Праздничный V съезд ФНПР завершился. Несмотря на юбилей, в первый день делегаты решали очень важный вопрос - внесли изменения и дополнения в Устав федерации. Это касалось распределения прав и полномочий между структурными подразделениями российских профсоюзов. Как выяснилось, ожидаемых горячих споров (об этом накануне говорили некоторые профлидеры) не было. Поправки были доработаны и приняты абсолютным большинством голосов. Однако впечатления от работы съезда у самих его участников сложились неоднозначные. Об этом делегаты рассказывали корреспондентам “Солидарности”.
Игорь КАЕНКОВ, председатель Тульской федерации профсоюзов:
- Даже не торжественное собрание, а хорошая деловая обстановка на съезде позволила мне и моим коллегам сделать вывод, что у ФНПР большое будущее. Мы смогли найти компромисс даже в самых сложных решениях: по вопросам, связанным с определением прав, позиций, функций территориальных объединений общероссийских профсоюзов. Вчера было подтверждено, что необходимо укреплять систему, позволяющую профсоюзам быть сильными в регионах, иметь очень серьезное представительство. Ведь понятно, что считаться будут только с сильной организацией. И такой организацией мы вчера себя проявили. Как член счетной комиссии, я видел, что абсолютное большинство делегатов нацелены на совершенствование и развитие нашей профсистемы. Чтобы серьезно выступать на переговорах и с государством, и с работодателем.
Изменения, внесенные в Устав ФНПР в первый день работы съезда, позволяют говорить о федерации как о развивающейся организации. Как о системе, которая живет не вчерашним днем. Эти изменения уточняют функциональное назначение и статус профсоюзов, чтобы эффективно защищать интересы членов профсоюзов. Это первое. Далее: мы укрепились в том, что федерация - это хорошая корпорация, способная работать и отстаивать свои интересы.
Хусайн СОЛТАГЕРЕЕВ, председатель Совета профсоюзов Чеченской Республики:
- Ехал я на съезд с твердой убежденностью, что надо внести изменения в Устав ФНПР. Принимал участие в рабочей группе по подготовке предложений по изменениям и дополнениям и в комиссии по разработке кадровой политики. Естественно, были опасения, что не сможем прийти к единому мнению, к согласию. Особенно в том, что касается 6-й и 7-й статей Устава, да и ряда других. К счастью, хорошо поработали уже в составе рабочей группы и на последнем заседании оргкомиссии пришли к единому мнению. Съезд показал, что единство и солидарность в профдвижении есть, осталось добиваться справедливости в отношении членов профсоюза.
- Беседуя с делегатами, мы выяснили, что отношение к изначальному проекту изменений устава и к конечному варианту разное. Какова ваша позиция?
- Я сторонник более радикальных изменений Устава ФНПР. Считаю, что без жесткой вертикали трудно будет сохранить организацию. Но это одно дело, а надо добиваться и решения реальных проблем, которых становится все больше. Ведь не случайно государство укрепляет вертикаль власти, и в дальнейшем нас ждут непростые моменты. К сожалению, более радикальные изменения не прошли. А может - и к счастью, поскольку все необходимые поправки внесены и одобрены. И что особенно радует - они были приняты абсолютным большинством голосов. Думаю, что до следующего съезда Устав можно использовать в таком виде. Это работоспособный документ, хотя что-то осталось нерассмотренным. Принято мудрое решение: поручить Генсовету создать рабочую группу по дальнейшей доработке устава. Чтобы рассмотреть этот вопрос на VI съезде.
Сергей КУЗИН, председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки:
- У меня двойственные ощущения от съезда. Я не согласен с теми методами, какими он был организован. Считаю, что никакой съезд, даже юбилейный, не может состоять из 250 делегатов - все-таки в России 30 миллионов членов профсоюза... Тем более что первый день был посвящен серьезным вопросам, которые определяют на много лет вперед пути развития профсоюзного движения в рамках ФНПР. Была предпринята попытка изменить Устав кардинально. Между прочим, не первая, и боюсь, что не последняя.
- Я так понимаю, что вы не сторонник радикальных перемен?
- Если в двух словах, то суть этих изменений - ликвидировать или, во всяком случае, резко ограничить демократическую сущность профсоюзного движения. Попытаться централизовать, выстроить профсоюзную вертикаль власти, как это делается в государстве. Мне кажется, что это неправильно в принципе, потому что никогда, даже во времена ВЦСПС, в профсоюзах не было железного выполнения решений и наказания за невыполнение. Всегда профсоюзы были единственной по-настоящему демократической организацией. Убежден, что любое решение в профсоюзах должно приниматься только консенсусом. Боюсь, что руководству ФНПР, отраслевых профсоюзов и региональных организаций очень хочется пойти по пути наименьшего сопротивления: указать, приказать, потребовать исполнения и наказать, если что не так. Это для профсоюзов неприемлемо. Если кто-то надеется централизовать взносы, профсобственность, всех построить и править - это приведет к разрушению профсоюзов. К счастью, удалось оставить менее принципиальные поправки. Но было заявлено, что к очередному съезду эти изменения будут снова пытаться внести в Устав.
- Это единственное, что вызвало ваше опасение?
- Меня еще встревожило впервые прозвучавшее с высокой трибуны заявление о том, что, оказывается, первичная организация не есть основа профсоюза. И когда говорят, что взносы принадлежат не первичке, не членам профсоюза, то возникает вопрос: а кому? Руководству ЦК или ФНПР? Все зависит от того, как рассматривать профсоюз. Это некий набор структурных организаций? Или люди? Я считаю, что основа профсоюза - не горком, райком, ЦК или ФНПР, а именно первичка, то есть организация на заводе, в школе, в детском саду. И она должна определять, что должны делать руководители более высокого звена. Я не говорю, что горкомы, ЦК и ФНПР не нужны, но нельзя отрываться от низов. Боюсь, что в будущем уставе эта идея будет утеряна.
И об организации съезда: ну негоже выдавать проекты документов за час до заседания! Это вызвало большое напряжение - люди же должны ознакомиться с материалами съезда.
- А что было позитивным, на ваш взгляд?
- То, что нам удалось отстоять Устав. И позитивен сам факт, что профсоюзам 100 лет. Профсоюзы - единственные, кто при смене нескольких государственных строев сохранились. И если люди отдают от своей нищенской зарплаты рубль на работу профсоюзов, значит, профсоюзы нужны. Это главное, что мы констатируем в день столетия профсоюзного движения.
Николай НИКИФОРОВ, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел):
- Впечатление от съезда хорошее. И первый его день прошел организованно. Хотя и ожидали, что будет сумбур. Ведь обсуждение Устава - это всегда много вопросов, много разных точек зрения. Но рабочая группа ФНПР очень предметно поработала. И уже на последнем заседании Генсовета практически все спорные вопросы сняли. Изменения и дополнения Устава приняты и направлены на конкретизацию отдельных пунктов: на укрепление единства, организационной и исполнительской дисциплины. А сам я был сторонником радикальных изменений Устава. Скажу больше. Когда мы проводили съезд нашего профсоюза, мы тоже в первый день внесли изменения в устав. И по нашему сценарию прошел этот большой съезд ФНПР. Первоначальный вариант поправок - это не ужесточение, не диктат, а просто дисциплина, и она должна быть во всем. И в организационных делах, и в исполнительских.
- А что можете сказать о втором дне съезда?
- Ну, второй день - это праздник. Честно говоря, я и наша делегация железнодорожников и транспортных строителей ожидали, что будет Владимир Владимирович Путин... Тем не менее было очень высокое представительство. Это говорит об отношении и в целом к профсоюзам России, и к ФНПР. Доклад Михаила Шмакова понравился - аналитический, очень конкретный. Ну и выступления... Дай бог, чтобы все, что было сказано и Грызловым, и Мироновым, и Жуковым, и представителями работодателей, осуществилось.
Светлана НИКИФОРОВА, председатель Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения:
- Мне отрадно, что мы провели очередной съезд и показали единство и сплоченность. Взвешенно подошли к изменениям Устава. Выработали четкие, нормальные предложения. И приняли наш основополагающий документ. Ну а потом - праздник. Разногласия были, но без этого нет работы. Наверное, главное для меня, что мы остались вместе, не “растащились” по интересам отраслевым, региональным.
Людмила КОСАРЫНЦЕВА, председатель территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки Красноярска:
- Позиция нашего профсоюза была такова: на этом съезде не нужно вообще выносить на обсуждение вопрос об изменении Устава. Но сказать, что все получилось не так, как хотелось, тоже нельзя. В итоге съезд прошел празднично. То, что мы пообщались с ветеранами профсоюзного движения, для меня было значимо, о многих из них я только читала в книжках. Конечно, то, что съезд проходил в преддверии акции протеста 12 октября, а мы отсутствовали на территориях, вызывает опасение. Но, думаю, акция пройдет успешно.
И еще - не очень корректно обошлись с делегатами, собрав Генсовет, принявший окончательное решение, перед самым съездом. Возможно, нужно было это сделать хотя бы за сутки, чтобы у делегатов были документы, и мы бы пришли подготовленными. А не читали бы их за час до начала...
Депутат Мосгордумы Михаил АНТОНЦЕВ, ставший гостем съезда на второй день его работы, признался корреспонденту “Солидарности”, что юбилейный съезд - это еще одно доказательство прочности позиций профсоюзов:
- Наверное, главное, что юбилейный съезд прошел в Колонном зале. Это традиция. Может быть, эти стены в самый тяжелый момент помогали сохранить то, что начертано на знамени: единство, солидарность и справедливость. А сегодня в праздничных выступлениях (абсолютно во всех, из уст не только профлидеров, но и представителей работодателей, правительства, законодательных органов власти) прозвучало, что профсоюзы нужны, что это сила. Что профсоюзы многое уже сделали, а еще больше им предстоит сделать. Это касается конкретных вещей - создания рабочих мест, повышения зарплаты. Но главная задача - добиться, чтобы работающий человек и его семья никогда не сталкивались с таким понятием, как бедность.
Ольга ТАРАНЮК, председатель профкома Ачинского глиноземного комбината:
- Впечатление от съезда хорошее, организовали замечательно. 100 лет профсоюзам - это чувствуется!
Кроме того, были внесены изменения в Устав ФНПР. Я считаю, что их давно нужно было внести. Мы обсуждали эти изменения в первичной профсоюзной организации, мы их поддерживаем. Если будет сделано то, о чем сегодня говорилось в сегодняшних выступлениях от правительства и Госдумы, будет хорошо. Хорошо сегодня говорили и о необходимости развития социального партнерства, ведь оно только начинает работать.
Перед отъездом на съезд я разработала анкету и провела анонимный опрос в своей первичке. Результат - 83% членов профсоюза довольны работой профкома. Какие-то замечания, предложения я записала и постараюсь донести до руководства отраслевого профсоюза.
- А как у вас происходит взаимодействие с администрацией предприятия? Бесконфликтно?
- Мы стараемся в переговорном процессе найти точки соприкосновения. Главное - хорошо подготовиться к переговорам: перечитать Трудовой кодекс, сделать необходимые расчеты и так далее.
Виктор АВДОНИН, председатель Пензенского обкома профсоюза
работников АПК:
- От съезда я ожидал большего. Судя по рассмотренным вопросам, это мероприятие могли бы не съездом назвать, а всероссийским профсоюзным собранием. Съезд в моем понимании - это когда демократично избираются делегаты, когда полномочия у них сильные. Те изменения, которые планировалось внести в устав, после доработки стали приемлемыми. Для нашего профсоюза проблем с ними не было. Мы бы могли согласиться и с позициями, представленными в первоначальном варианте.
Владимир БРЫКАЛОВ, председатель Федерации профсоюзов Ставропольского края:
- Приятно, что на нашу долю выпало мероприятие, связанное с празднованием столетия профсоюзного движения. 15 лет ФНПР - тоже круглая дата. Важное событие для ФНПР - это внесение поправок в действующий устав. Мне кажется, что сделаны первые настоящие - не на словах, а на деле - шаги по укреплению единства, солидарности и справедливости. Думаю, что это только начало: и на Генеральном совете, и на съезде договорились, что будет идти работа по совершенствованию и Устава, и взаимоотношений внутри Федерации. Вообще, любой документ такого характера, как устав, - это дело не застывшее, это творческий процесс. Такой документ должен формироваться в соответствии и с общественно-политической обстановкой в стране, и с задачами, которые решает объединение профсоюзов. Хотя, конечно, основополагающие принципы должны оставаться.
- А вот поправки, которые, по вашим предположениям, будут готовиться к следующему съезду, они о чем?
- Многие мои коллеги знают о них. То, о чем речь шла вчера, необходимо делать уже сегодня. И хотя съезд будет через год, но нельзя откладывать то, что касается статуса отраслевых союзов и межсоюзных объединений на территориях, касается дисциплины, статуса председателя.
Вот Ставропольский край является экспериментальной площадкой для 131-го закона о местном самоуправлении. Этот закон предполагает новые уровни формирования бюджета, в том числе даже в самой маленькой деревне. А самоуправления без финансов, без властных структур не бывает. Естественно, там будут решаться социально-экономические вопросы трудящихся, в первую очередь бюджетников. Поэтому профсоюзы должны иметь возможность влиять на формирование бюджета, на формирование социальной политики в каждом населенном пункте. И структуры наши должны быть вовремя адаптированы к новому закону. Этим Федерация профсоюзов Ставропольского края сейчас и занимается. Мы считаем, что мы, профсоюзы, готовы к реализации этого закона не хуже властных структур края. Мы обращались в ФНПР с предложением провести у нас семинар, хотя бы для руководителей членских организаций, чтобы разобраться, что это за реформа и какова наша в ней роль. Но пока из-за съезда этот вопрос не решен.
Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, председатель Объединения организаций профсоюзов Курганской области:
- Впечатления от съезда прекрасные, самые яркие. Само это событие впечатляет - 100 лет! И проведено на таком уровне, с такими участниками.
Приятно, что есть перспектива у нашей организации, и это подчеркивают не просто наши коллеги и лидеры, а и “противоположная сторона” - объединение работодателей.
- Какие-нибудь пожелания российским профсоюзам?
- Пожелания самые простые: добиться всего, что мы считаем для трудящегося человека необходимым. В первую очередь - достойной заработной платы. Чтобы человек мог не существовать, а жить, чтобы детей мог растить. Все как в цивилизованном мире, где человек работает и получает за свою работу нормальную зарплату, не ниже прожиточного уровня.
Материал подготовили
Наталья КОЧЕМИНА
Александра ПЕТРОВА
Татьяна КИТОРАГА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте