Развитие автопромышленного кластера в Калужской области является стратегическим приоритетом для местных властей. Но на заводах европейских ТНК в Калуге зарплаты далеко не европейские, и отношения с профсоюзами отнюдь не всегда складываются, как в Европе. На одном из заводов - поставщиков крупного автосборочного производства “Фольксваген” ситуация накалилась настолько, что началась забастовка, организованная Межрегиональным профсоюзом работников автопрома (МПРА). Руководство “Бентелера”, поставляющего на “Фольксваген” автомобильные подвески, почувствовало силу работников, объединившихся в профсоюз.
Первичка МПРА в ООО “Бентелер Аутомотив” (предприятие немецкой ТНК Benteler AG) была создана в ноябре 2011 года. С февраля нынешнего года велась подготовка к заключению колдоговора. 29 февраля профсоюз официально предложил администрации начать коллективные переговоры. Проект колдоговора, подготовленный МПРА, предполагал повышение зарплаты (в настоящее время - 18 - 19 тыс. рублей).
1 марта был получен отказ. Руководство заявило, что в МПРА состоят менее 50% рабочих завода, но никаких официальных документов, подтверждающих это, не представило. По данным профсоюза, на предприятии заняты 330 - 340 работников, из них МПРА представляют 190 - более 50%.
В ответ на отказ вести переговоры профсоюз провел однодневную “итальянскую забастовку”, существенно замедлив конвейер. В результате 5 марта администрация объявила предыдущее решение недействительным и заявила о готовности к переговорам.
Тем не менее в марте коллективные переговоры так и не начались. В то же время руководство приняло антипрофсоюзные меры: отказалось регистрировать любые официальные письма и документы от профсоюза и предоставлять информацию о численности работников, запретило рабочим оставаться на территории предприятия в нерабочие часы (естественно, в первую очередь это затронуло профсоюзных активистов). 19 марта МПРА, как и положено по закону, в десятидневный срок подал работодателю уведомление о забастовке. Его руководство тоже отказалось регистрировать. 29 марта в 20.00 забастовка началась. Рабочие требовали от администрации одного - начать переговоры с профсоюзом.
Руководство “Бентелера” до последнего отказывалось иметь дело с МПРА. На собрании в цехе вечером 29 марта руководители показали рабочим “приказ” о начале переговоров, но ни требования, ни переговорная команда МПРА в нем не упоминались. Охранники попытались силой выдворить с собрания члена Совета МПРА, координатора по Калуге Дмитрия Кожнева, но рабочие не дали им этого сделать. Люди стали скандировать “Забастовка!”, надели повязки МПРА и развернули флаги. Забастовка началась.
К заводу были стянуты полицейские и ОМОН, служба безопасности с соседнего “Фольксвагена” - с одной стороны, а с другой - к заводской ограде подошли рабочие-активисты МПРА с “Фольксвагена”, чтобы выразить солидарность с бастующими. Они скандировали: “Одно решение - сопротивление!” Впоследствии полицейские попытались объявить это “несанкционированным митингом”.
Всех забастовщиков постепенно вытеснили из цехов в помещение столовой. Там они держались до 31 марта. Поскольку руководство распорядилось вынести все продукты и напитки из столовой, добровольцы наладили доставку воды и продовольствия. Администрация использовала офисных служащих, мастеров, начальников смен, а также студентов и рабочих соседнего “Фольксвагена” в качестве штрейкбрехеров. Активисты МПРА с “Фольксвагена” сообщили, что в продукции “Бентелера” в период забастовки был огромный процент брака. 30 марта забастовщики встали живой цепью у выезда с завода и некоторое время блокировали отгрузку продукции.
31 марта в Калугу срочно выехал президент Конфедерации труда России Борис Кравченко. Состоялись переговоры с участием Кравченко, Кожнева, председателя профкома на “Бентелере” Алексея Настина, губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, региональных министров и руководства предприятия: генерального директора Хуберта Копманна и директора по персоналу Елены Сироткиной.
Переговоры были достаточно жесткими, но в итоге удалось достичь договоренности о том, что в понедельник 2 апреля в 8.00 будет издан приказ о начале коллективных переговоров с профсоюзом. Забастовщики, покинувшие завод в субботу, заявили, что вернутся в понедельник и, если руководство не сдержит обещание, возобновят забастовку.
Делать этого не пришлось - приказ действительно был подписан. Требование забастовщиков выполнено - коллективные переговоры с МПРА начнутся уже на этой неделе. Рабочие сняли с заводской ограды ту самую растяжку “Мы бастуем!”, попавшую в столько телесюжетов и фотографий о забастовке.
Основной этап борьбы только начинается, и рабочим “Бентелера” еще понадобится солидарность. Но уже сейчас ясно, что значение забастовки, на несколько дней приковавшей к себе внимание федеральных СМИ, огромно - и рабочие соседних автозаводов, в том числе шеститысячного “Фольксвагена”, и работодатели надолго запомнят это проявление силы коллектива, объединенного в профсоюз.
Илья МАТВЕЕВ,
информационный работник регионального офиса Международной федерации металлистов в странах СНГ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
И спасибо что осветили конфликт на страницах вашей газеты.....подробности предательства здесь...
http://mpra.info/news/profboss-v-roli-shtrieikbriekhiera-funktsionier-kaluzhskogho-obkoma-fnpr-pytaietsia-sorvat-zaba