В 1918 году в Советской России наступила безработица. Первыми ее жертвами стали женщины, которые в военное время заменили у станков ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей и братьев. В сентябрьском номере журнала “Рабочая жизнь” за 1918 год О. РОМАНЧУК высказал мнение, что только активное участие в деятельности и жизни своих профсоюзных организаций поможет женщинам защититься от увольнений.
В первую мировую войну мужчины были мобилизованы в армию, и многие из них не вернулись с фронта. Большинство российских семей остались без кормильцев. Некоторые фронтовики вернулись калеками, больше не могли работать, и за ними надо было ухаживать. А денежных средств на содержание семьи не хватало. В результате чтобы как-то прокормить свои семьи, женщины вынуждены были пойти работать на заводы и фабрики. Они заменили у станков ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей и братьев. “Нет той отрасли производства, - отмечает Романчук, - где в промежуток между 1914 и 1916 гг. не сократилось бы более или менее значительно число мужчин-рабочих и не увеличилось бы число женщин-работниц. Вытеснение мужского труда женским за время войны приняло у нас в России массовый характер”.
В 1918 году Россию постигла безработица, которая в первую очередь отразилась на женщинах. На заводах и фабриках они стали первыми жертвами увольнений. “Почему женщина должна страдать больше всех, - спрашивает Романчук, - и где ей искать защиту и опору? Вот вопрос, который стал перед женщиной и на который надо дать скорый и определенный ответ”.
По мнению автора, заводские профкомитеты не всегда были на высоте своего призвания, часто соглашаясь на огульные увольнения или всех намеченных администрацией рабочих, или в первую очередь всех женщин. “Заводские комитеты в каждом отдельном случае должны внимательно рассмотреть вопрос об увольнении, - отмечает Романчук. - Если надлежит уволить, так в первую очередь такое увольнение должно коснуться всех более или менее обеспеченных, кто бы он ни был - мужчина или женщина. Обязанность заводских комитетов - помнить, что все-таки женщина сама менее способна защищать свои интересы, и мы не должны, не имеем права ставить это ей в вину и пользоваться ее слабостью”.
К сожалению, сами женщины к своей проблеме относились пассивно, сетует автор статьи. Несмотря на призыв рабочих активистов на митингах и собраниях “Организуйтесь, организуйтесь и еще раз организуйтесь”, работницы воспринимали его равнодушно: послушают оратора, похлопают и идут, каждая сама по себе. Женщины не понимали, что крепкий профсоюз - их единственная защита и опора в трудную минуту. Не желая оставлять безработных голодными, Советское правительство, конечно, издало декрет об обеспечении трудящихся на случай безработицы. Но воплотить его в жизнь, как считает автор, можно только при участии профессиональных союзов. А их надо укреплять. Но о каком укреплении может идти речь, если сами работницы скептически относятся к своим профсоюзным ячейкам? Убитые горем, войной, нищетой, они даже не помнят, в какой состоят организации.
“Если бы женщины при своем большинстве на фабриках и заводах, - заключает Романчук, - немного живее и энергичнее относились к своей организации, если бы они сознали всю важность организации, - мы смело могли бы сказать, что при этом положении безработица могла бы принять более эластичные формы, меньше принесла бы страданий. Если вы, женщины-работницы, хотите меньше всего пострадать от безработицы, если вы хотите меньше иметь горя, идите в организации, примите в них живейшее и энергичнейшее участие - вот ваша опора и защита от безработицы”.
Дмитрий ЛОЗОВАН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте