Top.Mail.Ru
Профсоюзный архив

“Предатели среди нас!”

Штрейкбрехерство и как с ним бороться. Опыт 1907 года

В журнале профсоюза золотосеребряников и бронзовщиков за конец февраля - март 1907 г. можно отследить любопытную историю одного штрейкбрехера. Она хорошо иллюстрирует само явление и способы борьбы с ним в то время.

На предприятиях в тот период повсеместно проходили забастовки, которыми рабочие пытались добиться повышения зарплаты, улучшения условий труда, сокращения рабочего дня и прочего. Но всегда находились люди, поддавшиеся на уговоры хозяев и выходившие на работу вместо бастующих, - штрейкбрехеры. Таким образом они срывали забастовку, за что их нещадно клеймили в профсоюзной прессе. Предателям обычно объявляли бойкот. Так, забастовка была запланирована в мастерской г-на Васильева. В одном из номеров журнала по постановлению правления Союза золотосеребряников и бронзовщиков опубликованы фамилии штрейкбрехеров, “которые заместили товарищей, бастовавших в мастерской Васильева”. Среди них встречается фамилия Бурмистров.

В следующем номере журнала вышла заметка под названием “Уличенный штрейкбрехер”, подписанная фамилией Сенаторов. “В мастерскую господина Виста пришел просить работы некто Бурмистров, которому Союзом был объявлен бойкот за то, что он оказался штрейкбрехером во время забастовки у г. Васильева, - рассказывает автор. - Вист принял его в тот же день. Но подмастерья, узнав об этом, немедленно сообщили хозяину, что Бурмистрову объявлен бойкот и что поэтому из-за него могут возникнуть неприятности, как у хозяина, так и у них, рабочих; вследствие этого они предлагают г. Висту не брать Бурмистрова”. Интереснее всего то, что господин Вист прислушался к этому заявлению. Когда бойкотируемый Бурмистров явился на работу, хозяин, “сославшись на заявление подмастерьев”, отказал тому в обещанном месте. Таким образом, бойкот обернулся для предателя не только тем, что его переставали замечать, но и гораздо более серьезными последствиями. Потеря работы для члена профсоюза была не настолько тяжелой, как для штрейкбрехера, потому что безработного профсоюзника все же поддерживали из средств профсоюза. Заметка заканчивается пламенным призывом: “Товарищи! Поддерживайте постановления Союза! Ведь если все мы будем действовать таким образом, то штрейкбрехеров будет гораздо меньше и забастовки не будут срываться, как это было, например, у Васильева”.

Эта поучительная история заканчивается слезным прошением Ивана Ивановича Бурмистрова, обращенным к бывшим товарищам и профсоюзу. Оно было опубликовано в одном из последующих номеров журнала. Приводим его целиком, не меняя стилистики автора:

“Товарищи и члены союза! Прошу простить меня и снять бойкот, наложенный за работу в мастерской Васильева во время забастовки. Хотя я это нехорошо сделал, без совести, но не с целью поддержать Васильева и содействовать ухудшению положения товарищей. Я совершил жестокую, непростительную ошибку. Я совершил это, скорее всего, по легкомыслию и потому, что находился без кондиции два месяца. Работая же у Васильева, я не слышал от товарищей внушительного пояснения о бойкоте и о том, какую силу будет он иметь в данное время. Я слышал только увещания Васильева да Григория Мартынова, которые говорили мне, что никаких бойкотов не существует ни для меня, ни для всех, работающих у него.

К тому же Васильев обещал платить мне хорошее жалование и написать какую-то бумагу, чтобы обеспечить меня своей кондицией на столько лет, на сколько я пожелаю. Много, много он обещал еще хорошего, но ничего не исполнил. Я работал, пока был нужен; а теперь, выгнанный Васильевым и отвергнутый товарищами, лишен заработка и куска хлеба.

Товарищи! Войдите в мое положение, вникните в суть моего легкомыслия! Ведь первый проступок допускает прощение. В надежде, что вы простите меня и снимите бойкот, наложенный за штрейкбрехерство, я обещаю больше никогда не повторять этого гнусного поступка и быть ревностным членом нашего союза.

Готовый к услугам, Ив. Ив. Бурмистров”.

На заседании 21 марта 1906 г. правление профсоюза рассмотрело прошение и вынесло постановление, принятое девятью членами при двух воздержавшихся. Делая оговорку, что “правление не может быть вполне уверено в искренности раскаяния И. Бурмистрова и в его обещании не быть никогда штрейкбрехером”, правление все же “ничего не имеет против снятия бойкота” и “предо-ставляет товарищам каждой мастерской решать вопрос: желают ли они работать вместе с Бурмистровым или нет”. Скорее всего, после столь жестокого наказания Иван Иванович все же был прощен товарищами.

Редакция благодарит Научную библиотеку профсоюзов за предоставленные источники (Журнал “Вестник золотосеребряников и бронзовщиков” №№ 4 - 6)

Марина ЮРШИНА

“А”-СПРАВКА

Штрейкбрехер (нем. Streikbrecher, буквально - ломающий стачку) - человек, который работает во время забастовки, предавая интересы забастовщиков (Толковый словарь Ожегова). Тот, кто отказывается участвовать в забастовке или нанят администрацией предприятия для замены бастующих. В переносном значении - изменник, предатель общих интересов. Предприниматели нанимали штрейкбрехеров для срыва забастовок и подрыва деятельности профорганизаций. Экономическая основа штрейкбрехерства - безработица.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика