В разделе “С пьянством должна быть начата беспощадная борьба” (рабочий журнал “Московский пролетарий” № 27, 1924) авторы заметок “Погуляли” (ГЕЭН), “Суд над пьяницей” (ЯШКА) и “Преодолеем тяжелое наследие” (А. ПАВЛОВ) выражают возмущение проявленными случаями пьянства и алкоголизма в рабочей среде. Как считают авторы, профсоюзам необходимо повышать культурный уровень трудящихся.
Известно, что один из самых тяжких и трудноискоренимых человеческий пороков - это пьянство. По мнению Геэна, данный порок губит и бичует самые благие намерения и инициативу рабочих организаций. Профсоюзные активисты понимали, что труд работника на предприятиях не бывает легким, поэтому стремились как-то порадовать людей, сделать им приятное, чтобы они в понедельник с приподнятым настроением снова могли придти на работу. Для этого, например, по выходным профсоюзы устраивали коллективные экскурсии по городу. Однако не всегда такие мероприятия были успешными. Некоторые работники во время экскурсий начинали “гулять”.
“Экскурсионное бюро Союза швейников решило устроить ночную прогулку на пароходе по Москве-реке, - рассказывал Геэн, - Прогулка обещала быть хорошей. Был оркестр, пел хор, царило бодрое настроение. Но вдруг неведомо откуда замелькали бутылки с портвейном, “русской горькой” и другими “блаженными” напитками. Через некоторое время часть публики зашаталась. Проснулась старинная русская традиция: разбушевалась душа. Всю прогулку испортили. Из-за боязни скандала нельзя было пьяных спустить на берег. Возмущению остальных товарищей на пьяную гурьбу не было границ. К великому сожалению, и такая небольшая группа, как оркестр, также напилась вдрызг”.
Конечно, такое неподобающее поведение компрометирует работников, следовательно, и коллектив предприятия в целом. По наблюдениям Яшки, систематическое пьянство приводило “несознательных товарищей” как к нарушению трудовой дисциплины, так и неадекватному, агрессивному поведению по отношению к окружающим.
“Работники пекарни № 18 братья Хромовы, - писал Яшка, - после получки пришли на работу в пьяном виде, отработавши, выпили еще. Потом стали хулиганить. Младший брат начал ругать заведующего, похитил буханку ситного и был задержан, но своевременно показал пятки милиционеру. Другой же брат Хромов с собутыльниками весь день пил, а затем пришел в завком с бутылкой вина и начал крыть завком матом... Проснувшись утром с больной головой и полным отсутствием памяти, такие типы с удивлением узнают, что их ожидает суд общественности. С больными, испитыми лицами, к веселью окружающих, они задают нелепый для всех вопрос: “Чего я сделал?” Потом на суде с понурым видом пытаются найти оправдание своему поведению. Только их оправдания звучат довольно однотипно. У товарищей они вызывают только недоверие и всеобщий смех”.
“Обвиняемые рассказывают, - продолжал Яшка, - что работать и пить начали с малолетства. Сначала были “вспрыски”, потом пьянка с подручными, а теперь вот уже втянулись. Сейчас, чтобы быть пьяными, выпивают по 3 - 4 бутылки горькой. Пропивают шестую часть заработка (рублей 10). Однако утверждают, что после выпивки работают так же, как и всегда, и в опохмелке не нуждаются. Дома жен и детей не бьют, потому что “сильно ослабевши, после этого заваливаешься спать”. Газету читают плохо, клуба не посещают, на собраниях не бывают. Теперь они неловко и смущенно обещают “попридержать себя”. Только рабочие смеются над последними словами обвиняемых, что они больше пить не будут. “До получки”, - смеется молодежь”.
Таких обвиняемых приходилось подвергать различным мерам наказания, - вплоть до увольнения без права компенсации. Подающих надежду на исправление суд мог приговорить к временному исключению из профсоюза, пока человек не исправится. Общественный суд - мероприятие, конечно, печальное. К радости автора, рабочий коллектив относится к нему сознательно и ответственно. Сами обвиняемые свою вину признают и на постановление суда не обижаются.
“Видно, что что-то проникло в головы забулдыг-пекарей, - говорит Яшка. - Они с жадностью расспрашивали доктора, где можно лечиться, как лечиться. В перерыве между заседаниями была организована ячейка по борьбе с пьянством. В нее записались и работницы, и старые, много на своем веку видевшие, булочные мастера. Один из них, “старый подсознательный марксист”, с ужасом вспоминал, как во время фабричных заварушек в критический момент хозяин выкатывал 40-ведерную бочку спирта. Теперь каждый рабочий должен помнить, что чем больше будет пьяных, тем больше радости удравшим фабрикантам. Кончился суд, и все вместе - и обвиняемые, и судьи, и спец-эксперт, и суровый прокурор, и мягкий защитник, и вся огромная толпа пекарей - с удвоенной силой, особенно дружно поют “Интернационал”. На весь переулок далеко гудит: “Никто не даст нам избавленья”. Долго будет памятен этот суд в нашей пекарне”.
По мнению авторов, в России среди народа веками укоренялась пагубная привычка к алкоголю, а хозяева специально спаивали работников, чтобы отвлечь их от борьбы за трудовые права. И теперь, когда прошли столетия, людей, считали авторы, очень трудно оградить от тлетворного влияния пьянства. Рабочие по-прежнему после получки посещали пивные, а некоторые даже делали самогон. Виновных, конечно, наказывали, но проблемы это не решало. Как считали авторы, помочь могло только повышение культурного уровня рабочих масс. И основную роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом они отводили профсоюзным организациям.
“Фабрично-заводские комитеты, - заключал А. Павлов, - должны организовывать комиссии по борьбе с пьянством. Нужно ставить специальные доклады на общих собраниях в клубах о борьбе с этим пагубным явлением. Ежедневно и неустанно вести эту борьбу путем бесед в стенных, рабочих газетах и журналах. Местные организации, сознательные члены профсоюзов при участии и под руководством организаций должны создать на предприятии такое отношение к пьянству, при котором оно считалось бы грубейшим противообщественным поступком, нетерпимым в рабочей среде. Все это будет ослаблять привычку к спиртным напиткам и тем самым подготовлять условия, когда можно будет без всяких последствий закрыть пивнушки и т.п. заведения. В них отпадет потребность. Организованными усилиями рабочие массы преодолеют и победят это тяжелое наследие прошлого - пьянство”.
Рубрику ведет
Дмитрий ЛОЗОВАН
Редакция благодарит Научную библиотеку профсоюзов за предоставленные источники
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте