В минувшую субботу в Польше закончился официальный трехдневный траур, объявленный президентом страны в связи с гибелью во вторник 23 шахтеров на угольной шахте “Халемба” в Руде Шленской.
Особенно остро трагедию переживают горняцкие профсоюзы. Характер случившегося лучше всего передают заголовки польской прессы. Например, в газете “Жечпосполита”: “Они шли на работу за 300 долларов, потому что не на что было жить”. Или не менее обличающие названия материалов из других изданий: “Сколько стоит жизнь шахтера?”, “Трагедия - это экономия”...
Впрочем, профсоюзам не нужно подробно объяснять то, что они и так хорошо знают, - правду о тяжелых условиях работы на предприятиях угольной отрасли, прежде всего, в так называемых “сервисных фирмах”, о многочисленных нарушениях правил техники безопасности, слабой подготовке персонала, отсутствии необходимого оборудования.
Кто же виноват в данном случае? Представители профсоюзов утверждают, что ответственность за гибель горняков лежит в большой степени на администрации шахты. Ведь упомянутая шахта (как и добыча угля с данного участка) была закрыта по соображениям безопасности еще в марте этого года. Ей был присвоен четвертый, высочайший уровень метановой опасности, а по мнению самих горняков, опасность была еще выше, чем в случае с забоями аналогичной категории. Несколько раз персонал эвакуировали из-за опасности взрыва. Дважды случались внештатные ситуации и чуть не погиб шахтер.
Несколькими месяцами ранее метан даже загорелся. Однако после каждого инцидента шахтеров возвращали на работу, хотя сама логика подсказывала сделать соответствующие выводы. Тем не менее, бригаде из внешней сервисной фирмы все-таки разрешили спуститься, чтобы забрать оставленное оборудование стоимостью более 23 миллионов долларов. Но чуду не дано было случиться - газ и угольная пыль на километровой глубине смели все на своем пути.
Представители шахтерских профсоюзов, побывшие на месте катастрофы, обратили внимание на то, что слишком много несчастных случаев происходит именно при проведении подземных работ частными сервисными фирмами, выполняющими спецзаказы угольных предприятий. Так, 15 из 23 шахтеров, оказавшихся в эпицентре взрыва, были работниками Горнодобывающего торгово-сервисного предприятия “Мард” из Руды Шленской. Всего же в штате этой мини-фирмы 30 человек.
Главная беда, по мнению профсоюзов, - это участие в проведении работ неквалифицированной рабочей силы. Всего в польских частных фирмах, занятых в шахтерской отрасли, трудятся около 19 тысяч специалистов. Большинство из них либо слишком молоды и неопытны, не имеют надлежащей подготовки для проведения сложных подземных работ, либо являются ветеранами, шахтерами в пенсионном возрасте. Попадая в экстремальные условия, они невольно теряются, не знают как себя вести.
Обучение такого шахтера, например, в той же фирме “Мард”, состоит всего лишь из двух дней теории и месяца практики. Несмотря на это, ее шеф, Марианн Длугош, отвергает все обвинения в некомпетентности подчиненных. Он не согласен с мнением, что работники его фирмы плохо подготовлены к подземным работам, и настаивает на том, что были соблюдены абсолютно все правила и процедуры, регулирующие подземные работы. По его словам, предприятие нанимает только квалифицированных специалистов. Стаж фирмы составляет четыре года, и специализируется она исключительно на ликвидации старых выработок в шахтах. Мол, говорят, в “Халембе” до нынешней трагедии они успешно провели три таких операции, а еще семь - в других шахтах. Все работы проводились в соответствии с процедурами и под контролем. Фирма также предоставила прокуратуре документы о том, что регулярно проводит теоретические и практические занятия для работников.
У профсоюзных лидеров иная точка зрения: “Каким образом двадцатилетний шахтер может безопасно перемещаться на глубине 1030 метров при температуре около 30 градусов? - спрашивает Доминик Колож из шахтерского профсоюза “Солидарность”. - А посмотрите на организационный беспорядок. Случай в “Халембе” показывает множественные патологии отрасли, которая экономит на чем может и готова рискнуть людьми в любой ситуации, когда можно заработать...”
Как считает Доминик Колож, именно работники частных фирм наподобие “Мард” находятся в группе наивысшего риска. Кстати, что особенно важно, в отличие от обычных шахт такие сервисные предприятия не признают коллективных соглашений, их горняки меньше зарабатывают, часто лишены ряда положенных им выплат. Профсоюз “Солидарность” обратил внимание и на то, что в подобных частных компаниях уровень дисциплины и выполнения предписаний намного ниже, чем в обычных предприятиях горнодобывающей промышленности.
Аргументация профсоюзов более чем убедительна. Шахтеры помнят, что еще примерно в середине 1990-х в массовом порядке на шахты стали принимать людей с низкой квалификацией и в преклонном возрасте с одной лишь целью - свести к минимуму расходы производства: “Эта экономия любой ценой имеет огромное влияние на безопасность труда. Ведь если бы там, где произошел взрыв метана, работали специалисты инженерно-технической области высокого уровня, разбирающиеся помимо прочего в тонкостях вентиляционных систем, все могло бы сложиться иначе”, - говорит Доминик Колож. И добавляет, что Государственная инспекция труда, а быть может, и прокуратура должны пристально изучить деятельность фирм, функционирующих “на подхвате” в угольной промышленности. Задача номер один в данном случае - проверка выполнения ими всех предписаний и того, правильно ли ведется контроль и надзор за работой ее сотрудников.
Еще одна проблема, которая шокировала профсоюзы, - это социальный уровень горняков из названных сервисных предприятий. Как правило, именно работники этих фирм, выполняющих отдельные заказы, получают минимальную зарплату, плохо оснащены технически. Средняя зарплата у них - около 250 - 300 долларов в месяц. Нередки и случаи, когда шахтеры спускались вниз, одетые в тапочки и джинсы, не имея даже необходимой рабочей одежды. А фирмы, получая немалые доходы за выполненные подряды, оставляют рабочим крохи.
По мнению профсоюзов, работники таких фирм являются в каком-то смысле рабами. Очень часто при потере работоспособности горнякам не на что рассчитывать. Полная потеря работоспособности означает пожизненную ренту, которая составляет всего лишь 170 долларов. Когда кто-то из горняков погибает под землей, его жена получает раз в год коробку с подарками для ребенка, приглашение на шахтерский праздник с песнями и пивом и талон на бесплатный уголь. История также знает массу случаев, когда вдовы шахтеров не получают обещанного жилья и должны практически принудительно подписывать заявление, что смерть супруга произошла по его собственной вине и они не предъявляют шахте никаких претензий.
Негативно оценивает ситуацию в сервисных предприятиях и лидер профсоюза “Август-80” Богуслав Зентек. Он считает, что горняки именно этих фирм выполняют самые опасные задачи под землей. Несмотря на то, что в их штате есть и квалифицированные работники, им также зачастую не выделяют необходимого оборудования, не обеспечивают безопасность, традиционную в случае с горняками обычных шахт.
Скорее всего, не ранее середины декабря комиссия, изучающая причины происшествия на шахте “Халемба”, сможет спуститься в выработку для осмотра места происшествия. Пока же, по заявлению руководителя Высшего горнодобывающего управления и председателя специальной комиссии, которая изучает причины происшествия Петра Бухвальда, комиссия в составе 19 экспертов не может однозначно высказаться по поводу того, что стало причиной взрыва метана. Однако комиссия подтвердила, что гипотеза, согласно которой часть горняков погибла в результате взрыва метана, а другие - в результате взрыва угольной пыли, весьма правдоподобна. Комиссия поручила проведение шести экспертиз, чтобы, в частности, установить, насколько велика была угроза взрыва метана и проводились ли работа на шахте согласно правилам.
Как раз в соблюдении последних представители профсоюзов и сомневаются, считая преждевременными утверждения о том, что процедуры безопасности на шахте “Халемба” были соблюдены. Они настаивают на полной смене руководства предприятия. Одновременно профсоюзы обещают сделать все возможное, чтобы полностью расследовать причины гибели людей на шахте.
Не может не тревожить факт, что до сей поры слишком часто организации, призванные контролировать безопасность работы на шахтах, заинтересованы в фальсификации документов и сокрытии фактов нарушения процедур безопасности с целью максимизации прибыли. Так, Петр Дуда, председатель шленско-домбровской “Солидарности”, считает необходимым провести тщательный контроль в компаниях, занятых приемом на работу специалистов для подземных работ. С ним согласен и руководитель профсоюза шахтеров в Польше Вацлав Черкавский, который уверен в том, что на польских угольных шахтах, к сожалению, еще работают люди, не подготовленные должным образом к такой сложной профессии. Прежде всего это касается людей, принимаемых на работу сервисными компаниями, не прошедших соответствующей подготовки и готовых к выполнению трудных задач.
Владимир КИРЬЯНОВ,
собкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте