В начале XX века в профсоюзах существовала система выборных заводских старост, задачей которых являлось посредничество между рабочими и хозяином, и отстаивание их интересов. В октябрьском номере за 1909 г. профсоюзного журнала “Единство” автор статьи “О заводских старостах”, выступивший под псевдонимом Снарядник, призывает рабочих Обуховского оборонного завода к бдительному и ответственному подходу при выборах старост.
Осенью 1909 года на Обуховском заводе должны были состояться выборы заводских старост. Но сами рабочие, по мнению автора, как-то пассивно относились к подобным событиям. Не проверяя достоинств кандидата, они готовы были отдать ему свои голоса, а потом оказывались недовольны, что он не желает отстаивать их интересы. При этом деятельность старост никто не контролировал, предпочитая стоять в стороне. Негативные последствия такой позиции он счел виной прежде всего самих рабочих.
“Не берусь критиковать старост всего завода, - отмечает Снарядник.- Все они одинаково сшиты за семнадцатирублевое жалованье. И их вина небольшая, что они оказались не на высоте своего положения; гораздо большая вина за массой, которая выставляла их кандидатами; она должна была бы и двигать их. Но масса Обуховского завода спит уже с 1905 года, и в 1907 г. она избрала старост и сама отошла в сторону. Этим и воспользовалась администрация и заставила старост исполнять то, что угодно начальству”.
Пассивность рабочих приводила к печальным последствиям. Ведь хозяин завода всегда заинтересован в том, чтобы его меньше беспокоили профсоюзы. Для этой цели он старается провести на должность старост своих людей. А такие старосты только получают жалованье и ничего для рабочих не делают. Их наглость, отмечает Снарядник, доходит до того, что они перестают платить членские взносы, и еще при этом проявляют генеральские замашки, грубо заявляя: “Раз я получаю окладное жалованье - 17 рублей, - значит, я считаюсь членом администрации, могу указать, могу приказать”. Чтобы чего-то добиться от мастера или начальника завода, перед старостами приходилось унижаться. От них только слышно было: “Напишите в книге, что вам нужно, и подпишитесь, а я ее снесу - начальник разберет, - и мое дело сторона: за это я получаю жалованье и у начальства на хорошем счету”.
“Я хочу спросить рабочих, - отмечает Снарядник, - нужно ли нам выбирать старост в настоящее время? Если да, то надо указать им, что их выбирают не для того только, чтобы получать 17 рублей, а чтобы отстаивать рабочие интересы, но не интересы начальства”.
По мнению автора, рабочим каждой мастерской надо было прекращать спячку и добиваться предвыборного собрания. А на собрании - подвергнуть критике старых старост за бездеятельность и наметить новые кандидатуры. (Ведь для успеха в борьбе за общее дело кандидатуры надо выставлять из членов профсоюза.) Но главное, рабочим следовало обсудить и понять, для чего они выбирают старост и чего от них требуют. Для этого была нужна активность рабочих.
“Если мы встрепенемся от долгой спячки, - заключает Снарядник, - мы сумеем выбрать достойных старост, которые бы действительно защищали наши интересы и не по званию, а на деле были бы нашими представителями в сношениях с администрацией”.
Дмитрий ЛОЗОВАН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте