Top.Mail.Ru
Сюжет в развитии

По следам наших публикаций

Газета “Солидарность” постоянно пишет о жизни трудовых коллективов, об их проблемах. Про кого-то мы пишем относительно часто, о ком-то были лишь единичные публикации. Но мы “помним всех поименно”, и для того чтобы читатель знал, чем закончилась каждая история, публикуем обзор. Будем делать это и в последующих номерах газеты.

СПСК "КРЫЛОВСКИЙ": ВЫБИЛИ ЗАРПЛАТУ ПОЧТИ ДЛЯ ВСЕХ


В № 48/2005 “Солидарность” писала о том, как одиннадцать бывших сотрудников СПСК “Крыловский” (станица Крыловская Краснодарского края) объявили голодовку, добиваясь выплаты задолженности по зарплате в 2,3 млн. рублей. Акция продолжалась с 13 по 22 декабря и прекратилась после того, как конкурсный управляющий СПСК Виталий Калиновский пообещал выплатить долг до 15 марта. О том, что происходило дальше, корреспонденту “Солидарности” рассказала Елена Парубель, основной организатор акции и неформальный лидер коллектива:

- 13 марта нам начали выплачивать задолженность по зарплате, но не всем и не всё. Примерно 300 тысяч рублей не доплатили, так как “денег больше не было”. 15 марта из краевой прокуратуры к нам приезжал представитель - поговорить, узнать, как дела. Насколько я слышала, сейчас у нас сменился прокурор края. Мы ходили в прокуратуру, нам обещали: “будут деньги - выплатим”. Так же и Калиновский говорит. Жалобщиков в прокуратуре отправляют разбираться к бывшим бухгалтерам хозяйства... Профсоюзы... Как представители из крайсовпрофа приезжали, так и все. Мы звонили, нам сказали, что ничем нам помочь не могут...

Практически весь бывший коллектив СПСК “Крыловский” - сейчас безработные. Тем, кто встал на учет на бирже труда, немногим лучше. “Если все же что-то предлагают, то там зарплата от 800 до 1800 рублей в месяц. Прожить на это невозможно”, - сетует Елена. Но группа, которая проводила голодовку, решила, не видя солидарной поддержки, успокоиться. “Большинство людей благодаря нам деньги получили, а кто не получил - как тогда не боролись, так и сейчас не хотят ходить и сами для себя добиваться”, - говорит Парубель.


СМЗ: БАНКРОТСТВО ПОД ВОПРОСОМ

Последний раз вопрос о Савеловском машиностроительном заводе (СМЗ) поднимался в “Солидарности” № 16/2006. Впервые же публикации о СМЗ появились в 2004 году, когда завод еще был ОАО “Савма”, банкротство только начиналось, а профком еще не выкинули с территории предприятия. Напомним, СМЗ выпускает уникальные станки для самолетостроения, но бывшая дирекция задолжала Федеральной налоговой службе. Дальше было внешнее управление, затем конкурсное. В итоге завод за копейки купила группа компаний “Бородино”, воспользовавшись одной из классических рейдерских схем - аукцион и подставные покупатели. После этого профильное производство было фактически законсервировано, сосредоточившись в одном цехе, а остальные мощности новый собственник использует под производство тары для пищевой промышленности. Численность работающих сократилась с 6 тысяч до тысячи, в цехах - нехватка комплектующих, а зарплата рабочего не больше 7 тысяч рублей. Профком пытался протестовать, но был выброшен за проходную. Предпрофкома Тамара Матюнина не имеет допуска на территорию предприятия. Работодатель мотивирует свои действия тем, что “профсоюз остался на “Савме”. Но профорганизация уже давно прошла перерегистрацию, и прокуратура города признает за ней право представлять интересы работников СМЗ. В последнее время ситуация, по словам Матюниной, вроде бы начала меняться не в пользу ГК “Бородино”:

- Похоже, суд (по признанию недействительными результатов аукциона по продаже имущества ОАО “Савма”. - Г.Д.) мы можем выиграть. Уже удалось отсудить третий лот (основные производственные мощности. - Г.Д.), остальные пока под вопросом.

А профком по-прежнему не пускают на территорию предприятия. “Представление на имя директора прокуратура направила, но он не реагирует, а месяц, в течение которого надо ответить, еще не истек”, - рассказывает Тамара Матюнина. Однако профсоюз не унывает: “Мы “Бородино” выгоним, - уверенно заявила профлидер, но вдруг встревожено заметила: - Только бы они в Ржев не залезли, а то и там все развалят”. (Речь идет о Ржевском машиностроительном заводе - смежнике “Савмы”. ГК “Бородино” скупила часть его акций и теперь внедряет своих представителей в совет директоров. - Г.Д.)


КАРЕЛЬСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ: РАБОТОДАТЕЛЬ ПЕРЕВОСПИТАЛСЯ

Про Карельский рыбокомбинат, принадлежащий Межрегиональной рыбной производственной корпорации (МРПК), “Солидарность” писала неоднократно (№№ 3, 7, 2006). Трудовой конфликт там тянулся около пяти лет, а проблемы обычные: маленькая - менее 3 тысяч рублей - зарплата; плохие условия труда - в холодной воде при минусовых температурах; отказ работодателя оплачивать вынужденные простои, которых было немало по причине практически полного износа оборудования. В декабре 2005 года коллектив вынужденно приостановил работу. Гендиректор предприятия Хоменкова пыталась ответить локаутом, но испугалась широкой огласки и пошла на незначительные уступки работникам. А в январе 2006 года капитально вышли из строя и котельная, и трубопроводная система. Трудовой коллектив, разумеется, опять потребовал оплаты простоя, а прокуратура передала дела по Хоменковой в суд. Наученная горьким опытом гендиректор пошла все-таки на переговоры с работниками. О результатах рассказывает член профкома Екатерина Яшкова:

- Три месяца вынужденного простоя Хоменкова нам оплатила. Обещанный ремонт провела: поставила новые котлы в котельную, полностью заменила всю трубопроводную систему, приступила к производственным помещениям. В конце марта работа на комбинате возобновилась, и теперь нам платят не по 2 - 3 тысячи рублей в месяц, а не менее пяти. Это тоже немного, так что вопрос о повышении зарплаты остается открытым, но уже стоит не так остро.

Сегодня на комбинате работают около 50 человек - рабочих, но “это сплоченная, боевая команда, закаленная борьбой за свои права”. И, проявляя рабочую солидарность, профком рыбокомбината начал вести разъяснительную работу среди коллектива троллейбусного парка Петрозаводска. После транспортной реформы он превратился из муниципального в совместное с “Русским автобусом” предприятие, и теперь, по словам Яшковой, “люди там работают по 12 часов в день, а получают копейки”.


МАИ: ДИРЕКТОР НОВЫЙ, ДОГОВОРЫ СТАРЫЕ

Еще в сентябре 2005 года в Московском авиационном институте в соответствии с новым Жилищным кодексом были введены новые договоры о проживании студентов в общежитии (“Солидарность”, № 48, 2005). Студентов тогда возмутил ряд “странностей”, скрывающихся в приложении к договорам. Например, заявления о добровольной оплате за пользование своими же электроприборами. Сумма, начисляемая за электроэнергию, выходила явно больше 5% от стипендии, сколько в соответствии с ФЗ “Об образовании” должны платить студенты.

Недоумевающие студенты обратились за разъяснениями с коллективным письмом в Московский горком профсоюза работников народного образования и науки. А руководство горкома, в свою очередь, - к ректору МАИ Александру Матвеенко. В письме сообщалось, что форма договоров, введенная в МАИ, не соответствует “типовым договорам”, предусмотренным законодательством. Горком профсоюза напомнил, что плата за проживание в общежитии не должна превышать 5% от стипендии, что ФЗ “Об образовании” “не предоставляет права государственным учреждениям профобразования самостоятельно устанавливать порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом”. Горком профсоюза также потребовал от профкома студентов МАИ “немедленно и официально отозвать подпись председателя Степанова Н.В. под приказом № 132 от 31.05.2005”. А в феврале студенты, обратившись через одного из депутатов Мосгордумы, привлекли внимание прокуратуры к нарушению их прав.

Каковы результаты? Прошла прокурорская проверка. Руководство, как говорит студентка МАИ Валерия, “вроде бы оштрафовали”. По ее словам, есть еще одно изменение: “В конце марта - начале апреля у нас при загадочных обстоятельствах был убит директор студгородка - Сергей Федоровский, и на его должность назначили другого человека. Его почти никто из студентов не знает. Какое-то время все было тихо, видимо, новый директор входил в должность, изучал все эти документы. А потом все началось заново”. Так что “ситуация с договорами по предоставлению дополнительных услуг в общежитии не поменялась, - продолжает Валерия. - Разве что из перечня электроприборов, за пользование которыми нужно платить, убрали настольную лампу. Так же приходят коменданты, смотрят, какие приборы указаны в договорах, а какие нет. Проверяют, как оплачены квитанции. Если не оплачены - не меняют белье”.

Понятно, что студентов такое положение по-прежнему не устраивает. Только нет никакого организованного протеста, а все уведомления в адрес администрации института на ситуацию не влияют. Не помогло и вышедшее 17 мая этого года письмо Федерального агентства по образованию, устанавливающее полный перечень того, что может входить число “дополнительных услуг”. Действующие в МАИ договоры с решением федерального агентства не согласованы.

Сами студенты сейчас сдают сессию и протестов, понятно, не устраивают. Профком тоже не пытается что-то изменить. Разве что, как сообщила Валерия, по заявлению выплачивает малообеспеченным студентам дотацию на эту незаконно введенную оплату “услуг” по пользованию своими же чайниками, утюгами, компьютерами...

С выводами подождем до начала следующего учебного года - времени, когда нынешняя сессия будет уже сдана, а следующая еще далеко. Вроде бы на 1 октября уже назначен “день единых действий” студенческих профсоюзов?


"АЛТАЙХИМПРОМ": ОТ БАРРИКАД К НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЕ?

Год назад на ОАО “Алтайхимпром”, одном из крупнейших в Зауралье производителей минеральных удобрений, и без того напряженная из-за спада производства и низких зарплат обстановка еще больше обострилась. Это произошло в силу некоторых “особенностей” стиля нового руководства предприятия (“Солидарность” № 4, 2006). Особенности такого управления - сокрытие от трудового коллектива планов по выведению комбината из кризиса, попытки незаконно демонтировать оборудование (титановые колонны и чаны), отказ допускать председателя профкома на территорию предприятия... Когда 4 ноября - в праздничный день - вооруженные люди со стороны пытались демонтировать колонны, профкому и работникам даже приходилось противодействовать столь странному “менеджменту” силой: забаррикадировавшись, они не дали подключить оборудование для демонтажа. Потом были неоднократные обращения предпрофкома Марины Пахолковой в разные инстанции - краевые и федеральные. Последовали многочисленные проверки со стороны УБОПов, УБЭПов, прокуратуры и т.д. Есть надежда, что все это - и напряженность, и баррикады, и незаконные действия - уже в прошлом.

Как говорит Марина Пахолкова, ситуация начала улучшаться перед выездным заседанием депутатов Алтайского краевого законодательного собрания 17 марта, проходившим на промплощадке предприятия. Был принят протокол и рекомендации по улучшению ситуации в “Алтайхимпроме”. А руководство начало прислушиваться к профкому.

Как объяснила Марина Дмитриевна, менеджменту предприятия рекомендовали изучить успешный опыт завода “Кучук-сульфат”, расширять ассортимент продукции, принимать меры по обеспечению сбыта продукции, а во втором полугодии 2006 года изыскать возможности для повышения средней зарплаты до 4 тысяч рублей.

В начале июня “Алтайхимпром” посетил губернатор края Александр Карлин. Главная проблема, о которой Марина Пахолкова постаралась напомнить губернатору, - низкая зарплата (в пределах 3 тысяч рублей), а следовательно, и невозможность сохранять кадровый потенциал предприятия. Источников повышения зарплаты, как призналась предпрофкома, губернатор указать не смог. Просто сказал, что зарплата должна быть заложена в себестоимость продукции, что все зависит от производительности, от прибыли... Спрашивала Марина Дмитриевна и о том, как вести себя профсоюзу, когда собственники все вправе делать. Получила ответ: все, что делается собственниками, - следствие закона об акционерных обществах, а профком может только пытаться доказывать свою правоту руководству, убеждая поменять политику.

Так, медленно и постепенно, пытаются профком и трудовой коллектив “Алтайхимпрома” изменить отношение к себе руководства и ситуацию на предприятии. В начале июня профком направил гендиректору Андрею Чегаринову список вопросов о том, как выполняются принятые в марте рекомендации. Получив ответ, профком намеревается и далее выяснять и контролировать, что происходит на комбинате. Марина Пахолкова считает, что ситуация должна измениться, причем к лучшему - в сторону развития производства и улучшения жизни работников.


ПИКАЛЕВСКИЙ ГЛИНОЗЕМ: УСПЕШНЫЕ КАМПАНИИ

Еще в ноябре прошлого года профкому Пикалевского глиноземного завода (ПГЗ) удалось решить главную проблему - не допустить сокращения фонда оплаты труда, что пыталось сделать СУАЛовское руководство (“Солидарность” №№ 39, 41, 2005 и № 4, 2006). После митинга работников ПГЗ, поддержанного профактивистами предприятий Пикалева и соседнего Бокситогорска, профкому удалось договориться о сохранении фонда оплаты труда и индексации зарплаты. При этом выяснилось, что есть общий с руководством интерес: необходимость разрешения проблемы с поставками классического для ПГЗ сырья - нефелина, цены на который вдруг взвинтил холдинг “ФосАгро”. Профком тогда решил поучаствовать в решении хозяйственных проблем своего предприятия. И надо сказать, получилось это у профактива ПГЗ успешно.

Было обращение профкома филиала “ПГЗ-СУАЛ” в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Было участие в пикетировании ФАС - совместно с ЗАО “Метахим”, Кирово-Чепецким химкомбинатом и еще несколькими предприятиями. ФАС отреагировал. “ПГЗ-СУАЛ” удалось заключить с “ФосАгро” договор о поставках нефелина. И теперь, как говорит предпрофкома Светлана Антропова, “в глиноземном цехе ПГЗ спала напряженность в связи с вынужденной работой на бокситах. Цех опять работает на классическом сырье - нефелине. Для работников филиала, в первую очередь для работников основного цеха, весь этот период был проверкой на прочность, профессионализм. Люди делали все, чтобы производство не остановилось”. Так что сегодня “настроение в коллективе бодрое”. Остается и тема “опробованных” бокситов, но уже совместно с нефелином - по опыту работу Ачинского глиноземного комбината.

Правда, на горизонте появилась новая опасность - аутсорсинг, перевод работников цеха питания в “Корпус-Групп”. Эта компания предоставляет услуги по “корпоративному питанию”, “управлению транспортом” и так далее многим предприятиям России и Украины - “Сибнефти”, “Северстали”, РУСАЛу и ряду других. “Корпус-Групп” уже ведет переговоры с гендиректором “ПГЗ-СУАЛ” Геннадием Соболевым, считающим, что заводу нужно “освобождаться от непрофильных активов”. А профком собирает информацию о компании, условиях труда ее работников, качестве обслуживания. Светлана Антропова уже поинтересовалась, как работники оценивают последствия перевода цехов питания в “Корпус-Групп” в Магнитогорске и Бокситогорске. И теперь она относится к предложению по “выведению” цеха питания из ПГЗ очень и очень отрицательно. А еще надеется, и не без основания, что руководство прислушается к мнению профкома, а значит, и всех работников завода и откажется от “внешних” услуг, потому что “нынешний цех питания кормит работников завода гораздо лучше и дешевле”.

Галина ДМИТРИЕВА
Александра ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика