Перспектива потерять или, как альтернатива, выкупить квартиру, в которой прожито более 20 лет... Именно с такой проблемой столкнулись жители села Усть-Качка Пермского края. Дело в том, что чуть более года назад Пермским краевым советом профсоюзов курорт “Усть-Качка” был продан. А вместе с ним новому собственнику отошел и весь жилищный фонд одноименного села, где десятки лет проживали работники ЗАО “Курорт “Усть-Качка”.
В редакцию “Солидарности” с просьбой о помощи обратились жители Усть-Качки. В ситуации разбиралась наш корреспондент.
СНЕГ НА ГОЛОВУ
Курорт “Усть-Качка”, долгое время бывший профсобственностью, был продан в конце декабря 2006 года. А буквально через несколько месяцев новые собственники курорта, у которых на руках оказалось более 75% акций ЗАО (остальные у профсоюзов) сообщили жителям села о том, что приватизировать свои квартиры они не смогут: весь жилищный фонд Усть-Качки является собственностью курорта. Тогда люди попытались бороться. Одиночные попытки не дали результатов, и поэтому жители села решили объединиться. Так возникло Территориальное общественное самоуправление села Усть-Качка. Первым о ситуации, в которой оказались усть-качинцы “Солидарности” рассказал председатель этого объединения Василий Лузин.
- Получилось так, что нашим жильем владеют только акционеры, а их сегодня осталось всего несколько человек, - пояснил Лузин. - Дошло до того, что наше же жилье начали продавать нам же, тем, кто проживает в нем. Такие прецеденты уже есть. Есть люди, которые выкупили свои квартиры у курорта, их судьба заставила. Стоимость по меркам Москвы, конечно, маленькая, 15 - 17 тысяч рублей за квадратный метр. Но у людей, которые работают в сельской местности, средняя зарплата от 4 до 7 тысяч, а коммунальные платежи за трехкомнатную квартиру - порядка 2300 - 2500 рублей. Получается так, что люди все свои деньги отдают в эту же структуру: управляющая компания по договору подчиняется тому же ЗАО “Курорт “Усть-Качка”.
В селе Усть-Качка живет более пяти тысяч человек, это примерно полторы тысячи семей. Многие из жителей проработали на курорте по 20 - 30 лет. И теперь они фактически потеряли возможность приватизировать свои квартиры, а значит, и оставить по наследству своим детям - их в селе около пятисот. По словам Лузина, произошло это потому, что еще в 1990-х годах акционеры смогли внести этот жилищный фонд в уставный капитал ЗАО “Курорт “Усть-Качка”.
- Сегодня ни один закон не позволяет вносить в уставный капитал жилищный фонд, - говорит председатель объединения. - Сейчас идут суды, обращаются отдельные жители, группы. Но судьи не на нашей стороне, и не по тому, что мы не правы по закону, а потому что какие-то другие обстоятельства заставляют судей решать вопрос именно так. Хотя по закону только тот человек, который проживает в жилье, имеет право на его приватизацию.
Иначе думают в различных инстанциях, куда уже успели обратиться жители села. Территориальное общественное самоуправление написало уже 42 письма в различные инстанции. Но большинство госчиновников ответили жителям, мягко говоря, отписками. Из генпрокуратуры обращения усть-качинцев отправлялись снова в Пермский край, оттуда, соответственно, в Пермский район, в прокуратуру, которая, по словам Лузина, эту проблему знает и отвечает одно и то же: проблема в очередной раз изучена, ничем помочь не можем.
Жители Усть-Качки обратились и в Пермское профобъединение и ФНПР. Копия письма была получена редакцией “Солидарности”. В ней местные организации ряда отраслевых профсоюзов (в том числе медиков, торговли, образования, сельского и лесного хозяйства и прочие) рассказывают о ситуации, в которой они оказались... И далее напоминают крайсовпрофу о давнем постановлении Президиума Совета ФНПР от 09.07.1992 года № 4-8, где было указано следующее: “Региональным профобъединениям разрешена передача в собственность граждан жилищного фонда, находящегося на балансе санаторно-курортных учреждений, организаций и предприятий на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда, руководствуясь при этом действующим законом РСФСР “О приватизации жилищного фонда в РСФСР”. И на основании этого постановления просят разрешить им приватизировать квартиры.
“МАЛЕНЬКАЯ” ТРАГЕДИЯ
- Мы просили в крайсовпрофе права на приватизацию много лет, но нам отказывали, - говорит жительница Усть-Качки Людмила Свинина. - А о постановлении ФНПР от 1992 года мы даже не знали - крайсовпроф скрывал от нас этот документ много лет. Сейчас ситуация развивается по новой...
Людмила Сергеевна поясняет, что люди боятся - ведь большинство из них работают в ЗАО:
- Открыто бороться за свои права решаются далеко не все. Могут уволить. Платят очень мало, но люди вынуждены работать, чтобы иметь крышу над головой. Ведь лишишься работы - выселят из квартиры. Хотя для ушедших на пенсию вроде бы обещают право проживания оставить. Но уже было несколько попыток проникнуть в квартиры под разными предлогами. Видимо, для оценки помещения. Наше территориальное общество успело предупредить жильцов, что они имеют право не пускать. Дело в том, что много пенсионеров, они своим детям хотят квартиры оставить. У людей полная неуверенность, что это квартира их. Никаких гарантий нет. Мы узнали, это первый курорт в России, где с квартирами и людьми поступили так...
Рассказывая это, Людмила Сергеевна постоянно уточняет, советуется с мужем. Тихо-тихо в телефонной трубке слышится его растянутая речь, словно каждый слог дается Виктору Свинину с величайшим трудом.
- Мой муж был как раз тем человеком, который нашел скрытое от нас постановление ФНПР и другие документы, требуемые для отстаивания наших прав, - говорит Людмила Сергеевна. - Естественно, люди знали, что нашел именно он, и в руководстве курорта тоже знали. Понятно, что им это не понравилось. Мужу поставили в вину: мол, он на курорте работает начальником технической службы, ему платят деньги - а он пошел против них. Состоялся серьезный разговор с руководителем Павлом Викторовичем Галкиным, и после этого, недели через полторы у мужа случился удар. 19 декабря минувшего года был поставлен диагноз - инсульт...
МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к председателю Пермского краевого совета профсоюзов Виктору Ефремову. Вопросов было два. Во-первых, могут ли сейчас профсоюзы реально повлиять на решение вопроса о возможности приватизации жилья?
- Я, как гражданин, считаю, что право на приватизацию, уж коль оно объявлено на территории всей России, должно быть реализовано, - ответил Виктор Иванович. - А в отношении “Усть-Качки” могу сказать, что у профсоюзов Пермского края осталось 17,8% акций ЗАО, у ФНПР, как и было, 7%. Получилось так, что в общем у профсоюзов осталось 24,8% пакета акций, что меньше блокирующего 25% пакета. И мы сейчас не вправе ничего сделать. Помочь людям может только суд, но, насколько мне известно, результатов пока нет.
Во-вторых, почему же сам крайсовпроф, пока он был главным акционером курорта, не позволил жителям Усть-Качки приватизировать свои квартиры? Ведь с момента выхода постановления прошло уже более 15 лет.
- Это была позиция бывшего председателя Пожарского. Я не знаю, из каких соображений он это говорил, но помню точно: он пояснял свое решение тем, что нарушений в отношении жителей никаких нет. Мы людей ни в чем не ущемляем - пожалуйста, прописывайте, передавайте, обменивайте. А в чем мотивы, почему людям отказывали - не могу вам сказать. Хотя люди с этой проблемой неоднократно в крайсовпроф обращались. И новые владельцы не отказывают в проживании всем жителям, в прописке. Они ни в чем не ущемляют права жильцов. И люди живут, как при советской власти - по ордерам, без права собственности.
В департаменте профсоюзного имущества ФНПР, куда мы также обратились за комментарием, нам предоставили официальный ответ на письмо усть-качинцев за подписью заместителя председателя ФНПР Виталия Будько:
“На Ваше обращение исх. № 247 от 27.03.2008 г. сообщаем, что действующее законодательство не позволяет ФНПР и Пермскому краевому совету профсоюзов принимать решения по передаче в собственность граждан жилищного фонда ЗАО “Курорт “Усть-Качка”. Процедура отчуждения акционерным обществом имущества определена Федеральным законом № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
ФНПР не является собственником жилищного фонда ЗАО “Курорт “Усть-Качка”, поскольку жилфонд был внесен в уставный капитал вышеуказанного общества. Утверждения, что жилищный фонд был внесен в уставный капитал ЗАО “Курорт “Усть-Качка” незаконно, является ошибочным. Эту позицию подтвердило решение Пермского районного суда Пермского края от 20.02.2008 г. по делу № 2-6/08.
Кроме того, Постановление Президиума Совета ФНПР от 09.07.1992 г. № 4-8 “О передаче в собственность граждан жилищного фонда профсоюзов” предоставляло региональным профобъединениям право, а не обязанность по передаче в собственность граждан жилищного фонда”.
Секретарь ФНПР, руководитель департамента профсоюзного имущества Ирина Федюшкина пояснила:
- Приватизации подлежит только государственное жилье, а не профсоюзная собственность. Когда люди хотят приватизировать жилье, мы всегда идем по пути передачи из профсобственности в муниципальную. А уж потом это жилье люди могут приватизировать. Бывает, что местные органы власти затягивают вопрос приема жилья в муниципальную собственность для последующей приватизации. Есть такие проблемы по отдельным регионам.
А глава Пермского муниципального района Александр Кузнецов сообщил корреспонденту “Солидарности”, что за 8 с половиной лет его работы в этой должности со стороны крайсовпрофа предложений о передаче жилфонда Усть-Качки в муниципальную собственность не поступало...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
С одной стороны, вроде бы все на законном основании... И действительно, на данный момент профсоюзы никак не смогут повлиять на ситуацию - решающий пакет акций у новых собственников. Но, с другой стороны, проблема-то остается. Проблема людей, которые в любой момент могут потерять крышу над головой. Ведь официальных гарантий того, что им и в дальнейшем будет разрешено проживание в принадлежащих курорту квартирах, нет.
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
очень точно сказал про иакие ситуации Ильич,...по форме - правильно, по сути - издевательство...