Наши предки не поняли бы, как мы можем жить в каменных домах. Есть, спать спокойно, детей воспитывать, когда над головой и вокруг - камни. То ли дело дерево, ведь именно в деревянных домах люди дружили с домовыми, деревянными ложками “щи хлебали”, в деревянных люльках спали дети, а на деревянных завалинках дремали старики. Большую часть жизни людей окружало ласковое тепло деревянных вещей. Бывший физик Петр КОЛОТЫРКИН, уважая традиции, изо дня в день создает для себя и других массу оригинальных деревянных изделий.
ПРЕДЫСТОРИЯ
В 1991 году кандидат физико-математических наук Петр Колотыркин, как и многие ученые в эти годы, решил уйти из науки. Как зарабатывать деньги, решил сразу. У Петра Яковлевича было хобби, он вырезал различные изделия из капа - круглого нароста на дереве. (По определению самого мастера, кап - это “сросшиеся не проснувшиеся почки”). До тех пор он занимался резьбой по дереву от случая к случаю. А тут, размышляя над поисками работы, сделал из оставшегося кусочка дерева заколку для жены. Посмотрел на творение рук своих, порадовался вместе с женой и решил зарабатывать фантазией и мастерством. Оказалось, что жить на деньги, вырученные за деревянные украшения, вазы и прочее, можно. Заколки для волос, например, стоят от 100 рублей, а что-то сложнее - гораздо дороже. Например, большая рыба-ваза будет стоить, по словам Петра Яковлевича, порядка 20 тысяч.
О РЫБАХ И СЛОНАХ
Кстати, о рыбах. Их Петр Яковлевич - заядлый рыбак - понаделал много. Первую он создал, случайно обнаружив в старой детской книжке Ершова “Чудо-юдо рыба-кит” иллюстрацию, на которой чудесная рыба была изображена с огромной выпяченной вперед губой.
- Вот с этой самой губы все и началось, - с улыбкой вспоминает Петр Яковлевич. - Первая моя деревянная рыба была такая же губастая... Потом были уже другие рыбы.
Деревянных животных у мастера много. Тут и поросенок-шкатулка, и скорпион-ваза, и множество разных птиц. Людей же он не изображает никогда. “Мне это просто не интересно, - отвечает мастер уклончиво, - душа не лежит”. По этой же причине он не делает животных, которые не водятся в средней полосе России.
- Однажды заказали слона, - рассказывает Петр Яковлевич. - Сделал, раз уж заказали, но мне самому он не понравился.
Заказы мастер берет редко, считает, что этим художник очень себя ограничивает. Ведь творить нужно то, к чему душа лежит. А взявшись за неинтересный заказ, приходится достаточно долгое время отдавать нелюбимой вещи.
НА ЗАРАБОТКИ С БЕНЗОПИЛОЙ
На одно изделие уходит в среднем два - три месяца. Сначала кап нужно найти. В лес на поиски необходимого материала Петр Яковлевич ходит с бензопилой, причем, по его словам, лес он не портит. Для того чтобы добыть материал, дерево не нужно рубить, только отпились нарост. Причем кап с разных деревьев не одинаковый. Например, с березовым работать легче всего, он лучше остальных поддается обработке. А сосновый кап, по словам мастера, содержит много смолы и из него трудно делать сложные изделия.
После того, как кап добыли, нужно отварить его в воде, что занимает от 2 до 10 часов. Влажному дереву придается требуемая форма, потом полуфабрикат изделия сохнет в несколько этапов, полируется и, наконец, покрывается лаком, или воском, или любым другим покрытием. Между прочим, любимым покрытием Петра Колотыркина является воск.
- Многие приходят просто посмотреть, покупать не собираются, - рассказывает Петр Яковлевич. - Пока не возьмут изделие в руки. Осязание - одно из главнейших ощущений. Я лакирую только украшения - по необходимости, ведь они больше всего подвергаются внешним воздействиям, должны быть устойчивее. Дерево под лаком словно перестает дышать, становится как будто мертвое.
Впрочем, мнение автора субъективно, покупательницы думают по-другому. На деревянные украшения хороший спрос, многие приобретают их сразу комплектами. Как рассказал Петр Яковлевич, жалобы бывают только одного плана: говорят, пояса с фирменными пряжками просто невозможно носить, окружающие обращают внимание только на пояс.
Наверное, именно поэтому у Петра Колотыркина в основном постоянные покупатели. Например, один мужчина в течение пяти лет приходил практически на каждую выставку. А другому постоянному покупателю Петр Яковлевич изготовил тринадцать изделий для дома в едином стиле и цветовой гамме. Чтобы получился такой комплект, пришлось сделать около сорока вещей. То цвет не тот получается, то готовое изделие оказывается не совсем таким, как его хотел сотворить автор.
В СООТВЕТСТВИИ С ТРАДИЦИЯМИ
Лично мне из деревянной коллекции больше всего понравились шкатулки. Как рассказал Петр Яковлевич, шкатулочный промысел существует на Руси уже более двух столетий. Причем расписные шкатулки, которые многие считают традиционными, на самом деле мастерили редко. И напротив, шкатулки с двойным дном - старая русская традиция. Обычно в них даже больше двух - до десяти - секретов.
Русские традиции Петр Колотыркин очень уважает. Несколько лет назад за 700 км от Москвы он своими руками построил себе дом. Целиком деревянный, вся мебель в нем тоже самодельная, деревянная, покрытая любимым воском. Теперь в этом доме за простым русским столом с лавками собираются друзья Петра Яковлевича, а жена Петра - Мария - печет пироги в настоящей русской печи.
В прошлом году Колотыркин с друзьями организовал Гильдию деревянных дел мастеров, куда вошло около 20 человек. Время от времени они устраивают совместные выставки своих творений, причем, как оказалось, дело это непростое. Далеко не все изделия могут стоять рядом, все авторы это тонко чувствуют. Однажды знакомая Петра Яковлевича даже разругалась с администрацией магазина, в который обычно сдавала свои работы, только из-за того, что ее штучное изделие поместили в витрине рядом с ширпотребом.
Сейчас Петр Яковлевич не может представить свою жизнь без творчества. Еще не создан шедевр, который можно было бы назвать лучшим, все еще впереди. Однако на вопрос, нет ли сожалений, что бросил науку, он ответил не сразу и неоднозначно: “Это совершенно несравнимые вещи, хотя и там, и там присутствует творчество”.
Марина ЮРШИНА
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте