница “Аманауз”, которую неправомерно продало руководство ЗАО “Домбай-турист” в 1994 году.
Еще - туркомплексы “Архыз” и “Теберда”, ряд объектов в Черкесске, спортивные и туристические объекты в других городах и районах республики. Руководство профобъединения уже выиграло ряд судебных процессов по восстановлению своих имущественных прав, в том числе по тургостинице “Аманауз”. По ЗАО “Домбай-турист”, руководителем которого является Борис Теунаев, судебные тяжбы длятся уже полтора года. Работа по возвращению профсобственности будет продолжена, хотя многим, в том числе отдельным представителям руководства республики, это не нравится”.
Мнение оппозиции. Никакого давления на профсоюзы со стороны власти не было. Наоборот, сама Маргарита Мутчаева в период борьбы с профсоюзом АПК использовала пресловутый “властный ресурс”.
Комментарий “Солидарности”. Точку зрения Раисы Айбазовой и Ольги Батчаевой не разделяют ряд лидеров отраслевых профсоюзов. О том, что их “собирала администрация президента”, мне лично рассказали председатели двух рескомов. Что же касается применения “властного ресурса” по отношению к профсоюзу работников АПК... Признаюсь честно: в этой ситуации разобраться не сумел, а вернее, окончательно запутался. Особенно после того, как узнал, что членом президиума рескома профсоюза работников АПК до сих пор состоит замминистра сельского хозяйства республики...
ПЛЕНУМ ПОСТАНОВИЛ...
Накануне пленума Маргарита Мутчаева заявила, что в сложившихся условиях готова уйти с поста председателя республиканского профобъединения. По уставу, добровольную отставку председателя мог принять пленум совета профобъединения. Но, столкнувшись с фактами давления со стороны властных структур, Мутчаева уходить отказалась. И в этом ее полностью поддержало руководство ФНПР в лице Татьяны Фроловой, которая участвовала в работе пленума.
В такой ситуации, по уставу, решить вопрос о перевыборах председателя может только республиканская профсоюзная конференция. Решение о ее созыве 31 октября было принято единогласно. Кроме того, пленум решил официально восстановить членство республиканской организации профсоюза работников АПК в профобъединении. Маргарита Мутчаева поздравила представителей агропрофсоюза с этим решением...
“Солидарность” обязательно направит корреспондента на республиканскую профсоюзную конференцию. Мы также обещаем вернуться к истории, связанной с судебными баталиями вокруг рескома АПК, но позже. Пока же, не претендуя на истину в последней инстанции, сделаем осторожные выводы.
Конфликт в республиканском профобъединении есть, и его надо разрешать. Хотя не факт, что его причиной является именно деятельность Маргариты Мутчаевой. Может, дело все-таки в иных, чисто внешних факторах? Наше глубокое убеждение: обе стороны, уважаемые нами профлидеры Карачаево-Черкесии, выбрали не самое лучшее время для выяснения своих отношений.
Не зря в народе говорят: когда двое дерутся, третий радуется. Где гарантия, что следующий раз “административный ресурс” не применят по отношению к лидерам оппозиции? Есть также веские основания полагать, что власть вмешивается в дела профсоюзов вовсе не потому, что обиделась на профсоюзы за поддержку “не той” кандидатуры на выборах. Профсоюзная собственность - “лакомый кусочек”. Как бы не получилось, что разногласия по поводу расходования каких-либо средств скоро утратят актуальность: расходовать будет нечего, ибо “под шумок” у профсоюзов все отберут. Кстати, и рядовые члены профсоюза, наблюдая за подобными баталиями, могут тоже проголосовать по-своему. Проголосовать ногами...
Денис ПАНКИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте