Отмена трудовых книжек, закон о запрете заемного труда и трудовая миграция - именно эти три темы "Ведомости", как организатор форума
HR-специалистов, назвали главными событиями уходящего года. Свое видение этих и других проблем озвучили работодатели (Федор ПРОКОПОВ), правительство (Наталия ЖАРОВА) и профсоюзы (Михаил ШМАКОВ).
В начале секции, посвященной трудовому законодательству, был проведен интерактивный опрос участников форума. Оказалось, что 52,6% HR-специалистов полагают, что потребность в использовании заемного труда в их компании в ближайшие годы увеличится. Сложностей в случае отмены трудовых книжек ожидает ровно половина участников, а вот потребности в мигрантах для своей компании предполагает лишь 23,3%. Выборка, с одной стороны, не слишком репрезентативная - все же на XII ежегодном HR-форуме, прошедшем 1 декабря, было чуть больше сотни участников. С другой стороны - присутствовали руководители крупнейших кадровых агентств и компаний, то есть ключевые игроки на рынке кадровых услуг.
ОТМЕНА ТРУДОВЫХ КНИЖЕК
- Институт трудовых книжек - анахронизм, и это понятно всем, - считает Федор Прокопов, исполнительный вице-президент РСПП. - С другой стороны, примеривая эту книжку к себе, я считаю, что она удобна как карьерный справочник. Переходя от одного работодателя к другому, мне не нужно собирать кучу справок. Но при этом есть аргументы в пользу того, что трудовые книжки в перспективе надо отменять. Приведу свой пример. У меня в трудовой книжке есть такая запись: уволен в соответствии с указом президента РФ. Такой нормы в Трудовом кодексе нет. Я вот и думаю, признают мне стаж работы в правительстве или я буду бегать в Администрацию президента за справками?
Прокопов привел три довода за отмену: презумпция виновности работника за ошибочные записи в трудовой книжке, пожизненная ответственность работника за неудачные этапы карьеры и нелегальный оборот трудовых книжек.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков заметил, что профсоюзы не настаивают на трудовых книжках, но необходим какой-то документ, который бы юридически подтверждал стаж работника в тех организациях, в которых он работал.
- Электронная база данных Пенсионного фонда фиксирует только периоды, когда за человека вносились взносы в фонд, и не фиксирует другие периоды его деятельности. Более того, когда работодатель не платит в Пенсионный фонд за этого человека, он будет считаться не работавшим, хотя он работал, - высказал опасения Шмаков.
- Мы не говорим о том, чтобы одномоментно отменить трудовую книжку, - успокоила всех директор департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Наталия Жарова. - Сейчас мы проводим аудит нормативно-правовых актов. Самая большая проблема - это выявление всех нормативных актов, в которых упоминается трудовая книжка и с ней происходят какие-либо действия. После анализа этих нормативно-правовых актов мы сможем подготовить законопроект, который предусмотрит процедуру отмены трудовой книжки в соответствии со всеми условиями.
По ее словам, можно будет предусмотреть такую систему, при которой трудовая книжка может вестись по желанию работника, только ответственность за ее хранение и прочее будет лежать на нем, а не на работодателе, как сейчас.
ЗАКОН О ЗАПРЕТЕ ЗАЕМНОГО ТРУДА
Законопроект о запрете заемного труда вызвал наиболее жаркую дискуссию. Екатерина Горохова, генеральный директор крупного кадрового агентства Kelly Services и генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (ЧАЗов), обрадовалась:
- Наконец-то мы оказались за одним круглым столом со Шмаковым. Я знаю, что в нашу сторону много обвинений, но я согласна с тем, что труд в рабском понимании этого слова нужно запретить. Нам не нужно, чтобы заемные работники оказались в рабской ситуации, хотя, к сожалению, на российском рынке таких примеров много и у профсоюзов действительно есть основания нас обвинять.
По ее словам, в 2011 году около 70 тыс. работников работали как заемные, но это был не рабский, а нормальный, легальный труд, когда платятся налоги и соблюдаются права работников. И тут же она добавляет:
- Если 70 тысяч занято легально в заемном труде, то 70 - 100 тысяч занято в рабском заемном труде, а может быть и больше, если считать мигрантов.
То есть даже сами ЧАЗы признают, что больше половины заемных работников трудятся в рабских условиях! При этом, несмотря на такую ужасающую статистику, ЧАЗы не только не пресекают порочную практику заемного труда как такового, но наоборот, всячески его защищают. Четыре крупнейших кадровых агентства, "Анкор", Adecco, Kelly Services и Manpower, объединились в Ассоциацию частных агентств занятости, которая была зарегистрирована как некоммерческое партнерство два года назад, когда заговорили о законодательном запрете заемного труда в России. "Несмотря на то, что мы лютые конкуренты и бьемся за долю рынка, мы понимаем, что у нас есть общая цель", - поясняет Горохова. По ее мнению, нерадивые кадровые агентства, которые поставляют рабскую силу под маркой заемного труда, нужно научить, как работать правильно, ибо они так делают по незнанию, из-за отсутствия единых стандартов.
Ассоциация ЧАЗов считает необходимым разработать главу об особенностях регулирования труда заемных работников и разработать стандарты по аккредитации для кадровых агентств.
- Безусловно, мы не должны посылать заемных работников на предприятие во время забастовки, в этой ситуации мы поддерживаем и понимаем профсоюз. Должно быть ограничение направления заемных работников на опасные объекты, потому что не везде они могут работать, - сказала Горохова.
После этих слов вся профсоюзная делегация, присутствующая на форуме, улыбнулась. Впрочем, она сказала "не должны", а не "не будем".
Дальше Горохова попыталась доказать, что заемный труд выгоден работнику. В качестве примера были приведены производство бытовой техники и производство шоколада. И там и там бывают сезонные пики продаж, во время которых нужно больше работников, которым в "низкий" сезон нечем заняться. Держать их в штате - дорого и неэффективно, а если брать заемных работников, то после снижения пика нагрузки они могут пойти в другую компанию, которой в этот момент они нужны.
Михаил Шмаков заметил, что при сезонной необходимости вполне можно нанимать временных работников, то есть тех, кто работает на компанию определенный период, когда не кадровое агентство, а компания является его работодателем. При этом временный труд полностью описан в Трудовом кодексе и давно используется.
- Я понимаю, что лоббисты заемного труда - американская Торговая палата, они ко мне приходили, приходили в комитет по труду и соцполитике Госдумы, жаловались президенту России. Понятно, что при запрете заемного труда подрывается бизнес некоторых компаний, но кадровые агентства вполне могут за деньги работодателя подбирать для них персонал, но при этом они должны быть лишены права сдавать людей в наем, быть хозяевами этих людей, - сказал Шмаков.
НУЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ТРУДОВОЙ КОДЕКС
Тему трудовых мигрантов в итоге практически не затронули. Возможно, потому, что она волнует (как показал опрос) лишь 23% работодателей. Председатель ФНПР просто еще раз подчеркнул, что трудовые мигранты не должны быть дешевле отечественных работников. Зато Шмаков с Прокоповым не на шутку схлестнулись по вопросу изменения Трудового кодекса. По мнению зампреда РСПП, в кодексе есть целый набор защитительных мер, которые на практике не срабатывают. Например, ТК предусматривает определенный порядок расторжения трудового договора в связи с коллективными или массовыми увольнениями, но во время кризиса увольнения на самом деле происходили по-другому.
- В жизни этот порядок работал скорее в исключительных случаях и только на крупнейших предприятиях, которым было либо неловко, либо неудобно, либо корпоративная этика не позволяла увольнять по-другому, - откровенничает Прокопов. - Если малое или среднее предприятие будет полностью следовать тем нормам, которые прописаны в ТК, то оно уйдет с рынка. Эти нормы невозможно выполнить. В результате одним из самых популярных способов увольнения было расторжение трудового договора по соглашению сторон. Как это делается, мы с вами знаем.
По мнению Прокопова, то, что красиво написано, например, сохранение финансовых обязательств работодателя до шести месяцев по выплате выходного пособия, но не работает на практике, нужно менять.
Шмаков с этим категорически не согласился. Он сказал, что если практика трудовых отношений не соответствует тому, что записано в Трудовом кодексе, то это нарушение: "Я могу вам сказать, что практика применения Уголовного кодекса также не соответствует реальным происшествиям". По его оценке, правоохранительные органы слабо следят за исполнением Трудового кодекса. Профсоюзы пытаются их активизировать: заключают соглашения с Генпрокураторой, с региональными прокурорами, отслеживают ситуацию. Эти действия привели к тому, что в кризис незаконное увольнение или невыплата заработной платы, выходного пособия были скорее единичными случаями. Правда, оговорился он, это относится к тем предприятиям, на которых есть профсоюзная организация.
- Просто надо было другую схему трудовых отношений давно внедрить, и не было бы тех проблем, из-за которых олигархи, владеющие рудниками на Крайнем Севере, рвали на себе волосы и говорили, что все это несправедливо. Это справедливо. Для нас важна не прибыль, а права работников, заведомо более слабой стороны двухсторонних соглашений при заключении договоров или колдоговоров. Важно, чтобы вовремя платилась заработная плата, та, которая соответствует трудовому договору, чтобы за этого работника выплачивались все соцвзносы, чтобы он имел пенсию, медобеспечение, чтобы этот работник имел пособие по временной нетрудоспособности и ряд других выплат, которые положены в этих фондах, - поясняет председатель ФНПР.
Тут же раздался вопрос из зала:
- Вы сказали, что мы думаем о прибыли, а вы не думаете. А вам не кажется такая позиция недальновидной, потому что если предприятие не будет думать о прибыли, оно уйдет с рынка со всеми рабочими местами?
- Расхожий аргумент, - ответил Михаил Викторович. - Конечно, мы заинтересованы в стабильном развитии каждого предприятия. Для этого в рамках социального партнерства есть взаимодействие между менеджментом предприятия и трудовым коллективом, профорганизацией. В рамках нормально построенного в соответствии с российским законодательством соцпартнерства все эти вопросы можно урегулировать. Но если кризисные проблемы предприятия и уменьшение дохода собственника решаются за счет нарушения прав работников, то здесь нам плевать на прибыль работодателя, нам нужно защитить работников.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Рисунок Дмитрия ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте