Top.Mail.Ru
Закулиса

“Непрофсоюзные” итоги года и предсказания

Мутный штиль

На минувшей неделе политики, чиновники и эксперты стали подводить экономические итоги прошлого года. Министр промышленности Виктор ХРИСТЕНКО выступил в Госдуме с довольно оптимистичным отчетом, основанном на сводках Росстата. Он сообщил о стабилизации в экономике, сделав столь далеко идущие выводы из некоторого оживления “пациента” в последние пять месяцев прошлого года.

К совершенно другим выводам пришел известный экономист и политик Михаил ДЕЛЯГИН. По его мнению, значительное повышение мировых цен на нефть особой роли в “выходе из кризиса” (цель) не сыграло, а на постоянный рост нефтяной цены экономика отреагировала слабо (в реальном секторе - почти никак). То есть улучшение внешнеэкономической конъюнктуры на нашем положении почти не сказывается, а лишь временно консервирует ситуацию на ранее “просевшем” уровне. Вывод Делягина: депрессия продолжается, хотя и плавно...


ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Согласно сводкам Росстата и отчету главы Минпрома РФ Виктора Христенко, за 2009 год объем выпуска промышленной продукции в РФ упал на 10%, общий объем производства снизился на 10,8% (в обрабатывающих производствах - на 16%). Больше всего пострадали транспортное машиностроение и автопром (производство автомобилей в России упало на 59%, но чиновник обещал, что в 2010 году автомобильный рынок начнет восстанавливаться.) Менее удручающая ситуация в лесопереработке и легкой промышленности. В отраслях, встроенных в глобальное разделение труда, во второй половине прошлого года наблюдалось оживление, в числе прочего - в металлургии и химии. А в высокотехнологичных отраслях (авиапром, судостроение, радиоэлектроника) объемы производства в 2009 году даже несколько подросли.

Отвечая на вопросы, возможны ли снижение цены кредита и переход к “длинным деньгам” (льготным целевым вложениям в производство и среднесрочные инвестиционные проекты), Христенко намекнул на позицию главы Минфина: наводнение экономики деньгами “приведет к разбалансировке бюджета и его высокому дефициту”. То есть деньги из реальной экономики нужно продолжать откачивать, как и учит монетаризм... Внешние факторы, прежде всего нефтяные цены и колебания валютного курса, сильно влияют на нашу экономическую и финансовую политику, инвестиционный и конечный спрос в экономике, признал министр. Как он выразился, внешние факторы составляют большую часть рисков, не управляемых изнутри. Что логично...


РЕАЛЬНОСТЬ И ОЖИДАНИЯ

С главой Минпрома заочно полемизирует президент Института проблем глобализации Михаил Делягин. Как он заявил “Солидарности”, хотя по итогам 2009 года зафиксировано “небольшое оживление экономики (с конца лета), оно очень слабое и, мягко говоря, не повсеместное. К тому же вызвано текущими, ситуативными факторами”. Госстатистика показывает, что “состояние удовлетворительное”. “Официальные сводки позволяют говорить о некотором сохранении социальной стабильности, пусть и на пониженном уровне, - говорит Делягин. - У нас сейчас начнут хвалиться ростом реальных денежных доходов населения, так как за декабрь он составил 7,6%, а по итогам года эти доходы “официально” выросли на 1,9%”. Ввиду известных подозрений насчет качества госстатистики, Делягин, оценивая уровень благосостояния населения, рекомендует “ориентироваться на оборот розничной торговли, который в прошлом году сократился на 5,5%, что для кризиса - хороший результат”. По его мнению, меньшая, чем прогнозировалось, инфляция - “просто результат обнищания населения”, каковое выносится госстатистикой за скобки...

По итогам прошлого года Делягин делает “качественно новые выводы”. Главный - наша экономика вступила “в особую, новую фазу деградации”, и отныне основная формула российской экономической жизни - “нефть перестала помогать”. Это важный этап развала, пусть и замедлившегося. У нас привыкли говорить, что процветание РФ целиком зависит от мировых цен на нефть: если они упали - все плохо, если выросли - все хорошо. “Это далеко не так”, - отмечает Делягин. На рост нефтяных цен положительно отреагировали финансовая система, фондовый рынок и нефтяные компании, а экономика в целом - крайне слабо. Реальные итоги года таковы, что “среднегодовая цена на нашу нефть - около 60 долларов, а экономический спад достигает 8,7%... Нефтегазовые доходы в РФ получились выше на 43,1%, а по всем остальным - недобор в 6,5%!”. Иными словами, благополучие нефтегазового сектора не отражается на экономике в целом. “Мы получили ситуацию, когда ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры бьет по нам “по полной программе”, а на ее улучшение экономика реагирует крайне непоследовательно и с большим отставанием”. Другой важный вывод Делягина - “отрыв финансового сектора от реальной экономики. Деньги забрасываются на финансово-спекулятивный “рынок”, до реальной экономики доходят крохи, которые вроде пока позволяют ему как-то существовать... Это, судя по всему, и дальше будет нашей официальной политикой. Государство остается жить в старой парадигме, которая себя изживает”.

Основных “проблем-2010” в РФ, которые потребуют вливания больших средств, по Делягину, две: слабая бюджетная обеспеченность регионов и кредитный кризис. С первой тесно связана проблема моногородов, которая властью толком не решается. “Серьезного “вброса” денег региональные бюджеты потребуют уже потому, что некоторая сбалансированность федерального бюджета-2010, в котором “все хорошо”, достигнута резким - почти на треть - сокращением финансирования регионов, - указывает Делягин. - В прошлом году социальную стабильность сохранили за счет того, что более 40 млрд рублей сверхпланово бросили на поддержку региональных бюджетов. А в этом - почти 350 млрд собираются срезать, то есть мы фактически вернемся к докризисному уровню поддержки регионов. Но кризис-то не кончился, в регионах денег будет не хватать!.. Значит, придется выделять дополнительные средства, а когда вы даете деньги внепланово, то делаете это в спешке и во многом бесконтрольно”.

Вторая проблема-2010 - резкое ухудшение финансового положения предприятий: “Даже по официальной статистике у нас треть предприятий убыточны, что сигнализирует о нарастающем невозврате кредитов не только населением, но и предприятиями, - сообщил Делягин. - Реальная тяжесть ситуации маскируется официальной статистикой, но, по моим данным, можно предположить, что сейчас до 12% банковских активов - “плохие”, “токсичные”. В апреле-мае их доля вырастет примерно до 18%. Это будет пик: считается, что на таком уровне требуется поддержка даже крупных банков. Значит, государство опять начнет вливать деньги в банковскую систему для ее спасения, процесс будет почти бесконтролен, эти деньги будут попадать на валютный рынок, в итоге мы получим размывание международных резервов и ослабление рубля”. На самом же деле “банки спасать не надо. Основная часть российских банков, насколько можно судить, представляет собой “банки-помойки”, отмывающие деньги. Кризис - хороший повод устроить “санацию”, сохранив лишь опорные и добросовестные банки”. Однако государство принципиально не хочет идти на санацию банковской системы, объясняя это стремлением “не создавать паники”. (Напомним, что “малый” банковский кризис доверия летом 2004 года случился из-за топорных действий госчиновников всего лишь в одном “отмывочном” банке, хоть и крупном.)

Прогноз Делягина: катастрофы-2010 не будет - год станет “годом хоть и плохой, но стабильности, когда “экономический рост” если и появится, то в пределах статистической погрешности”. А вторая волна кризиса нас не тряхнет, а качнет. К сожалению, этот кризисный цикл будет проворачиваться все дальше, пока не кончатся международные резервы и не наступит системный кризис. Но до этого еще довольно далеко, и 2010 год будет интересным политически, а не экономически”.


ДОСЬЕ: РАЗНОГОЛОСИЦА

Объем прямых иностранных инвестиций в мире за прошлый год сократился почти на 40% (за 2008-й - менее чем на 15%). США за счет вложений в добычу газа из местных месторождений горючих сланцев потеснили Россию в качестве крупнейшего мирового добытчика природного газа по итогам 2009 года. Недавно глава МВФ Даниель Стросс-Кан вновь посетовал о неизбежности полномасштабной второй волны кризиса. В прошлом году крупные государства продолжили возводить “антикризисные” барьеры для торговли и инвестиций: страны “большой двадцатки” ввели 185 протекционистских мер. Рекордсмен среди государств... - Россия, то есть с кризисом у нас борются вполне “по-советски”, закрывая ущербный внутренний рынок от импорта и торговых связей, что наглядно обедняет ассортимент импортной еды и товаров ширпотреба. (Правда, по данным Центробанка, за последние три месяца 2009 года объем импорта в РФ вырос почти на 19%.)

По прогнозу британского еженедельника Economist, в 2010-м наиболее вероятна угроза масштабного социального взрыва и массовых выступлений - как раз в РФ, а также в КНР и Мексике. Причины - “неравенство доходов, неэффективность управления, урезание соцобеспечения и этнические конфликты”. Но есть и хорошие новости: 23 января крупнейшее рейтинговое агентство Fitch, вслед за конкурентами из Standard and Poor’s, повысило прогноз кредитоспособности РФ, мотивировав это тем, что российскую экономику упрочили рост нефтяных цен и приток капитала... В 2010 году правительство РФ ожидает роста экономики на 3,1%, а “в случае улучшения внешнеэкономической конъюнктуры” - на 3,5%... По прогнозу Центра развития Высшей школы экономики, рост ВВП России в 2010 году составит 2,5% (осенью Центр говорил о росте лишь на 1,7%)... Фактический дефицит бюджета-2009 в РФ составил 6,4% ВВП (планировался в 8,3%)... По сводкам ЦБ, зафиксирован меньший, чем ожидалось, отток капитала из России - 52,4 млрд долларов. (Минэкономразвития прогнозировало 90 млрд, а Всемирный банк - почти 170 млрд долларов оттока.) Максимальные ставки в крупных российских банках в середине января опустились ниже 13% и вплотную приблизились к докризисному уровню... По данным Росстата, инфляция в РФ в 2009 году составила 8,8%...

Вадим БАРАБАНОВ


КОММЕНТАРИЙ

Евгений МИХАЙЛОВ, губернатор Псковской области в 1996 - 2004 годах:


- В целом год выдался трудным, хотя могло быть и хуже. Если бы нефтяные цены остались на уровне начала года, то экономика и бюджет были бы в более сложном положении. Восстановление нефтяных цен до уровня “70+” позволило решить вопрос с торговым балансом и бюджетом, соответственно рубль частично отыграл свои позиции. При более глубоком падении цен на энергоносители резервы были бы уже близки к исчерпанию, что дестабилизировало бы общую ситуацию. Население, естественно, пострадало от кризиса, что выразилось и в падении оборотов розничной торговли, и в высоком уровне открытой и скрытой безработицы. Конечно, высокая степень зависимости нашей экономики от мировой нефтяной конъюнктуры стала абсолютно очевидна, обнажила истинное ее лицо как экономики экспорта сырья. Прежде всего - энергоресурсов, в лучшем случае - продуктов первого передела (алюминия, стали или удобрений). С сельским хозяйством подтвердилось мнение, что при правильном подходе оно все-таки имеет перспективу.

Перспективы в этом году тоже будут прямо зависеть от нефтяной цены. Резервов у нас уже меньше, экономика частично свернулась, население изменило свои потребительские привычки, поэтому снижение нефтяной цены будет болезненно, даже если восстановится спрос на наши товары на мировом рынке. Не сказал бы, что у нас финансовый сектор совсем оторван от реальной экономики: он привязан к мировому рынку через торговый и платежный баланс и таким образом зависит от двух потоков - экспортной выручки и сальдо инвестиций. Другое дело, что наша внутренняя экономика на него влияет слабее. Так что наиболее вероятный вариант - депрессия, когда показатели могут немного расти по отношению к низкой базе прошлого года, но в целом, если считать за ряд лет, возможно топтание на месте. Вполне реален и более проблемный вариант, как, впрочем, нельзя исключать и некоторого оживления, опять-таки вызванного тенденцией на мировых рынках...
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика