Top.Mail.Ru
Профсоюзный архив

Женское “счастье”

К 1918 году сильно возросло число активно работающих женщин. В февральском номере журнала “Профессиональный вестник” А. Львова высказала мнение, что только горькая нужда заставляет женщину работать, забывая свои материнские и семейные обязанности. Ведь даже в мирное время заработок мужа не всегда обеспечивает семью.

“Война проделала такие социально-политические опыты, на которые в другое время потребовались бы десятилетия, - отмечает Львова. - Нет теперь ни одной отрасли промышленности, в которой не применялся бы женский труд. Работают женщины в промышленности и торговле, во всех государственных и общественных учреждениях, на железных дорогах, в почтовом ведомстве, на телеграфе и телефоне, в металлообрабатывающей и горно-заводской промышленности. Оторвав все молодое и работоспособное мужское население от производства, война заставила прибегнуть к труду женщин и детей. И, к удовольствию капиталистов, опыт замены квалифицированного труда трудом женщин оказался удачным. Тенденции капиталистического строя - к постоянной и неуклонной замене мужского труда более дешевым женским трудом”.

По мнению автора, развитие капитализма внесло в народно-хозяйственную жизнь коренные изменения: “Разрушив ремесло, создав фабрику с ее гигантскими машинами и механическими двигателями, капитализм в то же время разрушил и ту семейно-трудовую ячейку, в которой женщина находила применение своему труду”. Если в мирное время быстрый рост использования женского труда вызывался реорганизацией и сменой характера производства, возможностью применения необученного труда и расширением рынка сбыта продукции, то в настоящее время он нередко означает вытеснение мужского труда, говорит автор. В качестве подтверждения Львова приводит данные фабричной инспекции о числе рабочих, занятых на подведомственных ее надзору предприятиях.

Число работниц неизменно повышается, тогда как рабочих почти не становится больше. “На такое увеличение женского труда понадобилось бы в мирное время не менее десяти лет”, - считает автор. Причем подобная ситуация наблюдается и в других странах.

Больше всего, как известно, женский труд применялся в текстильной промышленности. В России на предприятиях по обработке волокнистых веществ уже в 1914 г. число работниц было 57% от общего количества рабочих, а к январю 1917 г. - 67%. Увеличилось их число в сахарном, химическом, стекольном производствах, на писчебумажных, табачных и картонажных фабриках, и там женщины выполняют те работы, которые раньше выполняли исключительно мужчины. Но самое радикальное изменение война внесла в металлургическую промышленность, работающую непосредственно на оборону, где женский труд до того применялся очень мало. В России, где число работниц по металлу составляло только 1%, к концу 1916 г. их насчитывалось уже 18%.

Женщины выполняют и самые сложные квалифицированные работы, и работы, не требующие особой квалификации. Однако их зарплата “не только не соответствует растущей дороговизне, но далеко отстает и от заработной платы рабочего-мужчины, - утверждает автор. - За одинаковую работу женщины получают чуть ли не половинную плату. Зарплата работниц ниже зарплаты рабочих на 40%. Не только поденная, но и сдельная плата значительно ниже”. На одном и том же предприятии существует различная заработная плата для мужчин и женщин, хотя работа последних требует не меньшего искусства.
Даже рабочие союзы, вырабатывая свои тарифы, оценивают труд женщин ниже. Например, петроградские союзы, вырабатывая прожиточный минимум, думали установить его для рабочих в 10,4 руб., а для работниц - в 8 руб. А общее собрание союза пекарей, не имея возможности установить разную оценку труда рабочих и работниц своей профессии, потребовал перевода всех работниц с квалифицированной работы в разряд чернорабочих. Многие профессиональные организации смотрят на женский труд, как на явление нежелательное, поэтому не только ничего не делают для привлечения женщин в свои организации, но и ставят всякие препятствия для вступления работниц в их союзы. А если и принимают, то ничего не делают для их организации, надеясь, что по окончании войны с возвращением “кормильцев” работницы оставят не свойственное им занятие и вернутся к домашнему очагу, на кухню и в детскую.

“Невысокая заработная плата, как часто утверждают, привлекает сотни тысяч женщин в производства, а горькая нужда заставляет женщину искать заработка для себя и своей семьи, заставляет ее забыть свои материнские и семейные обязанности, - убеждена Львова. - Не говоря уже о военном времени, когда многие тысячи женщин лишились единственной поддержки, но и в мирное время заработок мужа не всегда обеспечивает даже полуголодное существование семьи. Разложение земледельческого хозяйства, бегство крестьян в города, скопление в городах массы населения, низкий заработок и все растущая дороговизна гонит из семьи не только незамужних женщин, но и всех рабочих, которые своим заработком должны поддержать семью”.
Вместе с переворотом в промышленности произошла революция во всей общественной и семейной жизни. Изменились общественные и религиозные представления, стали меняться и женщины: “Вместо прежней безвольной рабыни, семьянинки и хозяйки она превращается в самостоятельного человека, в борца за свободу и сотрудника рабочего класса в его борьбе за свое освобождение”.

А между тем, говорит Львова, “капиталисты всех стран воспользовались войной, чтобы отменить и те мизерные законы, которые до сих пор охраняли труд женщин”: нет запрета на ночной труд для женщин и детей, зато для них есть сверхурочные работы, и никто уже не считается с “вредными для женского организма производствами”. За охрану женского труда должны бороться профсоюзы, уверена автор: установить нормальную зарплату и нормальный рабочий день, добиться равной оценки труда рабочих и работниц, требовать полной отмены ночного труда во всех производствах, где это технически возможно, и безусловного запрещения его для женщин. Кроме того, профсоюзы должны обратить внимание на условия, в которых протекает труд рабочего: по мнению Львовой, в России радикально изменилось правовое положение рабочего класса, много делается для улучшения его экономического положения, но ничего не сделано для охраны труда рабочего, для улучшения санитарно-гигиенических условий его работы.

“Выработка мер охраны труда и в первую очередь охраны труда женщины-работницы - матери будущих поколений является одной из главных задач профессиональных союзов, - заключает Львова. - Но, вырабатывая такие меры, нужно в то же время создать и орган, который следил бы за их проведением в жизнь. Выборная и ответственная перед профсоюзами фабричная инспекция, и в первую очередь женская инспекция, может и должна взять на себя задачу обследовать условия жизни и труда рабочего класса”.

Рубрику ведет Марина ЮРШИНА

Редакция благодарит Научную библиотеку профсоюзов за предоставленные источники
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика