27 мая на поле агрофирмы “Арженка” Рассказовского района Тамбовской области прошел финал конкурса “Мастера Центральной России” по профессии механизатор-пахарь. Состязание совместно организовали и провели Федерация независимых профсоюзов, представительство президента в Центральном федеральном округе и администрация Тамбовской области. В ходе конкурса выяснилось, что самый лучший пахарь уже давно не получает зарплату. В награду за трудовую доблесть механизатору достаются тяжелые недуги, но землепашцы любят землю и свою работу. И бросать ее не собираются.
ИМ ЕЩЕ ПАХАТЬ И ПАХАТЬ...
...На полянке близ будущей пашни все уже в полном порядке: гремит духовой оркестр, суетятся порученцы официальных лиц, а у механизаторов последние приготовления завершены. Технику - семнадцать тракторов “Кировец” (моделей К-700, К-701, К-701Т) и столько же плугов - предоставили, пригнали и наладили трактористы из тамбовских хозяйств. На своем тракторе и со своим плугом приехал только липецкий тракторист Роман Воробьев - у него свой красный “Кировец”, более совершенной, чем у других конкурсантов, модели - К-744Т.
Все двадцать технарей, обслуживавших машины, одетые в новенькие зеленые комбинезоны и кепи, закончили работу и выстроились у площадки с микрофонами и флагштоками. Еще тише и больше напряжения среди участников конкурса - в точно таких же, только светло-синих, комбинезонах. Те могут даже соперничать в неподвижности со стоящей позади техникой.
“Говорильня”, как называют между собой торжественную часть участники соревнований, неожиданно и быстро заканчивается. Судьи и их помощники (их отличительный знак - красная бейсболка) выходят на поле для разметки, но и для пахарей звучит команда: “По машинам!” - они тоже будут участвовать в судейской работе. “Красные шапочки” жестко пресекают мою попытку забраться в кабину одного из тракторов: по регламенту, во время работы механизатор не должен с кем-либо консультироваться. “А вдруг вы - доктор сельхознаук?” Один за другим тракторы выезжают и строятся на поле.
Правила соревнований отличаются детальностью, профессионализмом и суровостью. На каждый огромный “Кировец” с плугом выделяют участок (вернее, участочек) площадью в четверть гектара (длиной 50 и шириной 44 метра). Для наглядности: такому трактору здесь не то что разогнаться, а развернуться сложно. При этом никто не имеет права хотя бы на несколько сантиметров задеть межу двухметровой ширины, которая разделяет участки. Задача участника - за час вспахать свою делянку бороздами, глубиной не менее 24 см. Борозда должна быть почти идеально ровной - за отклонение от прямой линии даже на 10 см оценка сильно снижается. Тут еще и погодные условия надо учитывать. Вчера весь день шли дожди, поэтому почва влажная и вязкая...
По сигналу белой ракеты тракторы начинают бороздить “просторы” своих наделов, а вдоль очерченной плугом кромки поля соревнований пробегают инспекторы Гостехнадзора, отгоняя от пашни журналистов (самые настырные не уходят) и слишком увлекшихся происходящим зрителей. Судьи и их помощники остаются на поле - они обязаны жестко контролировать процесс.
КТО ТАМ НЕГЛУБОКО ПАШЕТ?
Среди тех немногих, кого вовсе не гонят от поля, - тамбовский губернатор Олег Бетин. В беседе со мной руководитель области выразил убежденность, что конкурс обязательно поднимет престиж профессии пахаря. Ведь в соревнованиях участвуют почти все регионы Центральной России, кроме Москвы и Костромской области. Если со столицей все ясно, то в Костромской губернии причины другие - там редко пашут на “Кировцах”, а у всех участников состязаний должна быть одинаковая и привычная техника. На Тамбовщине областные конкурсы пахарей проводятся уже четвертый год и давно стали популярными. Так что областная администрация легко согласилась выступить одним из организаторов состязаний механизаторов Центральной России. Из местного бюджета, без учета средств агрофирм, на окружное соревнование было выделено более полумиллиона рублей.
Если для большинства зрителей происходящее на поле не отличается зрелищностью, то профессионалы следят за ходом “матча” почти так же напряженно, как футбольные болельщики, - разве что без речевок и размахивания флагами.
- Вон, видите, у второго от нас плуг слишком высоко задрался, - комментирует для меня ход состязаний один из членов оргкомитета, первый заместитель начальника тамбовского областного сельхозуправления Николай Толмачев. - Видимо, не отрегулировал плуг перед пахотой как следует! Здесь точно хорошей и глубокой запашки не будет! А вот липецкий парень, который ближе к нам, здорово пашет - ровно и глубоко! Так и надо! Половина запашки делается “в развал”. Для этого надо второй раз пройтись плугом, но уже между борозд, чтобы развалить насыпанный гребень земли. Пахота - самая важная операция на поле, без правильной работы тракториста хорошего урожая не будет! Даже на такой земле, как наша...
Тамбовский чернозем здорово отличается от подмосковных суглинков - абсолютно черная, цвета угля, жирная на ощупь земля, липнущая к рукам и подошвам ботинок. Кажется, воткни здесь палку - дерево вырастет.
“Вот тамбовчане заодно и поле себе вспашут!” - смеется кто-то из гостей праздника. Толмачев отмахивается: “Нет, это поле в нынешний год отдыхает. Здесь была озимая рожь, но ее недавно скосили”.
Время пролетает незаметно. Вроде только что началась вспашка, а уже взлетает красная ракета - сигнал к завершению работы. Тракторы по очереди выезжают с поля.
ПОЛЕВЫЕ БОЛЕЗНИ
Пока жюри из числа сотрудников агропрома подводит итоги, я общаюсь с еще не остывшими от работы трактористами. Многие уже и без судей знают свой результат. И как на многих соревнованиях, виновными в собственных неудачах считают кого угодно и что угодно, только не себя.
- Нам тут не дали даже как следует осмотреться! - возмущается орловчанин Вадим Горбунов из хозяйства “Маслово”. - Говорили “будет день на подготовку”. А привезли, только разрешили круг сделать, показали, как требуется пахать, - и увезли... Ведь на поле каждый механизатор к своему плугу и трактору привыкает. Да и развал на пашне не так делается - его надо делать не по два раза проходя, а по четыре.
Вадим Горбунов, победитель орловского областного конкурса механизаторов, сделал все “вроде бы” ровно и вовремя, но нарушил границу участка. Та же беда плюс не совсем ровная запашка у калужанина Анатолия Орлова. Тот винит землю: “Здесь она тяжелая больно, липнет... У нас запашка полегше идет”. В принципе, только шестеро из конкурсантов - двое тамбовчан, воронежец, жители Липецкой, Курской и Белгородской областей - пахали родную, привычную для них черную землю. Даже орловское хозяйство “Маслово” от чернозема далеко. “Да ерунда все это! Хороший пахарь с любой почвой справится!” - считает Вадим Горбунов. В одном орловчанин и калужанин сошлись - победит тамбовский тракторист: “Пахал свое и у себя, а дома лучше всего работается!”
Тамбовский участник конкурса 26-летний Алексей Баранов дожидался итогов конкурса тоже не у палаток с пивом, а у родного К-700. За шесть лет работы в агрофирме “Арженка” Леша успел не только “сделать” двоих детей - мальчика и девочку, но и дважды стать победителем областного конкурса механизаторов. Теперь у него уже два цветных телевизора. Было. Один продал - потому что зарплату в “Арженке” платят небольшую и редко. В этом году очередную получку ждут с марта. А так в сезон пахоты (здесь - два с половиной месяца весной и осенью) Алексей получает 3,5 тысячи, а в остальное время - 400 рублей. Примерно столько же зарабатывают большинство участников конкурса механизаторов - вне зависимости от губернии. “Если б не хозяйство, бежал бы отсюда без оглядки. Ну, и земля держит...”
- Товарищ журналист, скажите хоть вы этому дурню, пусть бросает эту каторгу, - слышу я за спиной.
Коренастый и плотный пожилой человек с огромными мозолистыми руками, который произнес эту фразу, - отец Леши, Анатолий Баранов. Он проработал пахарем 31 год. “Парень у меня - механик, золотые руки, молодец, а все держится за эту пахоту долбаную! Дрянь работа, все здоровье потеряет, будет как я, развалиной!” На вопрос, какие у пахарей профессиональные болезни, Анатолий Петрович отвечает коротко: “Четыре “г”: геморрой, грыжа, горб и гроб”.
СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ
Каждый участник соревнований получил в награду часы, диплом и фотоаппарат. Тамбовчанина, однако, победителем конкурса не признали. Анатолий Баранов из “Арженки” занял лишь третье место и получил в награду микроволновую печь. Второе место (музыкальный центр) занял липецкий механизатор Роман Воробьев. А лучшим пахарем Центральной России стал Юрий Останков из курского научно-производственного хозяйства “Курсксемнаука”.
Юрию Васильевичу - 54 года. Женат, два сына и два внука. Почти тридцать лет жизни Останков занимается тем, что пашет землю. И потому мастерства ему не занимать. До этого Юрий дважды участвовал в подобных конкурсах, еще до перестройки. На всероссийских соревнованиях он занял второе, а на всесоюзных - пятое место.
После провозглашения победителем Юрий Останков стойко и вежливо, хотя и односложно, отвечал на вопросы назойливых журналистов. Взорвался он лишь где-то между котлетами из косули и салатом из тропических фруктов - на торжественном обеде в честь победителей конкурса пахарей на центральной усадьбе агрофирмы “Арженка” (той самой, которая с марта не платит своим работникам зарплату). Мы вышли на перекур, и я снова попросил Юрия Васильевича рассказать какую-либо смешную историю из его богатой трудовой биографии.
- Знаете, - сначала спокойно, но постепенно повышая голос, сказал мне Останков, - я уже полгода не получаю зарплату на своей работе! У нас там очередная “революция” - смена директора. И может быть, если я ее получу и когда я ее получу, это будет самая смешная история в моей жизни! Потому что мне платят копейки! А искать другую работу у меня уже нет ни времени, ни сил!
Алексей ЧЕБОТАРЕВ
фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте