Top.Mail.Ru
Специальный репортаж

Зарплата “муниципальные слезки”

Работники здравоохранения Балаково мечтают о прошлогодних зарплатах

Ты - работник муниципального здравоохранения? Значит, оклад ниже МРОТ тебе установлен законно. Руководство больницы может менять размер твоих стимулирующих выплат, а муниципалитет - давать или не давать денег на эти выплаты. В хороший год ты можешь купить себе штаны, в плохой - отдашь всю зарплату в счет квартплаты. Обо всем этом “Солидарность” узнала в Саратовской области.


История эта началась со звонка в редакцию - к нам обратился коллектив работников гаража больницы № 1 города Балаково. С ноября 2009 года у них резко снизилась зарплата. А коммунальные платежи в городе выросли. Теперь, говорят водители, “мы получаем квартплату”. Редакция “Солидарности” решила разобраться, как сложилась такая ситуация, и корреспондент отправилась в Саратовскую область.


“ВОТ И К НАМ ПРИШЕЛ КРИЗИС”

- В начале прошлого года нас перевели на новые системы оплаты труда, - рассказывают мне в коллективе гаража. - И теперь почти у всех нас единый оклад - 3481 рубль. Это ниже минимального размера оплаты труда. Одновременно мы потеряли ряд доплат. Доплаты за сложность и напряженность труда раньше доходили до 220% от оклада, теперь - 50%. Доплату за стаж отменили, а раньше она доходила до 30% от оклада. Доплаты-субсидии тоже исчезли. При переходе на новую систему многие из нас потеряли в зарплате. Но не так значительно, чтобы протестовать. А вот в конце 2009 года мы получили зарплаты чуть ли не вдвое меньше. То есть не то что положенной индексации - мы и своей прежней зарплаты не видим!

Водители показывают расчетные листки. Разница между зарплатами конца 2008 года и начала 2010 существенная. У одних с 8 - 9 тысяч рублей зарплаты упали до 3 - 4 тысяч. У других - с 13 до 6 тысяч. Встречаются “расчетки” на 2 - 2,5 тысячи.

- На УАЗах у нас водители получали 8 - 9 тысяч рублей, на легковых - 10 - 11 тысяч, - рассказывают мне водители. - В конце прошлого года зарплаты упали в полтора-два раза. Руководство на собрании заявило: “Вот и до нас дошел кризис”. Мы не согласились. Кризис кризисом, но нельзя жить, отдавая почти всю зарплату на коммунальные платежи. Квартплата за 3-комнатную квартиру - 4500, а мы теперь получаем от 5 до 8 тысяч... А некоторые проработали здесь по 30 лет! Молодым еще хуже - не на что квартиру снять. Ушли бы с этой работы, да некуда. Многим до пенсии всего ничего осталось, нигде больше не возьмут...

- Возраст такой, что детям бы помочь, а приходится у них штаны выпрашивать, - треплет себя за колени один из рассказчиков. - Стыдно... Но куда деться, кому мы нужны? Один у нас ушел в отпуск специально, с надеждой извозом подработать. Говорит, что за три недели не смог пяти тысяч набрать... Нищий город.

Водители говорят, что раньше, хотя и скромно, но их работа вся оплачивалась - и помощь медперсоналу, и совместительство. А теперь за меньшие деньги от них хотят совсем не меньшего труда.

- В трудовом договоре у нас указана 40-часовая рабочая неделя. А реально на легковых машинах по 10 - 12 часов в день работаем. В табеле же “проставляется” 8 часов - и никакой тебе оплаты сверхурочных. Более того, заставляют на техосмотр каждую субботу приходить. А нам по технике безопасности вообще не положено в субботу в гараже находиться. Ремонтной базы нет, деталей не хватает, простейших станков - типа точильного или сверлильного - нет. Спецодежды нет. Могут выдать халат. Но кто ж в халате полезет в яму? Там им можно так зацепиться... Между вызовами сидим в комнате, поросшей грибком. Так еще и зарплату снижают... Обращались уже и в профком, и к местным властям, и к губернатору, и в прокуратуру. Толку нет, никто не помог. Только начало давить руководство: вызывают по одному и угрожают увольнением. Обещали, что будут медкомиссию каждый день устраивать, и с первым же скачком давления - за ворота. Так что вы уж, пожалуйста, не упоминайте наши имена...


НЕВРОЛОГИЯ И НЕМНОЖКО НЕРВНО

Не упоминать имена меня попросили и в отделении неврологии. Там тоже снизились зарплаты - при невысоких окладах среднего медперсонала (от 4 до 5 тысяч, по категориям) “ночная” надбавка со 100% сократилась до 50%. Впрочем, беседа не задалась. Почти сразу после начала разговора появилась темноволосая девушка в белом халате:

- Так, вы откуда? А вы, прежде чем опрашивать, подходили к заведующей отделением? А почему?.. - Начался бессмысленный диалог. Девушка доказывала, что я ДОЛЖНА и ОБЯЗАНА сначала беседовать с руководством, выражала нетерпеливую готовность сопроводить меня к оному. После моего отказа немедленно бежать к руководству девушка стала требовать документы и доказательства, что я-де не “террористка какая-то”.

Девушка отбежала на минуту, и сразу после этого вплыла полная, накрашенная дама, которая быстро разъяснила медсестрам, что их рабочее место рядом с больными, а я не могу находиться в помещении больницы без халата и бахил. Разговор был окончательно испорчен. Впрочем, позже сотрудники отделения рассказали мне, что они уже пытались обратиться в прессу. Окончилось это чуть ли не конвойным сопровождением каждой медсестры - ищут к чему бы придраться.

- Вас только что искал начальник охраны, - этим сообщением меня встретили возле гаражей. - Ему главврач дал задание выпроводить вас с территории больницы.

И хотя больница - общественное место, проверять, будут ли меня выпроваживать, не хотелось. В заведении, где считают, что полномочий проверять документы у них больше, чем у милиции, случиться может многое.


“КИНА НЕ БУДЕТ” - ДЕНЬГИ КОНЧИЛИСЬ

- У муниципального образования сейчас большие проблемы с пополняемостью бюджета, - рассказывает мне председатель райкома профсоюза работников здравоохранения Людмила Трещева. - АЭС платит налоги в Москву, ГЭС - в Саратов. Остаются химпредприятия, а они в прошлом году еле работали. Налогов нет - бюджета нет. В результате местная администрация сократила несколько сотен ставок в здравоохранении. Еще несколько сотен перевели на финансирование из системы ОМС. А бюджетное финансирование сократили.

По словам председателя профкома больницы Анны Муравьевой, снижение зарплат произошло из-за урезанного бюджета, но законно. Просто раньше у больницы была возможность платить сверх законного минимума, и она платила. А теперь возможности нет. Оклады ниже МРОТ действуют на территории всей области и основаны на нормативной базе Минздравсоцразвития. Того же мнения придерживается и главврач больницы, Владимир Балашов. Встреча с ним удалась на следующий день.

- Государством предусмотрена маленькая зарплата для медработников, никто этого не скрывает, - говорит главврач. - И вот мы эту зарплату умудрились поднять в “хорошие годы” в связи с тем, что у нас и бюджет был достаточно большой, и по медстрахованию мы хорошо зарабатывали.

Почему больница хорошо зарабатывала? Были сокращены койко-места и увеличен штат - это позволяло повысить интенсивность лечения. Страховые компании платили как раз за количество пролеченных больных: “Зарплаты были в 1,5, а то и в 2,5 раза выше тех, которые определило государство. А сейчас кризис, денег не хватает. Да, раньше жили хорошо, а сейчас будем жить в соответствии с приказом. Больница сократила около 120 вакантных должностей, еще около 100 бюджетных ставок перевели на оплату из системы ОМС”. После сокращения штатных единиц люди перестали получать “за совмещение”. А средства из ОМС пришлось распределять на большее количество людей. “Оклады мы не уменьшали ни на копейку, уменьшились лишь стимулирующие выплаты”. По словам Балашова, в январе и феврале зарплаты были низкими из-за малого числа рабочих дней. Мартовская зарплата была выше.


- Как получилось, что ставки у работников меньше федерального МРОТ?

- Это определяет российское законодательство. Единственное, оно обязывает нас, если у человека ставка меньше МРОТ, доплачивать ему до МРОТ. Мы доплачиваем.


- Чем - премией?

- Нет, премию мы даем за хорошую работу. Во всяком случае, стараемся за что-то давать. А это просто идет как официальная доплата до МРОТ, как и предписывает законодательство.


- Водители жалуются на неправильные условия труда - им приходится перерабатывать, и переработки не оплачиваются.

- У них ненормированный рабочий день. Это прописано в колдоговоре. За это они получают пять дополнительных дней к отпуску. И они отлично знают, за что эти дни получают.


- А в трудовом договоре - 40-часовая рабочая неделя...

- Сочли, что неуместно прописывать там, если есть в колдоговоре. Мы разговаривали с юристами, они говорят - это не обязательно.


- Люди говорят, что когда они начали жаловаться на снижение зарплаты, на них оказывалось давление, им угрожали увольненем.

- Увольнять и принимать здесь на работу могу только я. Я единственное ответственное лицо, работодатель.


Что ж, комментарий исчерпывающий. Только вот хотелось бы заметить, что недавно Верховный суд окончательно пояснил: оклады не могут быть ниже МРОТ, и компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты могут устанавливаться лишь свыше МРОТ. А что мы видим в “расчетках” водителей, к примеру, за март этого года? Оклад ниже МРОТ - 3,5 тысячи, две премии и стимулирующие выплаты “за классность”, “за интенсивность” и “за увеличение объема работ”.


СКОРАЯ ПОМОЩЬ

О том, что зарплаты “скукоживаются” не только в Первой городской больнице, мне рассказали на второй подстанции балаковской скорой помощи (МУЗ “ССМП”).

- В прошлом году была предпринята попытка уравнять нас в зарплатах с водителями санитарных машин, - рассказывают водители скорой. - Тогда при помощи райкома профсоюза нам удалось доказать, что у нас высококвалифицированный труд.

- И мы всячески поддерживали водителей, - говорит заведующая подстанцией Ирина Зименко. - Нам нельзя их терять. Уже был опыт в 90-х годах: нормальные люди ушли, пришли пьяницы, разбили все машины за две-три недели и уволились, а у подстанции не осталось ни водителей, ни автопарка... Но в этом году зарплаты сократились у всех - и у водителей, и у медиков. Раньше мы работали на полторы ставки, на ставку с четвертью. С нового года 46 ставок сократили. Зарплаты уменьшились, а бригады выезжают неукомплектованными. Там, где должно быть по два фельдшера, выезжает один. И вариантов нет.

- Зарплату я сейчас получаю на 2,5 тысячи меньше, - рассказывает водитель Николай Чугунов. - Зато с января моей официальной обязанностью стала бесплатная уборка машины. Автопарк у нас не такой старый - закуплен по нацпроекту. Но работаем мы на нем непрерывно, обслуживаем даже отдаленные села. Фельдшерско-акушерские пункты на местах закрываются, приходится ездить нам. Каждый день - госпитализации в Саратов. После заразных больных нужно обрабатывать машину и проветривать два часа, а на это времени нет, сидим и этим дышим. Вызовов бывает столько, что одного путевого листа не хватает, приходится работать с рации. В результате такой эксплуатации машины регулярно выходят из строя. Сейчас на ходу 17 машин, и 4 из них должны встать на ремонт.

- Сейчас моя машина стоит на ремонте, - говорит водитель Владимир Верещагин. - И все время, пока она в ремонте, я должен получать две трети от зарплаты.

По словам водителей, ежеквартально на ремонт автомобилей выделяется всего 30 тысяч рублей. Поэтому часто водители сами закупают мелкие детали. Все выгоднее, чем получить две трети от зарплаты. В мае автомобили ждет техосмотр, и очень мало машин сможет его пройти, говорят водители. Жалуются на заниженные нормативы по бензину: “Их мерили на четвертой скорости по прямой дороге, а попробовали бы они на первой передаче зимой по дворам поездить!” Говорят, в соседних районах нормативы не такие жесткие: “Зимой, когда врач уходит в квартиру к больному, отключаем мотор. И сами мерзнем, и больного в совершенно выстуженный салон кладут”. Даже с мытьем машин проблема: “Своей автомойки у нас нет, мыть где-то еще - нет денег. Моем из ведра прямо во дворе. Окрестные бабки это фотографируют и посылают снимки в прокуратуру”.

- Нам не оплачивают обучение, повышение квалификации, - вторит медперсонал. - Хотя у нас даже судебные решения на руках. Мы полностью находимся на бюджетном финансировании. А финансирования этого мало на что хватает... И в результате нам сейчас ни одна аптечная сеть не дает лекарств - администрация города не оплачивает долги. На прошлой неделе ездили без анальгина, на этой - без феназепама. Куда это нас заведет? Кстати, неизвестно, сможем ли мы вообще куда-то выезжать. Завтра, 15 апреля, должен состояться тендер по закупке ГСМ для скорой. А от администрации пока никаких известий. Не будет горючего - с 9 мая “встанем”.

- Медики регулярно должны проходить обучение, - комментирует далее ситуацию председатель райкома профсоюза Людмила Трещева, - иначе их просто не допустят к выполнению своих обязанностей. И им должны оплачивать командировочные расходы. Однако эти расходы медперсоналу вовремя не возмещаются. На 1 января 2010 года долг по оплате учебы врачей и среднего медперсонала составил уже 3,4 млн рублей.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Мнение администрации о происходящем мне удалось узнать не сразу. Сначала была попытка пообщаться с заместителем главы администрации Балаковского муниципального района по социальным вопросам Владимиром Гусаковым. Однако он придерживается определенного порядка общения с прессой: принимает заранее вопросы и в строго определенный день беседует. Ждать очередного дня было долго. Зато на следующий день прямо в кабинете председателя обкома профсоюза работников здравоохранения меня нашел и.о. главы администрации района - Андрей Сайфудинов. В первую очередь он хотел уверить, что скорая помощь не остановится ни за что, а здравоохранение, несмотря на все сложности с финансами, остается приоритетом для администрации. Да, бюджет был сокращен, да, сократили штат, часть персонала лишили бюджетного финансирования. Однако цифрами чиновник не был готов оперировать. Они пришли несколько позже - факсом от Владимира Гусакова.

Итак: “В связи со сложившейся кредиторской задолженностью за 2009 г. (378 519,0 руб.) была крайне затруднена работа с фирмами-поставщиками в I квартале 2010 г. (поставщики отказывались заключать договора на поставку). МУЗ “ССМП” использовали запасы медикаментов для работы в ЧС”. “В настоящее время из 34 единиц санитарного транспорта работают 12 - 13”. Администрация признает, что денег на ремонт недостаточно (на второй квартал сметы на запчасти вовсе нет), и обещает перераспределить сметные ассигнования за счет других статей расходов. Горючее обещали закупить 22 апреля на 193 тысячи рублей - должно хватить до 15 мая, а к тому времени все-таки будет организован аукцион на поставку ГСМ.

В целом по городу ситуация несколько сложнее - всего из бюджета финансируется 13 учреждений здравоохранения. За 2009 год 700 ставок (штатных единиц) было сокращено. Фонд оплаты труда в 2010 году составлялся по фактической численности, не по штатной. В 2009 году муниципальный бюджет потратил на оплату труда работников здравоохранения 303,8 млн рублей. ФОТ на 2010 год утвержден в сумме 197,3 млн рублей на фактическую численность 1677,5 ед. Итого - бюджет выделяет примерно на 105 млн меньше.

При этом часть штата больниц будет финансироваться из ОМС, а не из бюджета. За счет средств Фонда обязательного медицинского страхования в Балаково финансируются 10 учреждений здравоохранения. Количество штатных единиц, которые будут получать зарплату из фонда, выросло на 613,25. В прошлом году фонд выделил на оплату труда 434 млн рублей, в этом выделит 408 млн - меньше на 26 млн. Из-за чего снижение? Количество койко-дней уменьшено по сравнению с показателем 2009 года на 37 274. “То есть при нормативном среднем пребывании больного в стационаре количество больных, имеющих возможность пролечиться на круглосуточных койках в стационаре, уменьшится на 29,7% (11 208 человек)”.


Итог: в Балаково планируется лечить в стационаре почти на 30% пациентов меньше, чем в прошлом году. А на зарплаты работникам здравоохранения будет направлено примерно на 132 млн рублей меньше. Средняя зарплата, по мнению балаковской администрации, составит 8800 рублей на одну штатную единицу - это с учетом социальных начислений. То есть “чистыми” на руки “штатной единице” выходит около 7000 рублей.


ОБЛАСТНЫЕ МАСШТАБЫ

- К сожалению, постановление президиума Верховного суда РФ - не указание для властей, - объясняет председатель обкома профсоюза работников здравоохранения Виктор Дурнов. - Постановление разъясняет вопросы судебной практики. То есть каждый, кто обратится в суд по поводу того, что его оклад ниже МРОТ, выиграет дело. Но пока обращения в суды не станут массовыми, к пересмотру окладов это не приведет - они законны и базируются на нормативной базе Минздравсоцразвития. Нужно вносить изменения в ТК РФ.

- ФЗ-131 дал много полномочий муниципальным властям, - уверен профлидер. - И возможно, слишком рано. В свое время у нас в здравоохранении была вертикаль, и это было правильно. А сейчас Министерство здравоохранения области может давать рекомендации муниципалитетам, а приказывать не имеет права. Ведь у нас что может делаться? Например, в федеральном учреждении проводится индексация зарплаты. А на региональные и муниципальные учреждения индексация не распространяется. Получается так: в федеральном ЛПУ повышают зарплату, а через дорогу - нет, хотя объемы оказания медпомощи одни и те же. Это ненормально. За равный труд люди должны получать равную зарплату. Но закон принят. А мы законопослушные граждане.

Министр здравоохранения Саратовской области Лариса Твердохлеб рассказала мне многое о региональной медицине. Рассказала подробно. И о плохом, и о хорошем. Сейчас область обеспечена врачебными кадрами лучше всех в России. В последние шесть лет в отрасли улучшилось финансирование, во многом, правда, за счет нацпроекта. Есть ряд губернаторских программ. Большинство из них в первую очередь нацелены на улучшение здоровья населения, но по некоторым медики могли получить дополнительные заработки. Средняя зарплата у работников здравоохранения - 10,7 тысячи рублей.

- В Балаково средняя зарплата была не намного ниже областной - 9900 рублей. Падение зарплат в городе сейчас произошло потому, что у них было большое количество сверхштатных единиц - была искусственно занижена нагрузка на врачей и на средний медперсонал. То есть физических лиц было на 3000 меньше, чем штатных единиц. Сейчас часть ставок сократили, а часть передали в систему ОМС, а платежи по этой системе зависят от количества жителей. Естественно, мало работать и много получать не выйдет. Должна быть нагрузка, и они еще могут заработать больше денег по системе ОМС. Не стационары - эти полностью реализовывают свои возможности, а амбулаторно-поликлиническая служба. Там каждый год - упущенная выгода.

- А эти нормативы нагрузки не устарели?

- Устарели. Но по факту у нас по врачам нагрузка либо нормативная, либо сверхнормативная, потому что их контролирует система ОМС, а по среднему и младшему персоналу нагрузка занижена. Что же касается низких размеров тарифных ставок - они основаны на документации Минздравсоцразвития. На руки у нас никто меньше “минималки” не получает. Если в связи с постановлением Верховного суда будет решение правительства, будем пересматривать оклады.

- Сейчас практически нет такой области, где бы не урезали бюджетное финансирование здравоохранению. Зарплаты страдают, - рассказывает председатель профсоюза работников здравоохранения Михаил Кузьменко. - И я знаю случаи, когда ведущий хирург получает всего 8 тысяч рублей. Правительство должно установить базовые оклады медикам. Раз есть стандарты качества, должны быть и стандарты оплаты. Нужно законодательно обеспечить и своевременную индексацию зарплат, и механизм их повышения.

Полина САМОЙЛОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика