Top.Mail.Ru
Разговор с Делягиным

О конвертируемости рубля

Михаил ДЕЛЯГИН, доктор экономических наук,
отвечает на вопросы “Солидарности”


- Михаил Геннадьевич, по словам вице-премьера, министра финансов России Алексея КУДРИНА, в 2007 году, когда в рамках либерализации валютного регулирования Центробанк лишится права ограничивать движение капитала, рубль может стать свободно конвертируемой валютой. Что это значит для России?

- Это заявление, подтверждая поручение президента, данное им еще в послании Федеральному собранию, предъявляет к экономической политике на порядок более жесткие требования, чем даже разрекламированное требование удвоить ВВП.

Ведь полная конвертируемость валюты (не только по текущим, но и по капитальным операциям) - не техническая мера, а признак качественного состояния экономики. Экономический рост и профицит бюджета могут быть вызваны притоком “нефтедолларов”, низкая инфляция - сверхжесткой финансовой политикой, душащей реальный сектор. Но свободное движение капитала требует инвестиционного климата на уровне развитых стран.
Без этого свобода движения капитала лишь стимулирует его бегство, приведет к кризису и вынужденному восстановлению жесткого валютного регулирования.

- Но ведь для достижения названной вами цели надо, по сути дела, преобразовать всю экономику России?

- Да. России предстоит решить массу проблем, главная из которых - восстановление доверия инвесторов (в первую очередь российских), во многом утраченного в политическом кризисе второй половины 2003 года.
Рядом с разворотом российских капиталов после первых же арестов сотрудников “ЮКОСа”, просто бросившихся из страны, бледнеет даже знаменитый разворот Примакова над Атлантикой.

Снимать ограничения на движение капитала в этих условиях, да еще и в перспективе неминуемого снижения мировых цен на нефть и, соответственно, ухудшения конъюнктуры, нельзя. Значит, намерение ввести полную конвертируемость рубля означает намерение полностью решить за два года острейшие не только экономические, но и политические проблемы России.
Это значит, что сразу же после президентских выборов (раньше невозможно по чисто технологическим, управленческим причинам) должна произойти подлинная революция, захватывающая все ключевые сферы общественной жизни. Более того: она должна быть молниеносной и обеспечить решающие изменения уже к середине года.

- Почему так быстро? Ведь Кудрин говорил о 2007 годе...

- Ключевые меры валютного контроля отменяются уже с середины 2004 года. Именно тогда (по закону, принятому во втором чтении накануне парламентских выборов) Центробанк утратит право оперативно применять меры валютного регулирования - на это потребуется согласие правительства. Параллельно с этим произойдет лишение ГТК функций валютного контроля, что позволит не возвращать в страну выручку от товарного экспорта.

От того, успеет ли Путин кардинально изменить Россию за квартал, отделяющий его победу на выборах от реальной либерализации валютного регулирования, зависит весь ход его второго президентского срока, зависит то, каким он войдет в историю. Поэтому он будет стараться изо всех сил.

- Но почему столь жесткая связь - ведь и сейчас валютный контроль не особо силен, да и “резервы прочности”, включая золотовалютные, как вы сами не раз говорили, достаточно велики...

- Потоки валютной выручки высоко концентрированы: более 70% приходится на 15 крупнейших экспортеров, в том числе на “Газпром” - почти 20%, на “ЮКОС” - 10%, на остальные девять крупнейших российских нефтяных компаний в совокупности - более 30%.

Либерализация валютного регулирования в намеченном виде позволит крупным экспортерам, не нарушая закон, оставлять за рубежом основную часть валютной выручки. Использование этой возможности начнет снижать золотовалютные резервы и обратит на себя внимание всех субъектов экономики, которые начнут подстраховываться переводом части средств в валюту и повышением ликвидности. Это ударит по банковской системе, и без того испытывающей трудности.

В результате экономика столкнется с проблемами еще при золотовалютных резервах, намного превышающих “уровень достаточности”.

- Но ведь в современной российской ситуации государство, по всей вероятности, может наказывать компании не только за нарушение закона, но и за использование формально законных лазеек.

- Конечно, если возможности политического влияния, предоставляемые либерализацией валютного регулирования, начнет использовать, например, “ЮКОС”, он будет наказан - жестоко и без разговоров.
Но беда в том, что из-за возросшей в последние полгода незащищенности собственности вывод капиталов из России экономически, объективно обусловлен. И по коммерческим причинам на путь использования предоставляемых законом возможностей может стать не только “чужой”, но и “свой”, силовой олигарх, наказывать которого нынешней власти не с руки.
Есть лишь один путь, чтобы у него не возникло подобной мотивации, - быстрое изменение всего экономического организма страны.

- А такое вообще возможно?

- Не думаю. Но президент может и попытаться, ибо после переизбрания его власть будет практически неограниченной.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика