Top.Mail.Ru
Сюжет в развитии

В круге втором

Серия публикаций-“дорасследований” по случаям трудовых конфликтов, начатая в прошлом номере, продолжается. Как и в прошлый раз, это в основном ситуации, к которым, скорее всего, придется еще не раз вернуться - проблемы пока далеки от решения. Но даже в самых сложных, иногда экстремальных условиях профактив предприятий продолжает упорно отстаивать трудовые права работников.

КАЧКАНАР: СЛОЖНЫЙ КОЛДОГОВОР


Более трех месяцев шел сложный переговорный процесс по заключению колдоговора на Качканарском ГОКе “Ванадий” (“Солидарность”, №№ 6, 7, 9, 12, 2006). Была очень напряженная - предзабастовочная - атмосфера в трудовом коллективе, а руководство Горно-металлургического профсоюза России даже заявляло о готовности инициировать процедуру отраслевой забастовки в случае, если работодатель не пойдет на уступки сначала при заключении колдоговора на ГОКе, а потом - отраслевого соглашения. Колдоговор в итоге получился сам по себе хороший. Правда, некоторые “условные” положения о зависимости роста зарплаты от роста производительности труда сформулированы так, что, если профком будет не особо беспокоиться, можно вопрос о повышении зарплаты и не поднимать. Однако профком, проследив, чтобы в начале апреля прошла индексация зарплаты - на 6,5%, в соответствии с официальными отчетами об инфляции, поднял вопрос и о повышении зарплаты. Так что сейчас на ГОКе ведутся переговоры по этому вопросу. Предложение профкома - рост в 7% уже с 1 июля. Первое - надо думать, не окончательное встречное предложение работодателя - “с целью улучшения благосостояния работников изменить сроки выплаты зарплаты на более ранние, не повышая реального содержания зарплаты”. А еще перераспределить выплату заработной платы - не по 50%, а по каким-то своим расчетам с тарифами и окладами. Естественно, тоже “с целью улучшения благосостояния”...

Сложности с принятием нового колдоговора на “Ванадии” отчасти объяснялись сменой менеджмента в “Евразе” - группе компаний, в которую входит ГОК. Дело в том, что чуть ли не накануне начала колпереговоров Александра Абрамова на посту гендиректора холдинга сменил Валерий Хорошковский, сразу пожелавший показать несгибаемую волю в отношениях с трудовым коллективом. Кроме того, уже с начала марта - то есть еще до заключения колдоговора, начались разговоры о смене собственника в “Евразе”. И вот совсем недавно, 19 июня, было объявлено о перекупке контрольного пакета акций “Евраз груп” компанией Millhouse, представляющей интересы Романа Абрамовича. А также о том, что холдинг, перешагнувший границы и ставший международным после покупки сталелитейных заводов в Италии и Чехии в 2005 г., и далее будет развивать тенденцию к концентрации и глобализации капитала.

Как считает Анатолий Пьянков, предпрофкома Качканарского ГОКа, защитники прав трудящихся - профсоюзы - еще “сильно отстают” от работодателей в плане эффективной международной работы. И даже вроде бы один из наиболее продвинутых в международных кампаниях профсоюзов машиностроителей и металлургов IG Metall еще пока делает только отдельные шаги. Так что и им, и профкому “Ванадия”, и другим профорганизациям на предприятиях, попадающим “под раздел” процессов слияний и поглощений на международных рынках, придется еще многое предпринять для того, чтобы к ним прислушивались. Но это все в глобальной перспективе...

А если говорить о частностях - о выполнении колдоговора, то, оценив “предложения работодателя в лице господина Хорошковского”, профком уже провел одну встречу с руководством “Ванадия”. По словам Анатолия Пьянкова, результаты пока профком не устраивают и он намерен отстаивать свою позицию. О том, что профком Качканарского ГОКа на это способен, уже сомневаться не приходится.


“ХОЛОДМАШ”: ЗАТЯЖНОЕ БАНКРОТСТВО

На Ярославском заводе “Холодмаш” продолжается процедура банкротства, по-прежнему не выплачена задолженность по заработной плате, а арбитражный суд решает, есть ли в банкротстве признаки преднамеренности (см. “Солидарность”, № 47, 2005 и № 11, 2006). Попытки рабочих привлечь внимание к нарушениям закона - митингами, пикетами у заводоуправления, захватом гендиректоров “Холодмаша” и “Ярославского компрессора” (“ЯрКо”) в их кабинете - ситуацию сильно не изменили. Не удовлетворен иск одного из акционеров “Холодмаша” - НПО “Алмаз-Антей”, возмутившегося тем, что почти все активы “Холодмаша” были “слиты” в образованное еще в 2002 г. дочернее предприятие “ЯрКо”. Все - кроме заложенного-перезаложенного имущества главного цеха завода, на покупку которого брал огромные кредиты прежний гендиректор “Холодмаша” Сергей Конуркин, погибший в автокатастрофе в августе 2004 г. Собственно, после принятия окончательного решения о банкротстве предприятия конкурсному управляющему придется решать вопрос о том, рассчитываться ли с кредиторами, в том числе с работниками, этим “имуществом”.

Председатель профкома “Холодмаша” Людмила Шелкошвейн сообщила, что на предприятии “ничего не изменилось. Пока ждем суда 5 июля, ждем конкурсного управляющего, и другого ничего нет”. А задолженность по зарплате “закрыли немножко”, причем “закрывали чисто индивидуально”. “Компрессор” же, то есть “ЯрКо”, зарплату выдает - тем 550 “счастливцам”, которых перевели туда с “Холодмаша” вслед за имуществом. Правда, по словам Алевтины Мухиной, председателя Ярославского обкома профсоюза работников радиоэлектронной промышленности, зарплата на “ЯрКо” гораздо ниже, чем на “Холодмаше”. Еще Алевтина Витальевна сообщила, что для выплаты оставшейся задолженности Ярославское областное законодательное собрание еще 31 мая приняло решение о выделении кредита “под поручительство губернатора”. Правда, “пока реально денег нет”.

На самом “Холодмаше” кроме заложенного имущества сейчас еще числятся примерно 50 человек - тех, кого по закону не могли уволить по сокращению. Количество сокращенных г-жа Шелкошвейн сообщить затруднилась: “Я не могу вам сказать, сколько человек мы сократили, тем более что сокращали поэтапно - в январе, феврале, марте, апреле... Некоторые ушли по “собственному желанию”. У меня списки есть, но тяжело сосчитать”. Так что остается считать самостоятельно: на начало года на “Холдомаше” числилось чуть больше тысячи человек, сегодня осталось 50 и 550 перешли на “ЯрКо”. Получается, что уволены по сокращению около 400 человек. “Совершенно случайно” в это число попали активисты, организовывавшие акции протеста с требованием выплатить зарплату и сохранить предприятие: Ольга Бойко, Любовь Поликарпова и другие. Зачем руководству “ЯрКо” такие “буяны”? Правда, затишье в “коллективных действиях” Алевтина Мухина объясняет не только тем, что “на “ЯрКо” хотя бы зарплата выплачивается и люди получают часть денег на элементарную жизнь”, но и тем, что “лето - это пора, когда люди уходят в огороды”.

И о профорганизациях “Холодмаша”. Людмила Шелкошвейн сообщила, что у нее “есть договоренность”, что переведенные в “ЯрКо” работники сохранят профсоюзное членство. Так что ее профорганизацию скоро нужно будет перерегистрировать - сразу, как только закончится процедура банкротства. Но это уже чистая формальность, ведь Людмила Александровна “продолжает вести социальный диалог” с руководством. А вот из работников, состоявших в альтернативном профсоюзе - “Защите”, почти все попали под сокращение. Понятно, что речь о сохранении профорганизации уже не идет...


КХВ: ЗАПУСКА ПОКА НЕТ

На затяжной трудовой конфликт на Комбинате химволокна (КХВ) в Барнауле многие местные жители и фактически все местные чиновники уже махнули рукой, сочтя его тупиковым (“Солидарность”, №№ 25, 26, 36, 2005 и 3, 5, 2006). Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), “избавляясь от непрофильных активов”, на аукционе продала КВХ, ранее 100-процентное дочернее предприятие ОАО “Алтай-кокс” - одного из крупнейших в мире коксохимических заводов, и нарушила связывающий эти два предприятия производственный цикл - сырья (кампролактам) и электроэнергии, поставлявшейся с “Алтай-кокса”. Пришли новые собственники - москвичи из ООО “Грандцентрос”, фирмы, специализирующейся на “недружественных поглощениях”. И исходя из опыта, полученного на другом алтайском предприятии - “Алтайхимпроме”, заявили, что КХВ нерентабелен. Гораздо рентабельнее разрезать завод на металлолом и продать. А работников уволить. Желательно, не выплатив им зарплату и пособия по сокращению.

В мае будет год, как бывшие работники предприятия пытаются отстоять свой комбинат и получить долги. Задолженность, наконец, полностью выплачена - к началу июня 2006-го... Для того чтобы получить долги, работникам КХВ пришлось провести до конца 2005 г. около 20 уличных акций - митингов и пикетов. И еще бессчетное количество разных встреч с городской и краевой администрацией и “представителями собственников”. Кроме выплаты задолженности бывшим работникам комбината постоянно обещали, что КХВ заново запустят и дадут им работу, которой для инженеров-химиков во всем Барнауле почти не было. Запустить комбинат обещают и теперь. Только, похоже, терпение бывших работников опять на исходе. А это означает, что закончится “мораторий” на уличные акции, который объявили участники инициативной группы и профкома КХВ после того, как все-таки начали выплачивать долги и вести переговоры о восстановлении нормальной работы комбината.

Как сообщил предпрофкома КХВ Николай Ергин, нынешний собственник комбината Анатолий Банных обещал запустить КХВ в конце апреля - начале мая. Почему не запустил? С самим предпринимателем предпрофкома встретиться не получается. Так что “социальный диалог” получается очень и очень опосредованный: вопросы задают через председателя обкома профсоюза работников химпрома Валерия Люкшова и представителей краевой администрации. Вот, например, на последнем заседании краевого союза предпринимателей вопрос о запуске удалось задать только замглавы администрации края Сергею Локтеву. Локтев ответил, что вопрос “по КХВ находится в стадии разработки”, что “нужны еще расчеты”. Вот так уже больше года и считают...

По словам Николая Ергина, в понедельник инициативная группа собирается провести очередную встречу, и, скорее всего, примет решение подавать заявку на очередной пикет - первый в этом году. И продолжать забрасывать чиновников разных уровней письмами. Как считает предпрофкома, такой случай фактического уничтожения стабильно работающего крупного предприятия требует специального расследования, возможно, парламентского. И по условиям проведения аукциона, и по документированию вывоза оборудования, и по социальной безответственности собственников по отношению к выброшенным на улицу людям... Так что бывшие работники Барнаульского комбината химволокна собираются и дальше бороться за свое предприятие.

Александра ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал