В статье “Рабочие кассы и биржевые артели” (журнал “Вопросы страхования”, 1914 г.) автор Н. АСНИК поднимает вопрос, на что обращать внимание и кому отдать предпочтение при выборе кассира рабочей кассы? По мнению автора, им должен быть сотрудник, радеющий за общее дело и интересы трудящихся.
Когда профорганизация насчитывает десятки тысяч членов, естественно, что ее касса становится крупной. Через такую кассу проходят многочисленные членские взносы. Поэтому и заведовать ею должен особый кассир. И здесь, по мнению автора, при выборе человека на такой пост необходимы строгость и благоразумная осторожность. Ведь хищение или растрата могут подорвать и деятельность организации, и само существование кассы. От этого профсоюзу необходимо себя обезопасить. Только где же найти специалиста нужного уровня?
“Приглашение особого кассира в крупных кассах заставляет внимательней отнестись к выбору служащего именно как кассира, - отмечает Н. Асник. - Если касса крупная, то такое приглашение просто неизбежно. И у некоторых товарищей возникает мысль обеспечить кассу от хищений, растрат и т.п. приглашением кассира из какой-нибудь биржевой артели. При этом, дескать, интересы кассы будут всегда обеспечены. Если кассир произведет растрату, артель должна будет пополнить ее. Увы, близоруки и достойны сожаления эти расчеты! В погоне за полной обеспеченностью кассового капитала забывают при этом о другой стороне вопроса, не видят действительного значения предлагаемого ими решения”.
Как утверждает автор, биржевые артели - это не что иное, как чисто капиталистические предприятия. При этом они могут иметь привлекательные для трудящихся названия. Например, “трудовые артели”. Только не надо торопиться этому верить. Потому что взнос в несколько тысяч рублей (на 1914 год это весьма значительная сумма, сравните: средняя зарплата квалифицированного рабочего в то время - 20 - 25 рублей. - Д.Л.) закрывает доступ в артели неимущим.
“Обыкновенно небольшая кучка основателей артели и ее верховодов вершат все дела ее по-своему, - заявляет Н. Асник. - И вступая в договор с артелью, вступаешь в отношения прежде всего с этой кучкой проникнутых духом наживы и барыша капиталистических дельцов. Чужеродным телом будут артельщики в живом организме рабочей организации. Чуждый и враждебный настроению рабочего класса дух делячества и наживы принесут они в среду трудящихся. В кассире своей кассы рабочие встретят не товарища, работающего на общее благо, а наймита, служащего денежному ящику, для которого безразлично, служить ли в рабочей организации или у ростовщика - лишь бы ему больше заплатили.
Может ли участник кассы встретить участливое, товарищеское отношение от такого человека, привыкшего всем взвешивать сообразно тому, кто сколько имеет, кто сколько получает!
Не достаточно ли встречали мы такое отношение в хозяйских учреждениях, чтобы опять натолкнуться на него в рабочей организации, управляемой рабочими же, служащей интересам трудящихся?”
Биржевая артель и профорганизация - две вещи несовместимые. И интересы у них разные. Потому что биржевая артель - предприятие капиталистов, а профсоюз - учреждение трудящихся. Этого никогда нельзя забывать.
“Не в этой плоскости, не в обращении к капиталистическому, чуждому по духу учреждению нужно искать обеспечения кассовых средств от хищений, - заключает Н. Асник. - Это значило бы продавать свое первородство за чечевичную похлебку. Для рабочей кассы нужно искать служащего-товарища, преданного рабочему делу человека, ставящего свою задачу не в том, чтобы “зашибить копейку”, но в том, чтобы вложить и свои силы в общий труд”.
Рубрику ведет Дмитрий ЛОЗОВАН
Редакция благодарит Научную библиотеку профсоюзов за предоставленные источники
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте