В атмосфере дружбы, любви и согласия, а также протеста против политики американского империализма 25 октября в Москве прошел настоящий “кубинский день”. Корреспондент “Солидарности” Алексей ЧЕБОТАРЕВ выслушал тезисы доклада и проект резолюции против американской блокады Кубы, которые рассмотрит на своем заседании Генеральная Ассамблея ООН. А завершился праздник протеста вечеринкой в клубе “Дом”, где открылась выставка кубинского политического плаката. На выставке было выпито много рома, показано с десяток никак не относящихся к теме Кубы авангардных фильмов, а также было много танцев и прочих протестных действий.
Кубинский посол Хорхе Мартинес опоздал на собственную пресс-конференцию всего на каких-то 20 минут. За это время присутствовавшие в зале журналисты и прочая публика посмотрели красивый фильм о пляжах острова Свободы, крутобедрых мулатках, лесах, горах, водопадах и прочих радостях кубинского социализма.
Посол сообщил, что Куба вносит предложение покончить с экономической блокадой уже четырнадцатый раз. И с каждым разом все удачнее. “Если в 1992 году, когда этот проект рассматривался впервые, за принятие резолюции проголосовало 59 стран, то в прошлом году в пользу принятия этого документа высказалось 179 стран”, - сказал дипломат. В общем, прогресс налицо. Против проекта постоянно голосуют только США (что естественно), Маршалловы острова, государство Палау и государство Израиль. “А Израиль-то почему?” - спросила молодая красивая барышня, не относившаяся к числу журналистов и попавшая на пресс-конференцию неведомым образом с толпой других столь же привлекательных барышень (их перед началом мероприятия немедленно окружили все мужчины, работающие в посольстве). “Видимо, такова точка зрения этого государства”, - дипломатично ответил посол.
Хорхе Мартинес излучал радушие и оптимизм по поводу перспектив кубино-российских отношений. Так, он выразил уверенность в том, что российская делегация “выскажется на Генассамблее в поддержку Кубы”. И международное сообщество неизбежно склонится к принятию кубинской резолюции, ведь этому самому “международному сообществу пора предпринять дальнейшие шаги для того, чтобы положить конец этой блокаде”, - считает посол. Кубе от блокады приходится очень несладко. Посол процитировал доклад, представленный кубинской стороной Генеральной Ассамблее, в котором ущерб, нанесенный экономике страны, оценивается более чем в 82 млрд. долларов: “Только за последний год прямой экономический ущерб превышает 2 миллиарда 764 миллиона долларов”, - уточнил посол.
Вечером в клубе “Дом” об американском империализме и блокаде Кубы говорили только политические плакаты на стенах. Плакатов было, вопреки ожиданию, очень немного, так что вошедший в зал мог их просто не заметить. Некоторые из них могут считаться настоящими произведениями массового искусства. Как, например, плакат Роландо Кабеза “Свободу сейчас!”, где стены “тюрьмы народов” составлены из табличек с надписями “Human Rights” и “Civil Rights”; плакат Гладис Авилы “Нет военной базе США в Гуантанамо!”, где изображен кровожадный орлан белохвостый (символ США), сидящий на ветке кубинской пальмы; плакат, посвященный теме солидарности с народом Зимбабве (пробковый шлем колонизатора, пробитый африканской стрелой). Кстати, на плакатах, представленных в Москве, кубинские художники выразили солидарность практически со всеми государствами, которые записаны США в число стран-изгоев или очагов терроризма - в частности, с Ливией и Палестиной...
Однако, как это ни грустно, но большая часть хороших плакатов относится к 70 - 80-м годам прошлого века, а современные даже несколько убоги. Вот, например, образчик современного плакатного “искусства”, посвященный, кстати, самой актуальной для сегодняшней Кубы теме - американской блокаде. На оранжевом фоне во все горло хохочет чернокожий “пионер” в светлой рубашке, рядом с ним стоит на столе пишущая машинка неизвестной марки. Остальное пространство занимает огромная - чуть ли не пятистрочная - надпись (перевод с испанского был в подписи к плакату): “Хотя они отказываются давать мне запчасти, в школе мне починят машинку, и я продолжу учебу!” Очень витиевато для плаката.
Присутствовавший на вечеринке атташе кубинского посольства по культуре Альфредо Портуондо предложил мне выпить коктейль “Куба либрэ” (“Свободная Куба” - ром, кола, лед) и после этого - предложив выпить еще - на удивление быстро согласился с моим предположением о кризисе кубинского плаката. Кризис жанра он отнес, опять-таки, к числу негативных последствий блокады, а также распада социалистического лагеря, гибели жанра плаката в России и других странах Восточной Европы, а следовательно - к исчезновению возможности обмена опытом с другими социалистическими художниками. Произнеся эту тираду, атташе снова предложил мне “Куба либрэ”. И, пока я пытался найти связь между блокадой и кризисом жанра, зависящим только от способностей местных художников, атташе по культуре упорхнул в танце с пожилой восточного вида дамой, бегло говорившей по-испански и курившей, не переставая танцевать, огромную гаванскую сигару.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте