Трагедия делегации президента Польши Леха КАЧИНЬСКОГО, направлявшегося в минувшую субботу в Катынь под Смоленском, чтобы почтить память расстреляных в апреле 1940-го года польских офицеров, потрясла не только поляков.
Надо ли говорить, что ничего подобного никогда не было ни в Польше, ни где-нибудь еще в мире. Никогда на одном из авиарейсов не погибало сразу столько выдающихся личностей и государственных деятелей вместе с главой своего государства.
На фото: 1980 год. Анна Валентинович среди рабочих Гданьской судоверфи
Когда после получения сообщения о катастрофе бывший президент Польши Александр Квасьневский стал зачитывать список тех, кого лишилась страна, люди пришли в ужас.
“Вместе с президентом и его супругой, - читал Квасьневский, - полностью погибло все руководство президентской канцелярии, все руководство армии и флота, многие депутаты парламента - Сейма и Сената, чиновники государственной администрации...”
Чуть позже во всех газетах и на интернет-сайтах появились подробные списки погибших с указанием имен и фамилий, должностных или общественных функций. Имя Анны Валентинович, одной из легендарных личностей профсоюза “Солидарность”, я обнаружил где-то в самом конце перечня из 96 имен. И лишь несколько лаконичных строк о том, кем была эта удивительная женщина...
Уверен, есть смысл подробнее рассказать и вспомнить об этом замечательном профсоюзном лидере, стоявшем у истоков великой “Солидарности”. Ведь именно из-за Анны Валентинович в августе 1980 года на Гданьской судоверфи началась забастовка, в ходе которой и возник легендарный польский профсоюз.
Родилась Анна 15 августа 1929 года в Ровно на Волыни. В возрасте 10 лет стала сиротой, закончила всего 4 класса начальной школы. После 1941 года вместе с чужими людьми оказалось под Варшавой. После 1945 года тяжело работала в сельском хозяйстве под Гданьском. Чтобы стать полностью независимым человеком, устроилась работать в пекарню и на фабрику по производству маргарина. Тяжелая работа сделала ее крайне восприимчивой к страданиям других людей.
В ноябре 1950 года, как вспоминала сама Валентинович, ее очень растрогал лозунг “Молодежь строит корабли”. Вот Анна и записалась на курсы сварщиков. Училась с воодушевлением, стала ударником и передовиком производства, перевыполняющим норму. Ее фотографии публиковали в газетах.
В 1951 году Анну избрали делегатом от Союза польской молодежи на съезд социалистической молодежи в Берлине. “Очень важно, что я чувствовала себя настоящим человеком и была благодарна государству, которое так много и так прекрасно говорило о равенстве и справедливости”, - объясняла свою приверженность СПМ Валентинович. Но вскоре она отказалась от членства в Союзе молодежи. Ее разочаровала атмосфера нарастающей лжи. Сдав членский билет, она вступила в Лигу женщин и стала председателем этой организации на судоверфи.
На Гданьской судоверфи им. Ленина Анна с перерывами работала то сварщиком, то крановщицей. И так вплоть до 1981 года. Быстро заслужила уважение трудящихся, поскольку вела активную борьбу с различными нарушениями на производстве. Уже тогда ее вызывали на серьезные разговоры с представителями Службы безопасности. Проблемы со здоровьем вынудили в середине 60-х годов переквалифицироваться на крановщицу, хотя к этому времени Анна уже могла перейти и на ренту.
Впервые Валентинович пробовали уволить в 1968 году, когда она предприняла попытку расследовать факт хищения денег из фонда помощи рабочим. На ее защиту встал весь отдел. Дирекция смогла лишь принудительно перевести строптивую работницу в другой отдел без права смены места работы.
Во время протеста в декабре 1970 года она готовила еду для протестующих. В январе 1971 года стала одним из делегатов на встрече рабочих с Эдвардом Гереком, новым секретарем Компартии Польши. В 1978 году Валентинович вступает в ряды свободных профессиональных союзов Побережья, которые только начинали формироваться. Становится членом редколлегии профсоюзного журнала “Рабочий Побережья”, активно занимается распространением тиража, листовок и нелегальной литературы, организовывает празднование годовщины декабря‘70, а ее квартира становится явкой и местом встреч членов свободного профсоюза.
Все это привело к тому, что Валентинович попадает под пристальное наблюдение Службы безопасности. Ее неоднократно задерживают на 48 часов, проводят обыски в квартире, наказывают выговорами и дисциплинарными замечаниями. “Может быть, в Польше и могут еще находиться бедные люди, но не должно быть людей запуганных”, - говорила Анна.
8 августа 1980 года, за пять месяцев до выхода на пенсию, с ней расторгли трудовой договор. Требование вернуть Анну Валентинович на работу стало первым постулатом забастовки, начавшейся 14 августа на Гданьской судоверфи. 16 августа, когда стачком подписал соглашение с дирекцией, она уговаривала протестующих не расходиться. Часть из них осталась, чтобы продолжить забастовку солидарности с другими предприятиями.
Вскоре Валентинович уже входит в президиум межотраслевого стачечного комитета. А в сентябре 1980 года становится членом президиума межотраслевого комитета основателей независимого профессионального союза самоуправления в Гданьске.
Наряду с Лехом Валенсой Валентинович стала самой популярной и самой известной личностью в профсоюзе. Ей доводилось бывать в британском парламенте и гостить у премьер-министра Франции. В Голландии ее признают женщиной года, позднее она снимается в эпизоде “Человека из железа” Анджея Вайды.
Дороги Валентинович и Валенсы стали расходиться осенью 1980 года. В ее квартире проходили неформальные встречи профсоюзных активистов во главе с Яцеком Куронем. Валентинович поддерживала Анджея Гвязду и критиковала деятельность Валенсы на посту председателя “Солидарности”. Власти гданьской “Солидарности” лишили Валентинович статуса делегата I краевого съезда делегатов профсоюза в гданьском цехе “Оливия” в 1981 году, на котором она в итоге присутствовала в качестве гостя.
Имелись основания предполагать, что в 1981 году Служба безопасности даже попыталась отравить ее. После введения военного положения в 1981 году Валентинович интернировали. Выйдя на свободу, она организовала голодовку, участвовала во множестве встреч в костелах, писала личные протесты и заявления, адресованные властям.
В августе 1982 года Анна стала соорганизатором голодовки в костеле св. Барбары в Ченстохове с целью организации приезда Папы Римского Иоанна Павла II, которую продолжила позднее в своей квартире. Через несколько дней протест был подавлен силами Службы безопасности. На несколько месяцев был интернирован сын Валентинович, а вице-премьер Мечислав Раковский назвал ее “безответственной авантюристкой”.
1 декабря 1982 года Анну уволили с судоверфи якобы “по причине временного отсутствия на работе из-за ареста”. Во время процесса в городе Грудзендз суд приговорил ее к году и трем месяцам тюрьмы условно, помимо прочего за “продолжение профсоюзной деятельности и организацию акций протеста” в декабре 1981 года.
В декабре 1983 года ее арестовали в Катовицах за попытку вмуровать в стену шахты “Вуек” доску в память об убитых отрядами правопорядка шахтерах. В ноябре 1984 года, в знак протеста против репрессий, Анна вернула в Канцелярию Совета Польши две бронзовые медали и золотой Крест за заслуги.
Валентинович была противницей Круглого стола, который считала предательством и сговором части коммунистов с некоторыми представителями оппозиции под надзором Службы безопасности. В 2000 году она отказалась принять титул почетного гражданина Гданьска, предоставлявшийся участникам известных Августовских соглашений.
В 2005 году суд в городе Торунь признал право Валентинович на 70 тысяч злотых компенсации за преследования в 80-е годы.
На основании ее биографии Фолькер Шлёндорф снял в 2006 году фильм “Стачка - героиня Гданьска”, против чего Валентинович остро протестовала и обвинила создателя картины в искажении фактов (мы писали об этой истории в нашей газете). Помимо прочего, ее сын был представлен в фильме как сотрудник милицейского подразделения, разгоняющего демонстрантов.
В мае 2006 года президент Польши наградил Анну Валентинович орденом Белого Орла, высшей наградой государства. И вот теперь ее больше нет. Замечательная женщина, легенда профсоюзов, она погибла на борту самолета рядом со своим президентом. Ее тело, как и тела других жертв небывалой катастрофы, находится сейчас в Москве в ожидании опознания. А вскоре, в польской столице, Анну Валентинович проводят в последний путь.
Вечная ей память!
Владимир КИРЬЯНОВ
собкор, Варшава
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
После катастрофы под Смоленском председатель ФНПР Михаил Шмаков направил телеграммы соболезнования от имени Федерации независимых профсоюзов России в адрес и.о. президента Республики Польша, маршала Сейма Польши Бронислава Коморовского, премьер-министра Дональда Туска, Всепольского соглашения профсоюзов (OPZZ), Независимого самоуправляемого профсоюза “Солидарность”.
“Мы все потрясены этой страшной трагедией. Мы выражаем нашу поддержку и сочувствие всем семьям погибших и трудящимся Польши. В этот скорбный час мы солидарны с вами, дорогие друзья”, - говорится в телеграммах.
Председатель МФП Михаил Нагайцев направил письмо соболезнования послу Республики Польша в Российской Федерации Ежи Бару.
“От имени Московской Федерации профсоюзов я выражаю самые глубокие, самые искренние соболезнования польскому народу, чувства сострадания и поддержки родным и близким погибших. В этот трагический день мы разделяем с вами скорбь и траур. Мы желаем вам твердости духа, чтобы пережить эту страшную трагедию, и выражаем в эту трудную минуту нашу солидарность”, - говорится в письме.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте