Я протягиваю руку к маленькой, грубо выточенной из дерева фигурке человечка. “Это нанайский сэвэн - амулет, - объясняет продавец. И, посмотрев книгу, добавляет: - Многие верят, что он охраняет хозяина дома”. Здесь, в художественном салоне Хабаровска, множество подобных вещиц, и каждая помогает по-своему. “А сами-то нанайцы в них верят?” - спрашиваю. “Знаю только, что они на сэвэнах зарабатывают, - пожала плечами продавец. - А верят или нет, это вы у них спросите. Тут, под Хабаровском, поселок есть - Сикачи-Алян. Съездите, место это странное, легенд и памятников много”. Я сразу представила шамана, пляской и заклинаниями вызывающего грозных духов, и в поисках древней сказки поехала в Сикачи-Алян.
В ПОИСКАХ СКАЗКИ
Поселок Сикачи-Алян расположился в семидесяти километрах от Хабаровска, на берегу замерзшего Амура. На въезде - облупленная автобусная остановка и памятник разведчику-герою Александру Пассару. Далее - пара кирпичных длинных одноэтажек и несколько покосившихся, залатанных разноцветными кусками фанеры деревянных домов. И все, людей в округе не наблюдалось. Единственная улица привела меня к дому с российским флагом на крыше. Сельсовет, фельдшерский пункт, библиотека - прочитала я на фасаде и поднялась по заледенелому крыльцу. Деревянная дверь поселковой администрации изнутри была завешена шерстяным одеялом и подоткнута фуфайкой, чтобы тепло не выходило. Местное руководство я обнаружила в маленькой комнатке-кабинете. Главой оказалась хрупкая женщина-нанайка, Нина Дружинина.
- Вы не удивляйтесь, что фамилия русская, - объяснила она, - это по мужу. Познакомились, когда в Хабаровске на инязе училась. А по отцу я Актанко. У нас в Сикачи-Аляне три основные фамилии - Донкан, Перменко и моя, и у каждой свое значение. Донкан переводится с нанайского как человек из глубины леса, реки, озера. Перменко - живущий рядом с чем-то. Люди из рода Актанко всегда считались воинственными, сердитыми и злыми, но не пугайтесь, у меня не “фамильный” характер.
В селе, как рассказала Нина Дружинина, живут 303 человека, в основном нанайцы. Правда, есть и русские, мужчины. Приехали на строительство туристического комплекса, что неподалеку, познакомились с местными селянками. Создали семьи. А вот браков, чтоб жена была русской, а муж нанайцем, нет. Но в Сикачи-Аляне не важно, какой ты национальности. “Вот фельдшер наша, Люба, вышла за русского, а он только пьет, да ее с детьми гоняет”. Только четыре семьи смогла назвать Нина, где мужья непьющие и с нормальной работой. У них и дома крепкие, и дети сыты, и машины есть. А бывает так, что рис и сахар - праздник в доме. Я вспомнила, что на улице было совсем безлюдно.
- Ничего удивительного, - усмехнулась Люба, - мужики все на Амуре, рыбу ловят. Это у нас основное средство заработка. Наловят, а потом приедут из Хабаровска торгаши и скупят по дешевке, 200 рублей за три хвоста! Да ладно бы деньгами давали - знают, что народ в деревне спивается, вот и тащат водку. Но и торговать можно с умом. В хороший день, когда сиг идет или еще какая крупная белорыбица, можно заработать и 500, и 1500 рублей. Женщин и детей днем тоже дома не застать. Младшее поколение в школе, старшее - работает или на ферме, в соседней деревне Малышево, или в школе. А еще детский сад мы строим, еле уговорила мужиков поработать. Я, говорит, на реке рожден, и буду рыбу ловить.
Могли бы, конечно, жители Сикачи-Аляна зарабатывать на своих национальных традициях и промыслах. Сувениры, все те же сэвэны, которые я видела в Хабаровске, селяне делают, но такая работа стоит дешево. А вот остальное... Ведь Сикачи-Алян - место действительно историческое. Раньше оно называлось Сакачи-Алян, то есть место, где шаманы общаются с духами и узнают судьбу, где люди знают границу между миром живых и мертвых. Правда, последняя поселковая шаманка умерла около 50 лет назад. Но легенды остались.
ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Вблизи Сикачи-Аляна есть огромные валуны, на которых сохранились рисунки древних нанайцев - петроглифы. Это место до сих пор считается священным, там нельзя громко разговаривать. А лучше - попросить духов разрешения войти и принести им в дар немного вина или сигарет, иначе они разгневаются и накажут болезнью. Каждый рисунок имеет свое значение. Лось, к примеру. Помогает излечить недуг. Но об этом его надо хорошенечко попросить и, опять же, угостить сигаретами или вином. Еще несколько каменных скал - Старуха и семеро ее дочерей. Считается, что именно она указывает путь в царство мертвых, и ее просят об удаче.
Испытать судьбу можно, зайдя в так называемую Пещеру смерти. Если задел ее стены - жизнь сложится неудачно, а прошел свободно - и заживешь долго и счастливо. Современные нанайцы умеют задабривать духов. Рыбаки ублажают хозяина воды Подю водкой. Ее надо налить в ритуальную чашечку - кочи, прочитать молитву, попросить у Поди удачного лова и вылить в реку. “Кто делает это правильно, всегда приходят домой с рыбой”, - рассказала Нина.
