Юбилеи бывают приятные и не очень. А бывают необычные. Именно такой, необычный юбилей к нам и приблизился: 150 лет назад, в июне 1858 года, в Россию прибыл французский писатель, чья слава поистине бессмертна. Да-да, не удивляйтесь, это был не кто иной, как Александр ДЮМА-старший, хотя бы пару-тройку романов которого прочел каждый мало-мальски грамотный обитатель нашей планеты.
ДАНТЕС ПРОТИВ ДАНТЕСА
“Эдмон повернулся к новому императору Франции:
- Я не верю своим ушам: вы назначили его в свой государственный совет? Так ли это?
Наполеон Третий на этот раз густо покраснел, почти потемнел:
- Мне нужны преданные люди...
- В том числе и наемные убийцы? - едко спросил Эдмон. - Пожалуй, он с этого и начинал как будто.
С молниеносной быстротой, вонзясь как бы гипнотизирующим взглядом в глаза Жоржа-Шарля, Эдмон приблизился к нему, каким-то неуловимым точным движением выбил левой рукой пистолет из руки бывшего кавалергарда, а правой рукой нанес ему невиданной силы пощечину. <...>
Жорж-Шарль упал, как пораженный громом.
- Вы убили его! - воскликнул Наполеон Третий, видя, что Жорж-Шарль не шевелится, даже не дышит.
- Возможно, - равнодушно уронил Эдмон. - Пора было это уже кому-то сделать...
Он повернулся и пошел к выходу. Вслед ему грянул выстрел: Жорж-Шарль, очнувшись, поднял пистолет и наудачу выстрелил.
Эдмон остановился и небрежно бросил:
- На сей раз вы промахнулись, сударь... Но платеж за прежнее с вами произведен полностью. Вы получили то, что вам причиталось”.
Вспомнили перо Александра Дюма-старшего? Сцена взята из романа “Последний платеж”. На страницах этого произведения мы еще раз встречаемся с главным героем романа “Граф Монте-Кристо”, принесшего его автору славу и богатство. В “Последнем платеже” Эдмон Дантес, побывав в России, становится преследователем убийцы великого русского поэта Александра Пушкина. Печально известного Жоржа-Шарля Дантеса Эдмон Дантес считал своим родственником.
В России “Последний платеж” был напечатан только в 1900 году, через 30 лет после смерти его автора. Сюжет романа, в котором, как и во многих других произведениях Дюма, действуют исторические личности, был вымышленным. Однако Дюма в принципе относился к истории легко, не изнуряя себя работой с историческими источниками. В романах и пьесах Дюма стремился не к воссозданию правдивой картины давно ушедших дней, а окунал читателя в мир страстей, интриг и приключений. “История для меня - гвоздь, на который я вешаю свою картину”, - зафиксировал он свою позицию в лаконичной формуле.
ЭХО ДЕКАБРЯ
Как и Эдмон Дантес, Дюма интересовался Россией. В 1858 году по приглашению графини Кушелевой-Безбородко он отправился в путь. В отличие от многих коллег по цеху, Дюма был человеком действия и не желал провести всю жизнь за писательским столом. Добравшись до Германии поездом, остаток долгого и утомительного пути до столицы Российской империи писатель преодолел на пароходе. Ступив на русскую землю, он произнес: “Я могу сказать по-русски: налево, направо, пошел, стой и домой. С таким запасом, да еще памятуя о всюду восхваляемой смекалке русского мужика, я надеюсь, что не пропаду”.
Так стала сбываться мечта знаменитого писателя. Желание путешествовать по России возникло у Дюма давно. Вот только реализовать эту идею в период правления Николая I (1825 - 1855) было нереально. Точнее, это стало нереальным после того, как французский писатель коснулся больной для российского самодержца темы - восстания декабристов. В 1840 году Дюма написал исторический роман “Записки учителя фехтования”, посвященный жизни декабриста Ивана Анненкова и его супруги, француженки Полины Гебль, в замужестве Анненковой. Жесткий и авторитарный Николай I наложил запрет на книгу (о цензуре при Николае I см. “Солидарность” № 13, 2008). После этого о визите автора в Россию думать уже не приходилось. Впрочем, как не раз случалось в истории (и не только российской), запрет книги только подогрел к ней интерес. Втайне от мужа “Записки учителя фехтования” прочла даже безропотная и сентиментальная императрица Александра Федоровна! Тем не менее до революции 1917 года в русском переводе книга в России так и не вышла.
Зато в 1858 году, словно извиняясь за нанесенную Николаем I обиду, удача улыбнулась Дюма. Путешествуя по России, писатель посетил Нижний Новгород, где лично познакомился с престарелой четой Анненковых, треть века находившейся в опале (в 1856 году, к коронации Александра II, декабристы получили амнистию). Согласитесь, мало кому из писателей удается встретиться и поговорить с прототипами героев своих давно написанных произведений!
ПРЕБЫВАНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Посещение французским писателем Санкт-Петербурга вызвало там большой ажиотаж. “Весь Петербург в течение июня месяца только и занимался г-ном Дюма. О нем ходили различные толки и анекдоты во всех слоях петербургского общества: ни один разговор не обходился без его имени, его отыскивали на всех гуляньях, на всех публичных сборищах, за него принимали бог знает каких господ. Стоило шутя крикнуть: “Вон Дюма!” - и толпа начинала волноваться и бросалась в ту сторону, на которую вы указывали. Словом, г-н Дюма был львом настоящей минуты”, - сообщал в журнале “Современник” его официальный редактор Иван Панаев (неофициальным был поэт Николай Некрасов).
Реакция публики была понятна. Книги Дюма были любимы российским читателем. Не имея возможности читать романы Дюма на русском, наши предки знакомились с ними в оригинале. А Панаева и Некрасова Дюма посетил лично. Близкими людьми они не стали, но отношения между ними были установлены. Гость даже пробовал переводить стихи Некрасова на французский язык.
Однако отнюдь не Некрасов, а Пушкин по-настоящему интересовал и волновал Дюма. Француз перевел несколько его произведений (в их числе повести “Метель”, “Выстрел”, вступление к поэме “Медный всадник”). В России Дюма имел возможность беседовать с людьми, лично знавшими Пушкина. Позднее написал о нем очерк. Он вообще много сделал для того, чтобы Франция лучше узнала творчество великого русского поэта.
Между тем общим у Дюма и Пушкина было не только имя и писательский талант. Куда интереснее отметить то, что в жилах обоих гениев текла, в том числе, африканская кровь.
ПРЕДКИ ПИСАТЕЛЯ
Александр Дюма родился 24 июля 1802 года в маленьком городке Вилле-Котре, близ Парижа, в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабурэ. Дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, дослужившись до поста генерального комиссара королевской артиллерии, поселился на Гаити (в то время французская колония Сан-Доминго). Там чернокожая рабыня Сессета Дюма родила ему сына-мулата, который получил имя Тома-Александр. В 1780 году все трое прибыли во Францию. Под фамилией матери Тома-Александр поступил на воинскую службу и сделал блестящую карьеру, став генералом. Он успешно служил у Наполеона Бонапарта, участвовал в египетском и итальянском походах. Но после того как в 1804 году Наполеон провозгласил себя императором, генерал-республиканец демонстративно ушел в отставку, был обвинен в заговоре и выслан. Вернуться во Францию ему довелось уже больным. Скончался в 1806 году в возрасте 44 лет, когда его сыну было всего четыре года.
Несмотря на материальные проблемы, Александр Дюма сумел окончить колледж. Возможно, потому, что детство прошло отнюдь не в богатстве, позже, заработав много денег, в своем замке Монте-Кристо он окружил себя роскошью. Ограничивать себя в чем бы то ни было Дюма не желал. Например, когда депутаты подали запрос в правительство по поводу неумеренных трат Дюма, побывавшего в зарубежной поездке за счет казны, знаменитый писатель счел себя оскорбленным и вызвал на дуэль весь парламент! Однако народные избранники отказались принять вызов, сославшись на парламентскую неприкосновенность.
Как и Д’Артаньян, путь к славе и богатству Дюма начал со штурма Парижа. Рассказывают, что деньги на поездку в столицу он заработал игрой на бильярде. В 1822 году Дюма оказался в Париже и при помощи друга отца получил скромную должность в канцелярии герцога Орлеанского.
Дюма стал сочинять пьесы. Успех к молодому драматургу пришел в 1829 году, когда ему удалось поставить на сцене театра “Одеон” свою первую романтическую драму - “Генрих III и его двор”. На премьере присутствовал и герцог Орлеанский, находившийся в оппозиции королю Карлу X. Увиденным на сцене он остался доволен. А в жизни Дюма произошла еще одна перемена: бедность осталась в прошлом...
“СТАРОСТЬ ЕГО ДОМА НЕ ЗАСТАЛА...”
За полтора летних месяца, что Дюма пробыл в Санкт-Петербурге, он узнал много нового, познакомился с интересными людьми (хотя сблизился лишь с издателем журнала “Современник” Дмитрием Григоровичем), осмотрел город. Побывал даже в казематах Петропавловской крепости. Все это время за гостем столицы велось постоянное наблюдение, а донесения отсылались самому Александру II. Например, когда Дюма перебрался в Москву, начальник 2-го корпуса жандармов генерал-лейтенант Перфильев сообщил петербургскому начальству: “В семействе Нарышкиных, где жил Дюма, его очень хвалят... Он имеет страсть приготовлять сам на кухне кушанья и, как говорят, мастер этого дела...” Жандармский начальник не был введен в заблуждение осведомителями. Александр был хорошим поваром, а свою блистательную творческую биографию завершил созданием “Кулинарного словаря”!
Пребывание Дюма в России продолжалось почти девять месяцев. Погостив в первопрестольной, он отправился в Нижний Новгород, потом путешествовал вниз по Волге до Астрахани. Через Калмыкию и Кизляр попал в Дагестан, побывал в Баку и Грузии. Поездка была сопряжена с риском для жизни: на Кавказе шла война. В Чечне Дюма и его спутников обстреляли. Это не помешало французскому писателю (который, кстати, добивался орденов во всех посещаемых им государствах) заявить, что в его жизни еще не было столь приятного и легкого путешествия!
И хотя в данном случае без рисовки и самолюбования не обошлось, в личной смелости писателя сомневаться не приходится. Вернувшись из турне по России, Дюма засиживаться дома не стал. На этот раз его путь лежал в Италию, где друг писателя Джузеппе Гарибальди вел борьбу против австрийского господства и за объединение Италии. Дюма поддержал его материально и, несмотря на возраст, участвовал в походе легендарной гарибальдийской “тысячи” на Сицилию в 1859 году.
Смерть настигла жизнелюбивого писателя и кулинара 5 декабря 1870 года во французском городке Пюи. Печальное событие не имело мощного общественного резонанса, поскольку совпало с национальной катастрофой - сокрушительным поражением Франции в войне с Пруссией.
Олег НАЗАРОВ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр ДЮМА-старший:
- В России все определяется чином. Чин - это перевод французского слова “ранг”. Но только в России ранг не заслуживают, а получают, и с человеком обращаются не по его заслугам, а по его чину.
“А”-СПРАВКА
От четырех женщин любвеобильный Дюма имел двоих сыновей и двоих дочерей (трое носили его фамилию). Самым известным из них стал Александр Дюма-младший. Он появился на свет 28 июля 1824 года в Париже, его матерью была портниха Катрин Лабэ.
Дюма-сын тоже стал писателем. Шумную известность ему в 1852 году принесла постановка драмы “Дама с камелиями” (по мотивам одноименного романа). И хотя в случае с Дюма-младшим формула “на детях гениев природа отдыхает” не сработала, но и достичь высот отца ему не удалось. Что, однако, не помешало ему произнести: “Мой отец - это большой ребенок, который появился у меня, когда я был совсем маленький”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте