Какой самый простой способ сделать ребенка счастливым? Конечно, покатать его на аттракционах! Для жителя крупного города проблем в поиске парка аттракционов не возникает, а вот что делать тем, кто живет в небольшом городе или пригороде? Им на помощь пришли разъездные луна-парки. Чтобы разобраться в том, почему их число растет, как грибы после дождя, и что это за бизнес такой - аттракционы, корреспондент “Солидарности” побеседовала с Юрием МАЛИКОВЫМ, руководителем одного из луна-парков.
Мы беседуем с Юрием Маликовым в вагончике, в одном из тех, в которых обычно живут строители. В России трейлер - дом на колесах, активно используемый американским населением, - как-то не прижился; нам ближе родной вагончик. Внутри довольно уютно: кровать, шкаф, кухня, телевизор - есть все, что необходимо для жизни. Юрий Львович, правда, сетует, что еще не обустроился, ведь кочевым бизнесом занялся сравнительно недавно; он хочет создать себе и помощникам достойные условия жизни, чтобы люди, несмотря на оторванность от дома, чувствовали себя максимально комфортно. Затем щелкает пультом от телевизора, убирая звук, и начинает рассказывать.
ЗАЧЕМ НАМ ЛУНА-ПАРК?
Если раньше в города приезжали циркачи, канатоходцы и фокусники, то сегодня вы уже не встретите ни фокусников, ни тем более канатоходцев. Их место заняли аттракционы. Само понятие “луна-парк” пришло из Италии, и означает оно развлечение на аттракционах. Разъездные луна-парки, как в свое время циркачи, кочуют из города в город, задерживаясь на одном месте максимум на месяц. Обычному человеку такое передвижение может показаться хаотичным, “как бог на душу положит”. На самом же деле маршруты расписываются на год вперед.
Юрий Маликов поделился своими секретами с корреспондентом “Солидарности”. Оказывается, летом в областном центре есть смысл находиться две-три недели, месяц максимум. Если это крупный центр или город, то можно еще переезжать с места на место, из района в район. Нельзя, чтобы в один город въезжало сразу два луна-парка, или чтобы один выезжал, а на его место въезжал другой. Это невыгодно. Именно поэтому и нужно распланировать все заранее, согласовать свой маршрут с владельцами других кочевых парков. Впрочем, как и в каждом бизнесе, среди них идет конкуренция, встречаются и непорядочные люди.
Вообще же процедура приезда луна-парка в город довольно сложна. Сначала надо договориться с администрацией, потом - с “Электросетями”, “Энергосбытом”, “Электронадзором”, ведь аттракционам нужно электричество. Все инстанции требуют финансовых платежей, да и на дорогу затрачивается очень много денег, так что каждый переезд должен себя окупать.
Планировать маршрут нужно тоже с умом. Например, в Рязани и Туле есть свои луна-парки, а значит, туда нет смысла ехать. В Курск тоже не поедешь - там свой шикарный парк. Его владелец, по словам Маликова, каждый год обновляет аттракционы, работает с городом и областью. Вообще парки с аттракционами раньше были во всех крупных городах, однако в 90-е годы большинство закрылось. Сегодня многие стационарные парки стоят заброшенные. На самом деле, как считает Юрий, содержать луна-парк не так уж и сложно, более того, это дело довольно выгодно и пользуется большой популярностью.
- Например, в Туле на главной площади ставится новогодняя елка и там же находится луна-парк. Знаете, сколько народу туда приходит? 31 декабря мы работали до одиннадцати вечера, а 1 января уже в час дня открылись. И такая ситуация не только в новогодние праздники, а круглый год. Каждый день детские аттракционы Тулы работают до 19.00 часов, а взрослые до 22.00, - рассказывает Юрий Львович.
Однако не всем по средствам приобрести и содержать стационарный парк, поэтому многие начинают именно с передвижных. К тому же разъездной луна-парк приносит больше прибыли, чем стационарный, открывает еще один секрет Маликов. Вот и он решил начать с малого: проработав какое-то время в стационарном парке у знакомого, он взял разъездной луна-парк и сейчас развивает его. Несмотря на то, что начинал Юрий Львович скромно - с четырех больших и четырех маленьких стандартных аттракционов, дело его увлекло, и он стал придумывать аттракционы сам. Так у него появился пейнтбольный тир, квадрациклы, особенная детская железная дорога. Сегодня больше ни у кого такого нет.
Во время нашего разговора дверь вагончика открылась, и на пороге появилась девушка, по виду школьница.
- Это моя дочь, - представил ее Юрий Львович. - Помогает мне в луна-парке.
Естественно, после этого нельзя было не поинтересоваться, как кочевая работа влияет на личную жизнь.
- Иногда бывает желание все бросить, но я уже прикипел к этому делу. Многие работают здесь не для того, чтобы заработать, а потому, что это - как болезнь. Приезжаешь домой, а недели через две тебя уже снова тянет в луна-парк, - улыбается Маликов.
Впрочем, для самого Юрия кочевая жизнь - норма. Вот как он рассказывает о себе:
- Я всегда говорю, что я россиянин. Родился в Псковской области, четырнадцать лет жил в Рязани, окончил высшее учебное заведение летчиков-штурманов в Ставрополе, десять лет служил в Военно-воздушных силах на Камчатке, с 1993 года живу в Туле. Жена к занятию луна-парком относится негативно, поэтому я стараюсь далеко от дома все же не уезжать.
Дочь и сын при любой возможности приезжают помогать. Судя по всему, они тоже заразились болезнью под названием “кочевая жизнь”. Потому что, как они рассказывают, нет ничего лучше на каникулах, чем приехать к отцу в луна-парк.
БИЗНЕС ЕСТЬ БИЗНЕС
Удивительная вещь: сегодня бизнес аттракционов в нашей стране держат в руках... чехи.
- Я хочу, чтобы здесь работало больше русских. Ведь мы ездим по разным городам круглый год и стараемся держать низкие цены. Чехи же работают сезонно и поднимают цены, - возмущается Маликов.
Впрочем, оборудование он вынужден закупать у тех же чехов: отечественные производители выпускают в основном детские аттракционы, а итальянские аттракционы очень дороги. Например, цена самого дешевого автодрома чешского производства, по словам Маликова, - порядка 250 тысяч долларов, а итальянского - в три раза дороже. Да, итальянские намного лучшего качества, чем чешские и, тем более, русские, но их еще надо окупить! Юрий говорит, что ни в одном луна-парке итальянского оборудования еще не видел. По его словам, чтобы окупить его стоимость, нужно продавать билеты по 150 рублей. У него же другая политика: билет на его аттракционы стоит 40 рублей, и Маликов рассчитывает, что ребенок за те же деньги сможет прокатиться не один раз и, следовательно, получить гораздо больше удовольствия.
С покупкой же отечественного оборудования тоже не все гладко. Вроде бы, как говорит Юрий, где-то в Рязанской области есть отечественный завод. В прошлом году детский аттракцион стоил там 150 тысяч долларов, а в этом - уже 250 тысяч. То есть стоимость всех их аттракционов поднята на 100 тысяч долларов - спрос-то велик.
Но мало купить оборудование, его еще нужно обслуживать. Сейчас у Юрия Львовича работают четыре человека: профессиональный электрик и специалисты по сборке и разборке аттракционов. Зарплата его рабочего составляет 10 - 15 тысяч рублей, плюс трехразовое питание (Маликов планирует в скором времени принять на работу повара, то есть старается обеспечить работнику соцпакет). Люди, которые работают с аттракционами, обучаются этому уже непосредственно на месте. Работа тяжелая, постоянно разъезды, так что набрать команду трудно. Маликов жалуется на то, что мало ответственных людей - из десяти нанятых хорошо если один остается. Многих он выгоняет сам, например, за пьянку. Ведь пьяный работник подвергает жизнь катающихся большой опасности. Вообще же в таких кочевых видах работ обычно складывается команда, которая все время вместе, на которую можно положиться. И Юрий пытается ее создать.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Не секрет, что на аттракционах можно получить травмы и даже разбиться насмерть. За все несет ответственность директор луна-парка, поэтому проверяет все аттракционы сам. Например, на качели “цепочка” кладет по два мешка весом 200 кг каждый и запускает. На многие аттракционы Юрий садится сам и делает пробный пуск. В парке Маликова они небольшие, поэтому не так опасны, а вот на больших аттракционах надо быть внимательнее. На каждый аттракцион обязательно должен быть сертификат. На детские аттракционы он дается на три года, “взрослые” проходят проверку ежегодно. Но чаще травмы получают не из-за оборудования, а из-за несоблюдения правил безопасности.
- Мы всегда предупреждаем о соблюдении техники безопасности, - говорит Маликов. - Иногда люди виноваты сами, если не соблюдали правила. У меня был случай, когда мужчина во время движения качелей “цепочка” встал в них, и тут же центробежная сила выкинула его. Ситуация закончилась плохо, однако в том была исключительно его вина. Или вот на “автодроме” - отец садится в машинку и сажает ребенка на колени. А этого нельзя делать! Потому что машинки весят по двести килограммов, и при их столкновении ребенок со всей силы бьется об руль... Мы предупреждаем, но бывает, отцы отмахиваются. А ведь в правилах безопасности написано, что ребенок должен сидеть рядом, и тогда никаких травм не будет.
Если человек получает травму из-за поломки аттракциона, то он имеет право обратиться в суд на владельца парка, а тот, в свою очередь, - подать иск на производителя оборудования. Если же травма небольшая и речь идет о моральном вреде либо материальном ущербе, то такие вопросы лучше решать на месте.
- Вообще я оптимист по жизни, поэтому верю, что все будет хорошо, - улыбается Юрий Маликов и идет варить кофе. А в окошко его вагончика видно, как малыши катаются на разрисованном паровозике и визжат от восторга.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте