Top.Mail.Ru
Профсоюзный архив

Самое рабочее образование

К 1919 году на территории Советского Союза стали создаваться подготовительные факультеты при вузах, предназначенные для трудящихся. К 1923 году понятия “рабфак” и “обыватель” окончательно оформились в сознании граждан. Встал вопрос: кто из передовиков производства достоин образования в большей степени. Журнал “Работник связи Урала” посвятил теме полосу в июне 1923-го, 85 лет назад.


В начале 20-х в Советской России появились рабочие факультеты, попросту рабфаки, осуществляющие подготовку в вузы молодежи, не сумевшей вовремя получить среднего специального образования. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. постановил предоставлять трудящимся высшее образование без всякой справки о среднем. Недостаточный уровень общеобразовательной подготовки рабочих не заставил себя ждать и выявился сразу. Дабы устранить помеху всеобщему образованию, в 1919 было принято постановление об учреждении в Москве специальных вечерних курсов при вузах. Первый рабфак был учрежден при Московском Коммерческом институте (ныне Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова).

Рабочие факультеты получили широкий общественный резонанс, во множестве газет и журналов время от времени появлялись заметки о функциональном и идеологическом назначении учебных учреждений. Девятый номер журнала “Работник связи Урала” вышел в июне 1923 с заметкой автора под псевдонимом А.П. “Кого посылать на рабфак в 1923 году”.

“С внешней стороны кажется просто, что рабочие факультеты созданы при университетах для подготовки рабочих в возрасте от 18 лет и выше до неопределенного возраста для поступления в него, как не имеющих познаний переходной ступени от низшей к высшей школе, - рассуждает А.П. - Просто, очень просто! Но идейная сторона - внутреннее содержание назначения рабфаков совсем иное, глубже, неизмеримо глубже этого. Рабфаки есть начало выполнения нашей программы, начертанной Октябрьской Революцией: “Высшие школы - для рабочих”, через них мы должны провести в жизнь великое утверждение В.И. Ленина - “Наша задача - научить грузчиков, кухарок, сторожей, дроворубов, молотойбойцев и других управлять страной”. Им - пролетариям, по плоти и по крови должны быть предоставлены все права на скорейшее изучение великих таинств науки, им первое место на этом пути. А не разночинцам и прочим категориям, опролетаризовавшимся лишь за последние семь лет существования в России диктатуры пролетариата, но далеко не воспринявших всей пролетарской психологии. И с этим должны согласиться все”.

По ходу развития темы товарищ А.П. задается вопросами: “Что значит пролетаризация школы? И в какой это зависимости находятся учащиеся - разве учиться при советской школе можно только избранным? Зачем одним отдаются предпочтения перед другими? К чему такой особый подбор студентов из членов профсоюза в рабфаки? Разве члены профсоюзов не есть все трудящиеся?” Негодование автора можно понять - попасть на рабфак было не так просто. Как правило, профсоюзы сами отбирали кандидатов, успешных и перспективных передовиков. Система приема на факультеты пролетариев была законодательно оформлена декретом СНК РСФСР “О рабочих факультетах” от 17 сентября 1920 г. По нему учиться брали молодых людей от 16 лет, занятых физическим трудом, по командировкам от предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов. Обучавшиеся на рабочих факультетах приравнивались к работникам производства и получали государственную стипендию. Срок обучения был окончательно принят в 1921 - 1922 учебном году и составлял три года на дневном и четыре на вечернем отделении.

Далее А.П. свои выведенные на первый план вопросы признает обывательскими, резюмируя: “На обывателей такие догадки, безусловно, могут произвести известное впечатление, и у обывателей ясно блеснет мысль о родных сынках и пасынках советской власти”.

Позиция автора окончательно проясняется лишь к концу статьи. А.П. выступает против чехарды на рабочих факультетах, напоминая, что рабфаки создавались для неучей и малограмотных, и как раз они и должны там учиться: “Отсюда вывод, кому больше нужно предоставить мест в учебе. Металлистам - где большинство неграмотные рабочие, или связи, где почти все грамотные? Конечно - металлистам. И если прием 1920 года дал в стены Р.Ф. (рабочих факультетов. - С.М.) 40% не тех, кому следовало бы сесть за скамью учебы, задача профсоюзов в 1923 году - свести этот процент на нет. Профсоюзы должны заполнить предоставленные места в настоящем году членами, отвечающими все тем же целям и задачам Р.Ф. Нужно послать тех, кто прошел трехгодичную школу физического труда, не имеет общего образования больше как народной школы. В заключение напомню союзным органам, что затрачиваемые средства государством на содержание Р.Ф. отпускаются именно для учения рабочих - молотобойцев, грузчиков и т.п., а не для окончивших еще раньше 5 - 6 классов гимназии и т.д. <...> Вкусившие плодов науки, они могут уже самостоятельно грызть “гранит науки” и подготовить себя для поступления в вузы. Дорога туда им открыта, было бы желание и выдержка в труде”.

К следующему, 1924-му, году количество выпускников рабфаков в высших учебных заведениях перевалило за 40%. То, что пролетарские факультеты действительно работают, стало очевидным. Между тем, просуществовали они недолго и полностью иссякли к 1940 году. Явление вполне понятное: вместе с развитием в государстве среднего и специального образования необходимость в рабочих факультетах просто отпала.

Саша МЕРЦАЛОВА

Редакция благодарит Научную библиотеку профсоюзов за предоставленные источники
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика