Необычный концерт состоялся в пятницу, 24 октября, в концертном зале Олимпийской деревни. На столичную сцену из множества тюрем РФ были выпущены осужденные, ставшие финалистами конкурса художественной самодеятельности по месту пребывания, вернее, отбывания. Билеты на концерт распространялись бесплатно среди работников исправительных учреждений. Рядом с ними в зале оказались родственники и бывшие сокамерники новоиспеченных артистов. Среди зрителей были и продюсеры от отечественного шансона и поп-музыки, пришедшие в поисках новых звезд.
ЛЕТИ В МОЙ САД, ГОЛУБКА...
Концертный зал охранялся силами отряда специального назначения “Факел”. Бойцы дежурили буквально на каждом углу. Заключенные - участники концерта - ожидали начала мероприятия в подвале, под присмотром все тех же спецназовцев. А многочисленные зрители, среди которых можно было увидеть и генерала в штатском, и личностей с явно уголовным прошлым, прогуливались в холле, угощаясь в местном буфете и любуясь выставкой творчества осужденных.
Основной тематикой этих работ стали выпущенные на свободу птицы, церковные сюжеты и маленькие девочки с длинными волосами. Видимо, таким образом заключенные пытались выразить свою мечту о свободе и посетившие их в неволе мысли о милосердии и любви к ближнему. Безымянных работ на выставке не было, все как положено - автор, место его проживания и название. Последнее во многих случаях впечатляло. Вот, к примеру, скульптура “Руки в оковах, спасающие падающего птенца” - звучит! Или скульптура из Липецкой области - стоящий на коленях человек, работа под названием “Господи, освобожден!”.
Кроме тематических работ, на выставке были и вещи вполне практического назначения. Резные хлебницы, шкатулки, пепельницы и даже ножи с каменными ручками. Все это можно было приобрести по цене от 500 рублей до 300 долларов. Мне понравился набор из двух ножей в шкатулке, кстати, и цена его оказалась приемлемой - 2800 рублей. Цена изделий, которые продавались на выставке, установлена попечительским советом ГУИНа. Одна часть вырученных средств пойдет на гуманитарные акции, вторую получат авторы работ.
КОРОТКО О МЕРОПРИЯТИИ
Участников концерта выбирали целый год. С этой целью по распоряжению центрального аппарата ГУИНа во всех тюрьмах РФ проводился конкурс песни. Те участники, которые и пели хорошо, и исправлялись активно, могли записать свое творчество на аудио- и видеокассеты, которые отсылались в столицу.
Всего в жюри конкурса, которое возглавил Николай Губенко, поступило 1,5 тысячи кассет, были даже музыкальные клипы. До концерта решено было допустить 28 человек, но пятеро из них приехать в Москву не смогли - ГУИН не позволил по причине пребывания талантливых вокалистов в колониях строгого режима, а также плохого поведения. Главный приз победителю изготовлен в Гусь Хрустальном и представляет собой гитару с изображением красной калины. Она отправится вместе с победителем к месту его вынужденного пребывания.
КАК ПРОШЕЛ КОНЦЕРТ
Концерт долго не начинался. Сзади меня уселось шумное кавказское семейство. Они оказались общительными людьми и рассказали, что приехали посмотреть на своего сына и брата по имени Оглы Салават, который сегодня выступит. Парень, отец четверых детей, осужден на 5 лет, осталось сидеть еще три года. А попал он в тюрьму “по непонятным причинам”, как объяснила его сестра.
Первыми на сцене появились оркестранты из Волгограда. В белых пиджаках, с черными бабочками - издалека они совершенно не выглядели зеками. Но это только издали. Лица, которые появились на экранах сцены в увеличенном виде, смотрелись не иначе как “уголовные морды”. Так их и назвала сидевшая рядом со мной Елена Матвеева, бывший продюсер известного среди любителей отечественного шансона певца Ивана Кучина. Кстати, дама пришла на концерт не из праздного любопытства, а по делу - подыскивать певцов для раскрутки в будущую звезду.
Благодаря опытной, в плане общения с зеками, Елене я многое узнала о каждом из исполнителей. Г-же Матвеевой удавалось увидеть такие вещи, на которые я, человек незнакомый с этой стороной жизни, и внимания не обратила бы. Вот, к примеру, вышли на сцену две молодые женщины, спели дуэтом душещипательную песню собственного сочинения. “Нет голоса, - комментирует Елена и добавляет, - и зубов тоже нет”. И действительно, девица с длинными черными волосами обнажила в улыбке отсутствие передних зубов. К слову сказать, подобная проблема была у большинства конкурсантов.
Как рассказала мне Матвеева, именно по состоянию зубов можно определить, сколько времени человек находится за решеткой. И еще, конечно, по степени изможденности. Теперь и я, глядя на сцену, стала замечать, что исполнители отличаются этими признаками.
Когда на сцену вышел родственник кавказского семейства, вполне упитанный мужчина в сценическом костюме, его мать и сестра залились слезами и помахали рукой. А вот родители другого участника конкурса, весьма благополучного вида, приветствовали сына стоя. Кроме осужденных на концерте выступали и гости - спонсоры и известные певцы: Игорь Слуцкий, дуэт “Белый день”, Галина Грозина и другие. Им выдали цветы и почетные значки уголовно-исполнительной системы.
Большинство песен, прозвучавших со сцены, были плодом творчества самих исполнителей. В них сквозила и тоска об утраченной любви, и стремление к освобождению, и просто описание тюремно-лагерных будней. И не прав был пресс-секретарь Рябов, когда заявил, что “блатняка не будет”. Блатняк, или как это называют продюсеры - жесткий шансон, был. Его исполнил осужденный Владимир Волжский, уже известный в узких кругах исполнитель. Кассеты и диски с его песнями продавались в холле по цене 200 и 150 рублей. А мне больше понравилось, как пела женщина в строгом черном платье, Елена Беляева из Челябинской области. И стихи, и музыка ее песни “Королева” были вполне профессиональными.
Завершился концерт выходом на сцену всех исполнителей, совместным распеванием песни про красную калину и объявлением об освобождении шестерых певцов. И тут опять отличились родственники Салавата Оглы. Увидев любимого братца, сестрица запричитала на весь зал, а мамаша, стремясь урезонить нарушительницу порядка, несколько раз врезала ей наотмашь по лицу. Пока разыгрывалась драма, член попечительского совета Николай Губенко объявил, что “мама Салавата может обнять своего сына”. Женщина прекратила лупить дочь и со слезами на глазах отправилась на сцену.
Трогательную встречу родственников публика встретила бурными аплодисментами. Смотрелся этот гуманный жест весьма эффектно.
Шестерых участников конкурса освободили прямо после концерта. Ими стали: Вера Вершинина из Таганрога, Валерий Терских из Иркутской области, Лена Маслова из Челябинска, Александр Дьяченко из города Котельный и Роман Быстров из Волгограда. С освобожденными провели коротенькую пресс-конференцию. На головы “певцов” со всех сторон сыпались вопросы о том, что они собираются делать дальше, какие воспоминания у них остались от тюрьмы и кто их ждет дома. Отвечали в основном одно и то же: будем заново устраивать свою жизнь, воспитывать детей и не нарушать закон. А когда вопросы закончились, один из лауреатов по просьбе журналистов вскрыл конверт, который попечительский совет вручил каждому освобожденному. На дальнейшее обустройство жизни благотворители выделили сумму в размере 5 тысяч рублей. А всем женщинам-участницам концерта подарили наборы косметики.
Остальные “артисты” отправились обратно в места не столь отдаленные. Правда, им пообещали “скостить” срок.
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте