Стрельба из снайперской винтовки и автомата Калашникова, марш-бросок в бронежилете и поездка на броне БТР, обед в лесном лагере спецназа и неожиданная атака “противника”... Все это 17-го февраля журналисты столичных СМИ смогли испытать на себе, приняв участие в акции “Теперь ты в Армии!”, организованной телеканалом ТВЦ и министерством обороны. Корреспондент “Солидарности” Наталья КОЧЕМИНА тоже пошла в армию. Добровольцем.
ВОТ ОНА, ЖИЗНЬ АРМЕЙСКАЯ!
До места назначения доехали через пару часов. Сонные журналисты вразвалочку выбрались из автобуса. Местное военное руководство в лице полковника Реброва, по-отечески советовало переодеться в зимний камуфляж и валенки - день предстояло провести на свежем воздухе, а синоптики обещали минус 11 градусов. Все желающие получили обмундирование - штаны цвета хаки на ватной подстежке, толстый бушлат с воротником из искусственного меха и светло-серые валенки “мужского” размера.
Вот тут и начались первые сложности... Кое-как сунув ноги в толстенные штаны, я обнаружила, что застегивать их двойную ширинку - занятие довольно трудное. Широкие пуговицы подстежки не лезли в петли. В довершение всего я чуть не сломала палец, застрявший в петле. В обувку запрыгивала, держась за подоконник - голенища высокие, а ноги в ватных штанах отказывались сгибаться. А тут еще какая-то девица с микрофоном: “Вам удобно в камуфляже?” Вымученно улыбаюсь, глядя в объектив телекамеры: “Конечно, удобно, а главное - тепло!”, и развернувшись за бушлатом, чуть не падаю - нога шагнула внутри валенка, а сам он не сдвинулся с места...
Полностью в камуфляж нарядились не все: кто-то выбрал бушлат, кто-то - валенки, а некоторые и вовсе остались в штатском.
ШЕСТНАДЦАТЬ КИЛОГРАММОВ НА ПЛЕЧАХ
После инструктажа и демонстрации образцов оружия журналистам показали защитные средства. Коллег-мужчин заинтересовал новый образец противогаза, в котором можно с помощью трубки и фляги принимать жидкую пищу. Девушек больше волновал покрой костюмов. Когда широкоплечий боец, улыбаясь, развернул один из них (зеленые штаны и куртка с капюшоном), раздался возглас: “Какой хорошенький!”. Кто именно, боец или костюмчик, так и осталось загадкой...
Противогазы и костюмы нам не дали, а вот бронежилеты были припасены для всех. Желающих примерить 16-килограммовый “наряд” было немного. Как ни странно, первыми вызвались девушки. Я тоже рискнула. Кое-как надела “броник” на голову, больно стукнувшись виском о железные пластины, но застегнуть его не смогла. Один из бойцов галантно предложил свою помощь и так туго стянул застежки по бокам, что стало трудно дышать. И объяснил: “Бронежилет должен плотно прилегать к бушлату. Иначе во время бега внутренние железные пластинки будут бить по... Словом, по животу снизу”.
СУХОЙ ПАЕК И МАРШ-БРОСОК
На небольшой веранде на столах разложены суточные наборы продуктов для разных войск. Вот, к примеру, состав одного из них, весом около килограмма: хлебцы, консервы мясорастительные, растворимый чай, сахар, повидло, “карамель леденцовая”, поливитамины, “вскрыватель консервов”, “разогреватель” и салфетка.
- Сейчас разрабатывается новый рацион, зависящий от массы тела бойца, - сообщил мне подполковник Владимир Купченко. -. Солдат пошел мелкий, щуплый, поэтому в паек включат продукты, увеличивающие массу тела.
В рацион для выживания в экстремальных условиях входят высококалорийные концентраты крупы или гороха в брикетах по 480 грамм и средство для обеззараживания воды. Продукты можно грызть всухомятку и запивать обеззараженной талой или речной водой. Я попробовала пшенично-овсяный концентрат. На вид - плита ДСП, на вкус - сладкая каша, откусить трудно и вязнет на зубах.
Перекусить удалось не всем: нам предложили сделать короткий марш-бросок до БТР. Обещали покатать. Бежать пришлось не далеко, метров 300. Но бронежилет уже начал оттягивать плечи, голова под каской разболелась, а ноги в огромных валенках то и дело запинались о дорогу...
ВО ВСЕМ НУЖНА СНОРОВКА
Справа и слева поле, посередине - дорога, на ней какая-то военная машина и кучка “новобранцев” вокруг нее. Оказалось, что тяжелый БТР мы сегодня не увидим, а семитонная железная махина с устрашающим дулом впереди - это облегченный “ГАЗ 39374”, предназначенный для уличных боев. Он очень похож на БТР, но гораздо маневренней, даже умеет плавать. И опять была демонстрация правильного поведения экипажа при нападении противника. Бойцы мгновенно забираются в железное чрево машины. По команде “Атака слева!” солдаты выскакивают обратно, занимают оборону под машиной и вокруг нее. Но нам уже хочется самим попробовать забраться в машину! Инструктор советует: “В местах боевых действий безопаснее ехать на броне. Иначе первым же выстрелом всю команду сожжет к чертовой матери!” И
журналисты кое-как полезли на машину. Полезла и я да не рассчитала своего армейского веса, и самостоятельно даже ногу поставить на боковой выступ не смогла. Каска съехала на бок, обидно стало до слез! А фотографы плотоядно нацелили объективы камер на мою перекошенную физиономию: какая фактура! На помощь пришел бравый инструктор - слегка приподнял меня за пятую точку. Я подтянулась и, скользя валенками по броне, уцепилась за поручни. Пока карабкалась, “удобных” мест уже не осталось. Села рядом с башней... Держаться пришлось за систему маскировки “Туча”, которая на ней установлена. Только БТР почему-то не ехал. “Ну, посидели - слезайте”, - объявил нам смеющийся инструктор.
ПРОГУЛКА НА КРЫШЕ БТР
Спустившись на землю, народ медленно побрел к другим машинам. Как нам пообещали, “новобранцев” повезут в лесной лагерь спецназа. Вскоре на дороге показались три облегченных БТР с кучей камуфлированных журналистов на броне каждого. Впереди “колонны” - военный УАЗик.
Мне снова досталось место рядом с башней на первой из боевых машин. “За что держаться-то?” - спрашивает незнакомый фотокорреспондент, усевшись на башню лицом к дороге. И не дождавшись ответа, ощупью хватает меня за руку. Вежливо говорю, мол, это моя рука. Он извиняется, и тут же на мои пальцы опускается задница другого соседа... Ничего, дело житейское. Тем более что во время движения машины становится нестерпимо холодно, и мелочи типа отдавленной руки совсем перестают волновать. Минут через 20 фотокорреспондент заметил: “У меня ноги занемели!” - “Что ноги, - отвечаю, - у меня к броне кое-что другое примерзло, не знаю, как и разогнусь потом!” Парень смеется: “Да “это самое кое-что” у меня уже минут десять как чувствительность потеряло!”
Неожиданно началась стрельба - слева, со стороны леса. Автоматные и пулеметные очереди грохотали все ближе, что-то взрывалось... Когда я поняла, что пора в укрытие, то мигом скатилась с БТР, забыв про неудобную каску и тяжесть бронежилета. Но “убить” меня успели наверняка. На второй машине, которая слегка отстала, народ так и остался сидеть на крыше с открытыми ртами. Спасать “боевых товарищей” никто не спешил.
В ЛЕСНОЙ ЗАСАДЕ
Выстрелы смолкли и из леса показались бойцы в белых защитных костюмах с черными пятнами. “Сто один далматинец!” - шутит кто-то, но нас уже торопят дальше в лес, на базу разведгруппы. Мы долго идем гуськом по неровной тропе. У меня в голове крутится единственная мысль: “лишь бы не упасть”. Бронежилет раздавил плечи, каску я сняла уже давно и теперь шла, держась за тонкие кустики, с непокрытой головой. Мороз перестал чувствоваться. Зато все сильнее хотелось есть...
Среди деревьев показалась так называемая “лежанка”, а проще говоря, навес. Здесь бойцы спецназа могут проводить сутки без движения, выслеживая противника. На крыше - еловые ветки, земляной пол покрыт брезентом. Это боевой пост разведчиков, он же спальня и кухня. Несколько “однополчан” забрались внутрь, чтобы отведать паек спецназовца. Я тоже забралась “в засаду”, присела на какую-то железку, и с удовольствием приняла из рук товарищей галету с дымящимся куском тушенки. Черт возьми, такой вкуснятины я давно не пробовала!
Мы съели все, пустив на круг сразу завтрак, обед и ужин спецназовца, демонстрируя телекамерам довольные физиономии. Поступило предложение заварить кофе в каске (снегу-то полно), но народ испугала необходимость чистить потом “котелок”.
СТРЕЛЬБИЩА И ЗРЕЛИЩА
Обратно в учебный центр добирались на стареньком автобусе. Кто-то пытался петь, кто-то дремал. Я мечтала, чтобы “война” поскорее закончилась, но не тут-то было. По приезде с нас сняли бронежилеты и отправили стрелять из автоматов. Но в этот момент среди заснеженного полигона возник высокий силуэт в пушистой шубке и яркой шапочке, в окружении внушительного вида мужчин - приехала певица Вика Цыганова. “Новобранцев” попросили пока удалиться.
Заметалась журналистская душа. Зовут на минное поле, но надо же поинтересоваться, зачем поп-дива явилась на полигон. Я постаралась успеть и то, и другое.
- Мой отец был офицером, - ответила певица, - и я выросла в гарнизоне. Мне нравится выступать перед военной аудиторией, и вообще, я люблю общаться с военными, поэтому я здесь.
На минном поле инструктор кратко рассказал нам о всевозможных видах взрывчатки и средствах взрывания. “Новобранцы уважительно потрогали опасные тротиловые шашки, покрутили длинную “колбасу” пластикового заряда для разрушения домов и бетонных перекрытий, покосились на прыгающую мину. На самом поле несколько минут спустя взорвался имитационный заряд, который в клочья разнес чучело “молодого бойца”. Журналистам предложили поиграть в саперов: обнаружить в снегу на поле тонкие нити, ведущие к сигнальной мине. Вызвался один, попер напролом, не глядя, - и тут же “подорвался”.
Дальше - стрельбище. Я залегла на брезент, инструктор объяснил, как держать автомат Калашникова и где находится спусковой крючок, показал, в какой стороне цель. Я зажмурилась и стрельнула. “Нормально. Куда-нибудь попала”, - прокомментировал инструктор... Последним оружием, из которого я выстрелила целых 3 раза, стал бесшумный “Винторез”. Я прицелилась, мишень на рельсах отъехала на нужное расстояние и... Жутко затряслись руки, ведь стрелять пришлось из положения стоя. Пару раз я промахнулась, один раз попала в щит под основной целью. “Ничего, ранила врага в ногу”, - успокоили военные. Окрыленная этой “похвалой”, я было отправилась в пистолетный тир. Но руки совсем перестали слушаться, и держать оружие я уже не смогла...
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте