Top.Mail.Ru
Специальный репортаж

Госзаказ “Шалтай-Болтай”

Со строителями из Карачаево-Черкесии больше года не расплачиваются за сделанную работу

Шесть миллионов рублей - сумма немалая. А для более двухсот строителей из Карачаево-Черкесской республики (КЧР) это возможность даже не то чтобы жить - выжить. Но получить заработанные своим трудом деньги люди не могут уже более года.

В “Солидарности” № 10 мы рассказали предысторию сложившейся в КЧР ситуации. Напомним, что привлеченные Трестом № 10 “Спецстроя России” - Федерального агентства специального строительства - организации строили военный городок. Туда в середине первого десятилетия XXI века должны были быть (и были, в принципе) выведены войска РФ из Грузии. Городок построен. Семьи военных живут в новых квартирах со всеми удобствами. Их машины ездят по дорогам, покрытым новым асфальтом. Однако люди, обеспечившие эту благоустроенную жизнь, балансируют на грани безысходности. Даже усилия рескома отраслевого профсоюза, Гострудинспекции и двух прокуратур - гражданской республиканской и военной - не могут заставить субподрядчиков выполнить свои обязательства перед работниками. А новых рабочих мест в районах КЧР попросту нет...


АСФАЛЬТОВАЯ “БОЛЕЗНЬ”

- Единственное, о чем я сейчас жалею, что взял деньги у жены. Она дочери на учебу откладывала, а я решил, что лучше уж все в дело вложить, - с грустной улыбкой делится Ислам Ораскулов, индивидуальный предприниматель.

Мы стоим на территории его асфальтового завода... бывшего. Там, где раньше работала производственная линия и куда с завидной периодичностью подъезжали за готовым продуктом грузовики, - тишина. Насколько хватает видимости фотообъектива - затоптанная трава и железки. Эти железки раньше работали, теперь об их назначении можно только догадываться. И лишь две собаки на длинных поводках громким лаем охраняют “заводской массив”...

- У меня работали семь человек, - рассказывает Ораскулов. - Люди уволены. Чем я им платить буду? Весь асфальт, положенный на территории военного городка Сторожевая-2, - наш. И организации, занимавшиеся его строительством, в общей сложности задолжали нам более 7 миллионов рублей. Когда деньги за асфальт не выплатили - я лично приходил в семьи своих работников и извинялся за ситуацию... Люди ведь не виноваты.

Должниками Ораскулова (и не только его, а многих частных предпринимателей, вступивших в деловые отношения с 10-м стройтрестом) стали субподрядчики, нанятые “Спецстроем России” в стройтрест № 10: руководители СУ-3, СУ-4, СУ-5 и Управления механизации и автотранспорта. И даже несмотря на юридически грамотно оформленный контракт, должники не собираются оплачивать предоставленную им продукцию. Впрочем, Ораскулов в суд не подавал в надежде решить проблему “полюбовно”. Да, видно, надеялся зря.

Другой предприниматель, Виктор Коваленко, поверив “слову офицера”, попал на меньшую, но весьма ощутимую сумму - 388 тысяч рублей. Его автобусы перевозили работников, строивших городок Сторожевая-2, для организации СУ-5 еще в 2006 году.

- Мое заявление о невыплатах есть в арбитражном суде республики, и лежит оно там уже не первый год. Но результата до сих пор нет, - говорит Виктор.


ПОД СОЛНЦЕМ СТАНИЦЫ

Историй, подобных рассказу Ислама Ораскулова и Виктора Коваленко, я услышала немало. Среди пострадавших от “порядочности военных” были и частные предприниматели, и работники субподрядных организаций, нанятых “Спецстроем” для реализации проекта военного городка Сторожевая-2 для российских военных, выведенных из Грузии.

А 11 марта около администрации станицы Сторожевая (КЧР) собралось более 50 обманутых работников, несколько лет назад приглашенных на это строительство.

- Я бригадир маляров, работавших в СУ-5 более трех с половиной лет, - рассказывала участница митинга Нина Кизилова, выйдя перед собравшимися на акцию протеста людьми. - За это время нас унизили просто по полной! Уже с июня 2005 года руководитель СУ-5 Кудряшов перестал платить нам зарплату. Стал обещать каждый месяц: завтра, послезавтра... Мы выводили людей, просили, уговаривали их: давайте работать, чтобы сдать эти объекты. Но денег нам не заплатили, хоть мы и сдали объекты. Потом мы стали писать в разные инстанции, вплоть до президента РФ, но никто нам не давал ответа. И даже с женщинами, ушедшими в декрет, наши наниматели не расплатились...

Молодая женщина, о которой шла речь, стояла прямо передо мной. Ирина Сукнова. Синяя коляска, трехмесячный малыш внутри, и совсем молоденькая девчонка со слезами на глазах, до белизны костяшек пальцев вцепившаяся в ручки коляски. Ее вышвырнули с работы сразу же, как она сказала о своей беременности. Кстати, не менее циничное отношение проявили субподрядчики стройтреста № 10 и к многодетным мужчинам.

- Пожалуйста, выслушайте его! Его зовут Биджиев Ахмат, у него шестеро детей, и мы с ним работали в ООО “Оптимстрой” на строительстве военного городка, - взывает ко мне молодой мужчина, схватив меня за руку. - 45 тысяч за работу ему должна хозяйка “Оптимстроя”. На все просьбы, требования, объяснения, что прожить очень трудно, дети учатся, коммунальные услуги дорогие, она говорила, что есть “Спецстрой”, который деньги за работу не перечислил. Но она обманывала! Потому что, по утверждению “Спецстроя”, деньги перечислены.

- Она говорила: ребята, вы только работайте, - вдруг говорит стеснительный Ахмат. - Она женщина, мы доверились ей. Женщина, мать... Я ей признался, что у меня шестеро детей, но, видимо, зря. Я и сейчас безработный, сижу дома... Двадцать лет отработал в совхозе-миллионере, он развалился, и как дальше жить - не знаю...

Они окружили меня, исстрадавшиеся люди, даже не ожидающие хоть какой-нибудь реакции со стороны властей. Отчаялись ждать. Ведь за последний год с помощью рескома профсоюза работников строительства и промстройматериалов они отправили письма во все возможные инстанции, вплоть до президента РФ. Безответно.

“Где же вы работаете, - спрашиваю. - На что живете?” - “Шабашим, - отвечает Кизилова. - А если в магазин зайдете - по тысяч 10 - 15 долга на каждую увидите. Работы нормальной нет. Коммунальные услуги в 2,5 тысячи я еще оплачиваю - не хочу там одалживаться, но это все мои возможности”.

Истории людей, пришедших на митинг в станице Сторожевая, похожи. Передо мной стояли женщины-черкешенки из соседнего со станицей аула. Они несколько лет назад собрали бригаду. И вот, отработав месяц на отделочных работах по заказу “Спецстроя России”, тоже больше года не могут получить своих денег.

“Помните, Лермонтов писал про черкешенку грациозную, несущую воду? Так мы - черкешенки тоже. Только посмотрите на наши руки!” - сказала мне одна из женщин. Руки были совсем не “лермонтовские”, не романтичные. Рабочие руки.

Кстати, прийти на митинг протеста смогли далеко не все. Для кого-то препятствием стало расстояние - ведь на строительстве военного городка были заняты не только люди из КЧР, но и из близлежащих регионов. Даже из окрестных со станицей аулов смогли приехать не все - нет денег на транспорт. А были и более весомые причины:

- Было ООО “Ядро” из Волгодонска, - рассказали мне митингующие. - Мы с ним работали. Оно выиграло суд по поводу выплаты долгов работникам от субподрядчика. Но хозяин предприятия бился, бился, и не выдержало сердце, умер. Он здесь работал, заработал 28 миллионов рублей, которые ему не выплатили, несмотря на решение суда! И от безысходности у него не выдержало сердце...


ПО ИНСТАНЦИЯМ

- Мы сделаем все, чтобы о проблемах наших строителей услышали в федеральном центре, - подытожил в конце митинга председатель рескома отраслевого профсоюза Юсуф Узденов. - Чтобы все работники получили заработную плату. Поэтому по итогам нашего митинга мы приняли решение в очередной раз обратиться к президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву и депутатам Госдумы РФ. Хочу также добавить, что скоро начнется большое строительство в Архызском ущелье, и многие строители пойдут туда работать. Надеюсь, что горький опыт, который приобрели люди, работая на “Спецстрой России”, поможет им в дальнейшем лучше защищать свои трудовые права.

Выслушав работников, к мнению которых я, кстати, еще вернусь в этой статье, я отправилась по инстанциям. И первая - администрация станицы Сторожевая, напротив домика которой проводился митинг бывших работников субподрядных организаций “Спецстроя”. Конечно, я не обнадеживалась, ведь за время акции из двери административного домика не вышел никто. Но все же... Не повезло, видимо. Глава администрации, со слов секретарш, находился в отъезде, а его зам спешил по какому-то срочному делу. Говорить было не с кем.

Тогда я решила обратиться туда, куда шли и обманутые работники, - в реском профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов, решивший защищать не только членов профсоюза, а всех потерпевших. Из всех виновников сложившейся ситуации главными должниками выступили ООО “Оптимстрой” и СУ-5.

Я встретилась и с главным федеральным инспектором при полпреде президента РФ в Южном федеральном округе Александром Коробейниковым.

- Информацию по ситуации в Сторожевой мы имеем, поэтому я и проводил здесь встречу с представителями силовых структур, - рассказывал мне главный федеральный инспектор. - Официально занимается этим делом прокуратура, следственный комитет. Попытка выйти на военные органы и решать через них не привела ни к чему: нам отписали, что строительством занимались гражданские люди и гражданские организации. Пришлось нашей прокуратуре и следственному комитету самим заниматься проблемой. Информация у меня вся на руках есть. Возбуждено уголовное дело в отношении одного из субподрядчиков - Солодухиной.
Людмила Солодухина - хозяйка ООО “Оптимстрой” (одного из главных субподрядчиков “Спецстроя России”) и одна из главных должниц перед работниками КЧР. На ее имущество наложен арест, но сама дама, сказавшись больной, в судебном процессе по возвращению заработанных денег работникам участия не принимала.

Как рассказал Али Хубиев, начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел, государственного контроля и юстиции прокуратуры КЧР, дело в отношении Солодухиной возбудили относительно недавно, 15 декабря прошлого года. Возбуждено оно по заявлению работников - по фактам невыплаченной заработной платы. И дело осложняется тем, что трудовые договоры были оформлены далеко не с каждым работником. Тем, у кого нет “бумажки”, ждать выплаты долгов не придется.

- Были обращения, жалобы работников - жителей КЧР, - вступает в разговор Мурат Физиков, начальник отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов прокуратуры республики. - В этом случае не во всех ситуациях при приеме на работу оформлялись договорные обязательства. Там все было так: пожалуйста, приходите работайте, зарплата примерно такая. Но не каждый из бывших работников, привлеченных субподрядчиками “Спецстроя России”, может представить нам бумагу, что он числился на этом предприятии.

Единственный шанс остается - в ходе расследования данного дела найти подтверждение факта, что люди работали. Сейчас наложен арест на однокомнатную квартиру хозяйки “Оптимстроя” Солодухиной, расположенную в Московской области, в Апрелевке. И проводятся мероприятия по установлению возможного другого имущества, принадлежащего ей, направлены запросы в разные структуры: в регистрационную палату, БТИ, РЭО - органы регистрации.

По словам Али Хубиева, в отношении гражданки Солодухиной возбуждено дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Максимально ей грозит от 2 до 6 лет лишения свободы.

Кстати, бывшие работники, вышедшие на митинг 11 марта, признают отсутствие трудовых договоров и соответствующих записей в трудовых книжках при работе в субподрядных организациях “Спецстроя России”.

- Трудовые договоры мы видели, - говорит один из них. - Солодухина все время нам объясняла, что забывала какую-то нужную печать поставить в Москве. Все документы, которые она с нас попросила, начиная с паспортов, мы сдали. Она их нам вернула, попросила открыть счета, сберкнижки, чтобы перечислять заработную плату. Мы сделали и ей все предъявили. Но так и не увидели результата...


ТРУДИНСПЕКЦИЯ В ПОМОЩЬ

“Разбором полетов” субподрядчиков “Спецстроя” занималась не только республиканская прокуратура. А поскольку строился военный городок, то естественно, что большинство дел велось прокуратурой военной и... закрытой для комментариев для СМИ. Однако совместно с ней работала и республиканская Госинспекция труда, и о результатах этой работы “Солидарности” рассказала заместитель руководителя этой структуры по правовым вопросам Эльвира Алексеева.

- Общая сумма задолженности перед работниками, занимавшимися строительством военного городка Сторожевая-2, на сегодня составляет 6 131 193 рубля, - уточняет Алексеева.

Как сообщила Эльвира Рикфатовна, в сентябре прошлого года по заявлению работников, касающемуся невыплаты заработной платы, неоплаты времени простоя и невыплаты выходного пособия в связи с ликвидацией предприятия, была проведена совместная с военным следственным отделом Черкесского гарнизона проверка СУ-5. В ходе проверки была установлена еще большая сумма задолженности по зарплате. Однако благодаря усилиям инспекции труда часть денег работникам была выплачена еще в том же сентябре. Но немалый долг, как следует из вышесказанного, все-таки остался, поскольку работникам не выплатили не только заработную плату, но и не оплатили дни простоя по вине работодателя.


КТО КОМУ НЕПРАВ...

Сейчас все предприятия, входящие в стройтрест № 10, проходят процедуру банкротства. Большинство бывших работников высказывают мнение о банкротстве преднамеренном - чтобы им не платить. Но как доказать это утверждение, если присутствовавший на митинге в Сторожевой исполнительный директор СУ-5 Магомед Багчаев открыто заявляет, что проблемы субподрядчиков - из-за невыплат со стороны основного заказчика работ, “Спецстроя”?

- Предприятие СУ-5 в настоящее время банкрот, - утверждает Багчаев. - Срок его ликвидации - 6 июня нынешнего года. Да, действительно, рабочие все правы. И я скажу, что да, около 6 миллионов задолженности по заработной плате перед всеми ними имеется. Однако общая задолженность - около 600 миллионов рублей. Ни я, как исполнительный директор, ни конкурсный управляющий не имеем возможности выплатить им заработную плату, задолженность. Я предлагаю следующее: надо потребовать у заказчика. Хотя... заказчик, “Спецстрой”, уже отдал деньги за каждый объект... В течение года ни одной копейки движения в кассе нет. Счета наши все арестованы. Поступлений нет. Последние месяцы, с 10 июля 2009 года, у нас работают десять человек. Это люди, которые непосредственно занимаются процедурой банкротства.

В процедуре банкротства находится и стройтрест № 10. Среди прочего во время митинга речь шла о том, что взамен ему “Спецстрой” организует новый стройтрест. А что? Удобно. Обанкротили одну организацию, не заплатив при этом бывшим работникам, - создают другую. Схема, в общем-то, обкатанная. Только странная для государственного предприятия.

Кстати, среди участников митинга людей, уверенных в добропорядочности “Спецстроя России”, было немного. Однако председатель республиканского комитета профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов Юсуф Узденов предоставил нам ответ “Спецстроя России” на запрос о перечислении денег на оплату субподрядчиков. Так вот, согласно официальному ответу, деньги за все выполненные работы были полностью перечислены.

Открытым в этом случае остается вопрос: кто, извините, врет - “Спецстрой” работникам и рескому профсоюза или представители субподрядчиков? Чтобы получить на него ответ, “Солидарность” направила официальный запрос в “Спецстрой России”. Есть еще один момент, который бы хотелось прояснить: где государственный “Спецстрой” находит и на каких основаниях имеет дело со столь неблагонадежными субподрядчиками? Стоит задуматься.

Наталья КОЧЕМИНА

Фото автора
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика