В редакцию “Солидарности” попали сочинения
и рисунки цхинвальских школьников, посвященные пережитой в августе минувшего года войне. Дети написали и нарисовали то, что увидели сами. Публикуем некоторые из сочинений
и рисунков. Орфография и пунктуация подлинников сохранены.
Грузинская агрессия
Тедеева Зарина, 9 класс
В ночь с седьмого на восьмое августа, грузинские войска начали обстрел города. Они стреляли по спящему городу. Люди попрятались в убежища, в подвалы. В этот день, день Олимпиады, люди должны мириться, а грузия без объявления войны начала обстреливать и убивать мирных жителей. Они не щадили ни детей, ни стариков. Стреляли прямо по подвалам, в которых прятались люди. Они обстреливали больницы, школы, не давали скорой помощи вывозить раненных. Обстрел велся даже по позициям миротворцев. Убитых людей невозможно было хоронить. Некоторые заворачивали убитых в клеенку и хоронили в садах, огородах. После войны их заново перекапывали и хоронили.
Меня во время войны не было в городе. Родители отправили меня во Владикавказ. Со слов мамы я знаю, что грузинский танк проехал мимо нашего корпуса. Жительница девятого этажа не хотела спускаться в подвал, говоря, что если умирать, то дома. Она заметила этот танк и сказала людям, прятавшимся в подвале. Они решили уйти в другое место. Соседка прибежала в наш подъезд и другим тоже сказала, но они не захотели уходить. Грузины заглянули в подвал, а там никого не было. В другой подвал не стали заглядывать, думая, что там тоже нет людей.
Когда грузинские войска вошли в город и начали убивать людей, одна наша соседка говорила парням нашего корпуса, чтобы они пошли на площадь и сдались грузинам. Но они не согласились. А потом, когда все закончилось, в наш корпус привезли гуманитарную помощь. Она первая с довольным лицом пошла брать продукты.
Когда я звонила маме она мне говорила, что с ними все в порядке и слышны только автоматные выстрелы. Но это было не так. Город обстреливали системами “Град”. В один момент люди услышали, что летят самолеты. Люди начали радоваться и пить вино. Они думали, что это русские летят. Но вдруг начали сбрасывать бомбы. У них из рук попадали стаканы.
Когда мама узнала, что грузины ходят по подвалам и убивают людей, она хотела выпить лекарства и умереть. Она говорила, что лучше умереть так, чем эти собаки поиздеваются надо мной. От недостатка воды и еды люди взламывали магазины.
Когда я приехала, в городе был жуткий запах и повсюду были осколки стекла. Но лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Если бы не Россия, город Цхинвал уже бы не существовал. На его месте было бы “чистое поле”, как эти фашисты и задумывали.
Война
9 класс, школа № 2
Родилась я и выросла в мире, не зная о том, что моя Родина отстаивала свою свободу и добилась этой свободы, но только на время. До сих пор, я только по рассказам старших знала, что такое война. Наш народ никогда не забывает парней сложивших головы за свою Родину. Если зайдете на территорию шк.№5, вы увид. последствия войны 1990-года. Сколько погубленных судеб...
Но все это я знаю только по рассказам. Мне все рассказывали, но я восприн., как страш. сказ. К несчастью, мне все пришлось испытать на себе. Я никогда бы не подум., что такое может быть.
Началось все с ночи 1-го авг. Пули летали прямо у нас в огороде, мы не понимали что происходит, но это было не самое страшное.
В ночь на 7-е авг., после заяв. г-на Саакашвили о непримен. оруж. прот. Ю.О., все мирные жит. вздох. свободно и расслабились, но напрасно.
У нас была надежда на мир, на лучшее, но случ. худшее. Уже не было слышно автоматных выстрелов, повсюду был слышен грохот БМП, ГРАД, летали вертолеты. Одним оставаться было совершенно невозможно. Напротив нас живет Аннушка, ей около 70 лет. Мы побежали к ней. Там нас было человек 7. Никогда бы не подумала, что у слабой жен., может оказ-ся столько силы духа. Все свои чистые покрывала она свалила на пол. Никто не спал, мы просто лежали. А Анна все успокаивала нас. Потом под таким страшным обстрелом она испекла нам пироги. Никому кусок в горло не лез, но чтоб ее не обидеть, мы съели по кусочку.
Снаряды разрывались в огородах и на улице. Мы перебежали к другим соседям - у них подвал понадежнее. Грузины взорвали 2 БМП на нашей ул. это был страшный грохот. Их горящие части попали в 2 дома и они сгорели, еще несколько домов разрушены. После того как мы узнали, что грузины разгуливали по городу никто уже не надеялся выжить. Была безумная тревога за наших парней.
Послышались 3 выстрела очень близко. Это снайпер убил моего соседа Вадима прямо в огороде, он был настоящим патриотом. Со слезами на глазах всю ночь его искали мать и жена. Они через огороды ходили к соседям и спрашивали не видел ли его кто, не заходил ли он к кому? Только 10-го августа все узнали о его смерти. Сердце разрывалось от плача матери, она рвала на себе волосы, когда увидела как выносят ее сына в одеяле. У него остался 11-тилетний сын. Возникает еще большая ненависть к тем, кто оставил этого мальчика сиротой.
Погибла моя соседка Регина. Она раньше всех забежала в бункер, там сидел грузин и безжалостно расстрелял ее в упор. Она всего за месяц до войны вышла замуж. До сих пор из их дома бывает слышен громкий плач ее матери.
Недавно один парень из р-на 12 шк. хотел взорвать себя, но его друг сумел оттолкнуть его. Они оба на днях вышли из больницы. Когда этого мальчика спросили, почему он хотел это сделать, он ответил, что он видел как убили его друга Витю, что он ничем не мог ему помочь и до сих пор не может простить себе этого.
Наш маленький, но гордый народ отстоял свою свободу. Я надеюсь помня о погибших, помня о наших героях наша Родина встанет на ноги и у народа будет большая надежда на лучшее.
Сочинение на тему: что бы я сказал Коста Хетагурову (основоположник осетинской литературы - прим. ред.),
если бы встретился с ним
Хубежов Сармат, 4 А класс
Я бы рассказал о том как часто вижу во дворе школы № 5 женщин в трауре, которые горько плачут и поправляют могилы своих сыновей. А из здания школы № 5 раздается траурная музыка и... ваши стихи: “Горы родимые, плачьте безумно”. Скажите дедушка Коста почему горы родимые плачут и сегодня? Пока была война которую я, конечно не помню. А потом трагедия в Беслане, рыдала вся Осетия, содрогнулся весь мир. А сейчас 8.08.08 года!!!!
Огненный град посыпался на спящий Цхинвал. Пылало все кругом. В протяжный вой слилась свист пуль, грохот танков и ужасных взрывов бомб и смертоносных “градов”. Дедушка Коста, ты же смотрел на все это с небес, ты же видел нас, плачущих детей, да и детей, чьи кости хрустели под танками. Милый дедушка Коста, разве ты не видел, как убивали наших учителей, и наших дедушек и бабушек? А я?! А что я!! Я жив и мои родители и моя сестра Марина остались без нашего дома. У нас ничего не осталось как и у большинства моих друзей. Но, дедушка Коста, к счастью не пострадал твой памятник в центре города, хотя вокруг все сгорело. Мне кажется, что это хороший знак сверху: раз памятник славного сына Осетий остался значит возродится и вновь расцветет наш край. Я хочу, чтобы единая Осетия Алания возрадилась под небом великой России.
Война
Тасоева Лиза, 9 класс, школа № 2
Утром 7 августа мы сидели в своем подвале. Была перестрелка. Мы слышали как кто-то кричал: “Люди, забирайтесь поглубже”. Нас было четверо: мама, 6-и летняя сестра, я и брат, которому было 2 с половиной месяца. Сначала стреляли автоматами, но затем эта стрельба сменилась выстрелами из гранотометов и др. оружий. К нам пришла соседка и сказала чтобы мы с ней пошли в другой подвал, вместе с другими соседями. Как только мы вышли на улицу, началась ужасная стрельба. Мы не знали куда деться. Мы прибежали к воротам ОБСЕ, который находится напротив нашего дома. К нам кто-то выглянул. Мы попросились в их подвал, но он ответил что, мол, вам здесь не бомбоубежище. Соседка попросила его, чтобы он впустил хоть нас, но он закрыл на нас ворота. Сильная стрельба не прекращалась. Мы побежали в чей то дом и спустились в подвал, точнее это был не подвал, а первый этаж дома. Он был недоделанный, весь бетонный. Хозяйка дома положила всем стулья, а нам матрас, на котором мы провели всю войну. Вот все уселись. Вместе с нами было много стариков и женщин. Была еще 3-ёх летняя девочка, которая от страха стала вырывать. Мы все дрожали. Весь день мы просидели в темном подвале. Вот и наступил страшный 8-ой август. Мы услышали звук самолета. Вот, думаем мы, наконец русские прибыли. Но нет, мы очень ошиблись. Это были грузинские самолеты. Они бросали бомбы. Когда я слышала звук падающей бомбы, то думала, что она сейчас упойдет на нас. Но слава Богу это не случилось. Мне становилось плохо. Начала кружиться голова и началось двоится в глазах. Когда я лежала, то голова не кружилась, а как только я вставала она опять начинала кружиться. Моя сестра постоянно спала. А мой брат к счастью был очень весел. Он тоже спал часто. Вот в Цхинвал добрались и грузинские танки. Они стреляли в дома мирных жителей. Я еще больше перепугалась. Вот танк проезжает мимо нашего дома. Мы все собрались в одну кучу и тихо молили Бога о помощи. И Бог нам помог. Танк проехал дальше. Но это еще не все. Стали стрелять системой “ГРАД”. Как только им начинали стрелять, мы снова бросались в кучу. В эти ужасные дни было и много смешных моментов, происходившие в нашем подвале. Например у нас была одна старушка и ее муж. Старушка говорила нам: “Поговорите с моим мужем о чем нибудь, а то он заснет и уподет со стула” :) С нами была
еще одна женщина, Заира, которая в один момент сказала: “Ни у кого нет зеркала чтобы я поправила себя, а то мне стыдно появляться на телевидиние в таком виде?” Ей показалось, что к нам пришли корреспонденты. Шутки шутками, но город почти был захвачен. Мы давно ждали 58 армию. Но ее все не было и не было. Наши мужчины не сдавались и не отдавали свою Родину. Они защищали ее как могли. Я не знала, где мой отец. Дурные мысли приходили мне в голову, но я старалась от них избавлятся. Но я не только о нем думала. В городе остались мои бабушка, пробабушка, продедушка, тетя и дядя. Мы не знали как они там. Нам удалось до них дозвониться. Они сообщили нам, что дядя ранен. Он вышел на улицу. Недалеко от него разорвался снаряд и попал в ногу. Как только я об этом узнала, то начала плакать. Через некоторое время я успокоилась. Ночью после двенадцати нам сказали, что на улице кто-то кричит - эвакуация. Кто не успеет уехать, того убьют. Я очень боялась идти, ведь стрельба не прекращалась, тем более я слышала как на улицах и на дорогах убивают людей. Меня все таки заставили. Мы собрались и побежали. Было очень темно. Мы ничего не видели. Не разрешали включать и фонари. Под нашими ногами валялись ветки деревьев и осколки стекол. Мы были в тапочках и наши ноги порезались. Они были в крови. Наконец мы добрались до гостинцы “Алан”. Там было очень много людей и было темно. На земле было очень много раненных. Они молили о помощи, но им никто не помогал. Мы поднялись на верх. Мужчина в форме сказал, чтоб кто может, тот бежит обратно в свои подвалы. Кто-то обманывает народ. Мы побежали обратно. Мама несколько раз упала с ребенком. Мы добрались и уселись вновь на свои места. Наконец прибыла 58 армия. Мы немного успокоились. Было еще одно счастье. К нам пришел папа, увидел нас, и снова пошел воевать. Через день грузинов почти не было. В некоторых местах остались еще снайперы, но их тоже убили. Наши защитники стали ходить по улицам. Мы спрашивали, не хотят ли они чего нибудь. Они только и отвечали: “Воды!”. Наконец все кончилось. Мы и еще несколько людей отправились на автобусе в Северную Осетию. Когда мы приехали в дом то увидели, что мои бабушки, дедушка, тетя и раненный дядя тоже там. Мы очень обрадывались друг другу. Три дня я была еще очень слаба, но затем все прошло. Я никогда не забуду эту ужасную войну, и никогда не забуду тех, кто нас защищал! Спасибо вам, защитники!!!
Надежда умирает последней
Джиоев Георгий, 9 класс
До сих пор, мне было безразлично когда по телевизору говорили, что где-то был терракт, что в Сектора Газа война. Я думал: “Главное это происходит не в моем городе!”
Но в ночь на 7 августа мое мнение об этом в корне поменялось. Это было так. Я спал. И вдруг мой брат забежал ко мне в комнату и кричит: “Вставай, грузины стреляют, война началась”. Я сразу вспрыгнул, оделся, спустился в подвал. До сих пор не верится, кажется что это был кошмарный сон. И я никогда не забуду тот ужасный оглушающий свист системы залпового огня “Град”. Всю ночь мы не могли заснуть. Когда на минуту затихали выстрелы я и мои два брата выходили из подвала и брали все съедобное на кухне. Потом обратно спускались в подвал. Бежать мы не могли потому что мой дед слепой и с ним далеко не убежишь, мой дядя ушел в добровольцы, остались только я, мои 2 брата, моя бабушка, мой дед и моя тетя. Мама была во Владикавказе.
8 августа грузинские солдаты и танки громили все подряд. В обед все соседи вышли на улицу, сказали что русские войска уже в городе, но это были пустые слухи. Мой сосед со своей семьей загрузили свой автомобиль “уазик” и уехали. Не успели они проехать сотню метров как грузинский танк стрельнул в них снарядом, машина взорвалась. Увидев это я забежал в дом, и начал кричать чтобы все быстрее спускались в подвал. Я запер ворота, и последнее что успел это взять телефон. Я слышал ужасные крики солдатов, когда в них попадали осколки или пули.
Уже 9 августа тетя разговаривала по мобильному с мамой она спросила: “как мы? Как дом? Все ли целы?” Не прошло и пяти минут как в огород упал снаряд и сравнял все деревья и кусты с землей, в прямом смысле этого слова. Через несколько секунд мой сосед кричит другому: “Герсан, твой дом горит”. А наши крыши вместе были соединены. Я побежал на улицу смотрю и крыша горит вместе с соседской, меня охватил мандраж, я начал всех в доме звать, из черного дыма ничего не видно. Наконец мы выбрались. Мы начали стучать ко всем потому что мой дед слепой и бежать мы не могли. Нас пустила к себе соседка. У нее был очень большой кирпичный дом с очень большим подвалом. Большинство соседей были там.
Мы пообедали но не могли заснуть от мысли что наш дом сгорел. Я надеялся что дом не сгорит может пойдет дождь, но это были пустые надежды. Но как всем известно “Надежда умирает последней”. Потом подъехали автобусы на улицу Чкалова и мы уехали. И пусть бог не оставит безнаказанным президента Грузии. Царство небесное всем солдатам погибшим во время войны и спасибо России за помощь!!!
Страшная война!
Засеев Миша, 4А класс, 2 школа
Летом я был в городе Алагир. По телевизору передали, что грузинская армия ночью 8 августа вошла в наш город. В Цхинвали оставались мой папа, бабушка и многие родственники.
Бабушка живет в селе Хетагурово. Когда враги вошли в это село они многих убили.
Два грузина, на бабушку, ей 76 лет, нацелили два автомата. Она не испугалась и сказала: - “мне хватит и один автомат”. Им наверное стало стыдно и они оставили ее и ушли. Мой брат и его товарищи защищали села. Они смогли захватить танк с двумя танкистами. Я горжусь нашими солдатами. Русские солдаты и наши старшие братья освободили нашу Родину от врага. Теперь строят все разрушенные дома. Нам помогают многие люди. Спасибо им всем.
Война
Тасоева Лиза, 9 Г класс
Идет война... повсюду грохот,
Забыли люди громкий хохот
Сидим с утра в подвале темном
Сердца дрожат во мраке черном.
Горят дома, весь город в дыме,
Слышна стрельба системой “град”,
Земля дрожит, весь город гибнет
И бомбы падают подряд.
И люди гибнут от снарядов,
От беспощадных дух врагов,
В подвале наши дети плачут
И ждут своих родных отцов.
Мы ждем давно подмогу русских
Но их все нет и нет.
Людей теряем мы все больше
На жизнь надежды нет.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте