Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Семинар по органайзингу в Калининграде

Представители ГМПР приняли участие в семинаре по органайзингу, который в Калининграде организовал Центр социально-трудовых прав (ЦСТП). Секретами органайзинга с участниками семинара поделилась Лиза ВЛАДЕК, сотрудница ЦСТП.

В рамках семинара прошла акция протеста против притеснения профсоюза в “Калининградском морском торговом порту”. Но главное - участники на практике испытали себя в роли органайзеров, в ходе дискуссий искали ответы на важные вопросы: как сделать профорганизацию авторитетной и уважаемой, в чем сила профсоюза. Ответ участников семинара был однозначным: сила профсоюза в людях, которые по-настоящему осознают, зачем они в профсоюзе и для чего им это нужно.

КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЕТЕ, ТАК ОНА И ПОПЛЫВЕТ

Что такое профсоюзный органайзинг? Слово вычурное, непонятное, потому как оно иностранное и однозначного перевода не имеет. С одной стороны, под ним “скрывается” понятие “мотивация профсоюзного членства”. С другой - более широкое, охватывающее, пожалуй, глубинные процессы: формирование жизнеспособной и боевой профсоюзной организации.

В Америке, например, из которой к нам пришел термин “органайзинг”, профсоюзной осознанности добиваются тем, что специально подготовленные люди - органайзеры - ходят по домам, разговаривают с рабочими, узнают их проблемы и вместе с ними пытаются найти решения. В доступной форме органайзеры рассказывают людям о профсоюзе, доказывая преимущества того, что человек сможет быстрее решить свою проблему с кем-то сообща, чем в одиночку.

Сила профсоюза основывается отнюдь не на сложных теориях. Она состоит в добровольном желании людей объединяться для достижения справедливых отношений на рабочем месте. Ведь никто не вступит в профсоюз, пока ему кто-нибудь не предложит это сделать. По словам Лизы Владек, кстати, единственной американки, которая занимается профсоюзной работой в России, профсоюзы Соединенных Штатов в течение последних 10 лет целенаправленно проводят политику органайзинга, расходуя на эти цели треть своего бюджета и имея в этой области хорошо подготовленных специалистов.

Чтобы более зримо представить работу органайзеров, стоит вспомнить фильм “Эрин Брокович”, где героиня Джулии Робертс, пытаясь распутать дело о химической компании, которая отравила своей деятельностью целую округу, неустанно ходит от дома к дому и узнает историю каждой пострадавшей семьи. В итоге женщина убеждает сотни людей сообща выступить против хозяев компании и поставить свои подписи в документе протеста. Это ломает ситуацию, и суд встает на сторону обиженных.

Конечно, проводить параллель между сегодняшней Америкой и Россией в вопросах профсоюзной работы было бы не совсем правильно. У каждой страны свой путь. Но вот позаимствовать друг у друга наиболее ценные, здоровые зерна было бы в самый раз. В этом смысле органайзинг как нельзя кстати придется ко двору российских профсоюзов. Наши люди не менее чем американцы любят поговорить о своих проблемах, излить душу, поплакаться в жилетку. Но сегодня, когда каждый сам по себе, такого “удовольствия” лишены многие. Человек бьется в клетке собственных проблем и не находит выхода. Вот тут-то ему на помощь и приходит органайзер, или иначе - профсоюзный активист.

ВСЕ ЛИ МЫ В ОДНОЙ ЛОДКЕ?

...Мы сидим и разговариваем на диванчике в тесной двухкомнатной квартирке стандартной калининградской пятиэтажки. Муж, жена - работники Калининградского морского торгового порта и нас двое - агитаторов за профсоюз.

“Давно работаете в порту?.. А сколько получаете?.. Хватает заработанных денег?.. Жена болеет?.. Теща живет с вами?.. Сын - студент?.. Есть желание поменять квартиру, а средств нет?” - вопросы, вопросы, от которых пухнет голова, но решения так и не находятся.

Зарплата - только на самое необходимое. Непредвиденный случай - недавняя операция жены - обернулся катастрофой для всей семьи: где взять требуемые сто тысяч рублей? А ведь речь идет о здоровье близкого человека... Обратились в администрацию, к директору порта - реакция нулевая: “Ваши проблемы”. А ведь женщина приобрела тяжелое заболевание, много лет отработав в “консервной банке” - помещении, где напрочь отсутствуют элементарные условия труда. Спас больную счастливый случай - с деньгами помогли едва знакомые люди. Сделали операцию, недавно Галина снова вышла на работу. Но надолго ли задержится в порту инвалид третьей группы?..

Вообще ситуация в порту сложная. По словам очевидцев, рабочие лишены многих прав. Несколько лет назад силовым решением администрации “боевую” профорганизацию выбили из порта, на профсоюзников устроили гонения, а люди, поддерживающие профсоюз, чтобы сохранить работу, вышли из организации. Так было и с Николаем, мужем Галины.

В профсоюзе остались немногие. Его лидер Михаил Чесалин в прошлом году на выборах в областную думу баллотировался по одному с директором порта округу... и победил со значительным перевесом голосов.

Но вначале этого лета произошло ЧП. На Михаила среди бела дня было совершено нападение, в результате которого он попал в больницу с сотрясением мозга и ножевыми ранениями. Официальная версия случившегося - пьяная хулиганская выходка с целью ограбления: у пострадавшего пропал дешевый сотовый телефон...

Через неделю, чтобы поддержать Михаила и его товарищей, в город приехали представители профсоюзных организаций из различных регионов страны: Новосибирска, Красноярска, Новокузнецка, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга. Они вышли пикетом к проходной порта с призывами в поддержку профсоюза, раздавали листовки. Вечером по местному телеканалу прошел сюжет об этой акции, правда, прозвучавшая реплика ведущего, о том, что никто из докеров - работников порта - не присоединился к митингующим, практически свела на нет действенность мероприятия.

И все-таки почему работники порта не вышли поддержать своего товарища? Если отбросить политическую подоплеку ситуации, где с ходу сложно найти правых и виноватых, можно сказать, что люди просто-напросто испугались последствий.

Вот и наш новый знакомый Николай после разговора по душам, загорелся профсоюзной идеей так, что написал заявление в профсоюз, но выйти и в открытую сказать о своем решении так и не смог. “Пока побуду в тени, - решил он. - Посмотрю, что будет дальше”.

Конечно, профсоюзу, чтобы стать сильным, нужны новые люди - активные, осознающие свою значимость и влияющие на решение проблем. Ведь в порту невысокая зарплата, идет сокращение штата, слабая организация безопасности труда. А люди, как и большинство россиян, страдают хронической болезнью - “только не я”. “Пусть кто-то там, наверху, решит за меня, как мне жить дальше и что делать, я - всего лишь маленькая пешка”.

Когда же наконец мы поймем, что начальники за нас ничего не решат, что проблемы, если разобраться, у всех очень схожи, а значит, и решения можно найти только вместе?! Причем чем больше нас будет, тем лучше.

Елена ЯНОЧКИНА, редактор ИИЦ ЦС ГМПР
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2