Вот бы организовать местным жителям экскурсии для туристов, с концертами народных песен и обрядами! Да только поздно уже - нанайской культурой вовсю пользуются городские бизнесмены. Неподалеку от поселка есть турбаза, а недавно открылся историко-этнический комплекс “Велком”. Там вам предложат экскурсию по небольшому залу с атрибутами нанайского быта, посещение макетов древних нанайских жилищ - за 100 рублей, обед - за 300 и множество сувениров по весьма завышенным ценам. Летом гостям показывают священные камни, но зимой туда не добраться, сугробы. Есть в комплексе и сцена, где приглашенные из Сикачи-Аляна “актеры” в национальных костюмах споют и пошаманят для туристов. Стоит такой концерт 1700 рублей.
ЭТИ ГРОЗНЫЕ ДУХИ
- Сувенирное дело, кстати, тоже небезопасно, - продолжила Нина. - Хотите верьте, хотите нет, но духи сэвэнов могут рассердиться. Несколько лет назад наш местный мастер-резчик работал ночью в своем сарайчике-мастерской. Тогда у него дела шли в гору, больше всех сувениров продавал. Вдруг его резак вырвался из рук, взлетел в воздух и воткнулся в станок! Едва руку не задел. Мужик бросил сувенирные заработки, теперь делает мебель европейского образца, в городе.
Еще одну страшную историю я услышала в местной школе, но уже от очевидца, учительницы истории Жанны Актанко. По преданию, жил в Сикачи-Аляне могущественный шаман. И были у него огромные железные рога для камлания - совершения обрядов. А еще - таинственная птица Кори, на которой шаман переправлял души покойных в царство мертвых - буни. Потом “волшебные вещи” стали достоянием маленького школьного музея. Теперь там страшно находиться по ночам. “У меня сын работает школьным сторожем, и однажды мне пришлось его подменить. Еле дожила до утра. Со стороны школьного музея все время что-то ухало, вздыхало, вскрикивало”. Потом, поговорив с сыном, Жанна узнала, что такое случается в школе каждую ночь. Он даже не боится, привык уже.
В школьном музее я была. Страшная птица оказалась небольшой, сантиметров тридцать, поделкой из дерева, с обтянутым старым шелком брюшком. А грозные рога - своеобразной металлической короной, почерневшей от времени. Не верю я в сказки и привидения, но дотронуться до шаманского инвентаря не решилась.
КАДРОВАЯ РЫБАЧКА БАБА ДУНЯ
Бабу Дуню я встретила в кабинете директора. Бодрая старушка, узнав, что я корреспондент из Москвы, решила поговорить. Просила показать ее “по телевизору”, вот только сокрушалась, что пульт у нее сломался и показывает теперь всего один канал.
Баба Дуня прожила в Сикачи-Аляне всю жизнь, 30 лет проработала в местной школе уборщицей. Но чаще всего она вспоминает те счастливые времена, когда выходила на лодке на Амур (раньше здесь был рыболовецкий колхоз) и отрабатывала трудодни “кадровой рыбачкой”. Рыбы было тогда много, да и отец научил: “Едешь на реку, в лес, всегда зайди к каменной бабушке, поклонись, дай ей папиросы покурить” - и добыча будет обильной. “Тогда молодая была, сильная. Сейчас приходится людей нанимать в огороде работать, воду таскать”, - сокрушается баба Дуня. Сильная ли, слабая, а работать бабка умеет. Только у нее одной в поселке участок в 35 соток, на котором выращивает она овощи. Кормит всю семью. И сбежавшую в город дочь, и непутевого внука, который иногда приезжает из города.
На рыбалку баба Дуня уже не ходит, а скупает у мужиков рыбу и раз или два в месяц возит ее в Хабаровск, сдает на рынке. Прошлым летом обидела ее местная молодежь. Собрала Дуня мешок с рыбой, заморозила, а как в город ехать, глядь - и нет его, украли. Такого в Сикачи-Аляне раньше не было. Но, как бы то ни было, старушка не сдается. Летом ягоды собирает, зимой - “раньше в лес ходила, зверя стреляла. А теперь все медведи ушли, одни зайцы. Шиповник собираем”. Потом сдает Дуня ягоды по 200 рублей за пятилитровую банку, только за крупной ягодой приходится в лес все глубже забираться. Вдруг, оглянувшись на окно, бабка заспешила: “Ой, подружка Тамарка ждет, в лес пора. Пойду я”, - и снова попросила показать ее “по телевизору”, но только обязательно по первому каналу.
В ШКОЛЕ
Школа в Сикачи-Аляне не простая, а национальная, нанайская. Изучают и язык, и обычаи. Даже соревнования проводят по национальным видам спорта. Было время, рассказала мне директор Людмила Пассар, когда и русские ребята из соседнего села Малышево приходили учиться. Язык знали лучше коренных нанайцев. “Это и неудивительно, - посетовала она. - Детишки-то не виноваты. Родители у многих пьют, а у них память потом плохая. Из неблагополучных семей которые - и едят-то через день. Какая уж тут учеба...” Правда, есть чем гордиться учителям: из пяти человек прошлогоднего выпуска трое поступили в Хабаровске в институт.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
По дороге назад я заметила две невысокие фигурки с корзинками. Когда машина подъехала поближе, я узнала бабу Дуню, с ней была, видимо, “подружка Тамарка”. Под ручку старушки шли на основное шоссе к городу и распевали что-то типа “Ой мороз, мороз!” Мороз и вправду был неслабым, градусов 25, поэтому, завидя машину, бабульки просто бросились наперерез. А когда забрались в салон, запричитали и заохали: мол, все бы ничего, но “далеко нынче шиповник назрел, а на дело идти все равно надо”. Потом долго прощались, жали руки, а “подруга Тамарка” в качестве платы насыпала мне горсть сухих оранжевых ягод из засаленного кармана своей фуфайки.
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте