По оценкам специалистов, в России бесплодием страдают 6 млн женщин и 3,5 млн мужчин. Бесплодие стало проблемой воспроизводства нации, а следовательно, проблемой социальной. Положение можно было бы исправить, но зачастую отечественные врачи мало знакомы с современными методами лечения. Об этом 30 января говорили участники “круглого стола” “Проблема бесплодия: причины и возможные методы лечения”.
Обсудить проблему собрались практикующие акушеры, эндокринологи и гинекологи, ученые мужи и руководство частных клиник, занимающихся лечением бесплодия. Началось мероприятие с приведения пугающей статистики. По примерным оценкам, в стране страдают бесплодием 6 млн женщин и 3,5 млн мужчин. И это притом, что в общем и целом институт семьи теряет свои позиции, все меньше людей вступают в брак, предпочитая “гражданские” отношения, да и финансовые причины часто ограничивают россиян в желании заводить детей. Государство пытается найти пути выхода из демографического кризиса - взять хотя бы появление “материнского капитала”. Но если бы государство помогало решить проблемы людей, которые не могут завести детей из-за проблем со здоровьем, часть проблемы была бы решена.
ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ
Не стоит путать понятия бесплодия и бездетности. Бездетность бывает осознанная и вынужденная. Причем о вынужденной бездетности говорят в случаях бесплодия, невынашивания плода и даже когда у пары просто-напросто не хватает денег. В последнем случае семье может помочь государство. О бесплодии же говорят, когда у постоянной пары, не пользующейся контрацептивами, в течение года не наступает беременность. Тогда начинают искать какие-то сбои в организме. В настоящее время известно 30 женских и 22 мужских заболевания, которые приводят к бесплодию.
Бесплодие можно “заработать”. Один из факторов риска - аборт. В настоящее время в России делают 1,6 млн абортов ежегодно. В каком-то смысле это прогресс, так как в 1980-х годах прошлого века на долю СССР приходилась одна пятая всех абортов в мире, и сейчас это количество уменьшилось в несколько раз. С другой стороны, женщины прерывают беременность в основном в возрасте от 18 до 34 лет, а 10% пациенток - и вовсе несовершеннолетние. 87% женщин, решившихся на аборт, не собираются отказаться от своей репродуктивной функции и надеются в дальнейшем родить ребенка. Но проведенная операция может лишить их этого шанса.
Как рассказала Ольга Кусмарцева, специалист по гинекологии, исследование жизни женщин репродуктивного возраста показало, что горожанки не рожают из-за того, что хотят добиться успехов в карьере, а сельские жительницы не рожают, как правило, из-за проблем со здоровьем. По мнению доктора, многие проблемы являются следствием перенесенных инфекционных заболеваний. Зачастую врачи не предупреждают пациенток о последствиях перенесенной инфекции и не применяют современных методик лечения. По мнению Ольги Федоровны, нужны профилактические программы по предотвращению подобных последствий, а также просветительские программы, которые информировали бы людей об опасностях инфекций и абортов.
Помешать завести ребенка может и банальный недостаток витаминов и минералов. Были обследованы люди в 36 регионах, где демографическая обстановка наиболее благоприятна. Среди этих регионов оказались Мурманская и Белгородская области, Якутия, в которых, при довольно суровых климатических условиях и, как правило, не лучшем финансовом положении, у обследованных не оказалось дефицита важнейших витаминов и минералов. Если же дефицит хотя бы одного витамина или минерала есть, то это сказывается на иммунитете и фертильности (способности зрелого организма производить потомство). Причем пример Поволжья, где из-за состава почвы есть дефицит некоторых микроэлементов, доказывает, что проблемы с размножением испытывают не только люди, но и животные.
К бесплодию может привести не только недостаток веществ, но и их избыток. Например, избыток солей тяжелых металлов. С этой проблемой сталкиваются обычно жители крупных городов. В Москве у 5 - 6% населения есть избыток цинка. Процент вроде бы небольшой, но с учетом численности населения города эта проблема вплотную касается сотен тысяч людей.
Елена Печникова, акушер-гинеколог, эндокринолог и психолог, рассказала, что у бесплодия бывают и психологические причины. Одной из таких причин, как ни странно, вполне может стать отсутствие штампа в паспорте. Елена Юрьевна сообщила, что часто в незарегистрированном союзе женщина не чувствует необходимой ей стабильности и подсознательно сопротивляется беременности. Вообще, по мнению доктора, психосоматической стороной репродуктивного здоровья в нашей стране почти никто не занимается. В свое время Печникова столкнулась с тем, что в рамках государственных учреждений эта тема никому не интересна, “сунуться в госпрограммы невозможно”, и тогда она основала частную клинику. “Нам часто говорят, что у нас безумные цены. А что делать? Деньги на развитие я занимала у друзей, надо платить за аренду, зарплату врачам. Обучение специалистов - тоже за наш счет. В российских вузах сейчас этому просто не учат. Конечно, я занимаюсь любимым делом и получаю от этого удовольствие и деньги. Но массу вопросов нужно решать на уровне государства, ведь это касается всех”.
НУЖНО ОГРАНИЧИТЬ ВРАЧА
Каково же в целом положение россиян? По мнению доктора медицинских наук Андрея Акопяна, данные статистики некорректны. Не все обращаются со своими проблемами к медикам. И далеко не все пытаются лечиться: всего лишь 20% мужчин, у которых спермограмма показала отклонения от нормы, проходят дальнейшее лечение. И оценить количество больных бесплодием сложно. Кроме того, после 35 лет уровень фертильности женщины начинает снижаться в геометрической прогрессии.
Есть проблемы и с медицинским персоналом. По словам Александра Лазарева, руководителя отделения экстракорпорального оплодотворения клиники “Москворечье”, к нему часто приходят пациентки, которых уже по 10 - 15 лет лечили от бесплодия. На вопрос, где же они были все это время, часто слышатся восторженные отклики: “Я лечилась у такого замечательного доктора! Он мне три раза трубы продувал!” Лазарев говорит, что нередко это - потерянное время, и все эти десятилетия врачи получали зарплату, не выполняя своих функций. К тому же три раза “продувать трубы” (удалять спайки в фаллопиевых трубах, по которым яйцеклетка попадает в матку) не только бессмысленно, но и вредно. У Лазарева вызывает недоумение и обследование в стационарах: “Женщину кладут на недели в больницу. Берут мазок. И она просто лежит и ждет результатов исследования мазка. После этого ей вкалывают в попу витамины и отпускают домой. Это просто бесцельное расходование денег”.
Согласен с ним Николай Матвеевский, заместитель начальника по акушерству и гинекологии Медицинского центра в Коломенском. По его мнению, основная проблема в том, что в России нет специально подготовленных врачей-репродуктологов, нет и учебных программ для их подготовки. Лечат пациентов акушеры-гинекологи. А каких-то ограничений нет, вот “и лечат они пациентов по 10 лет гомеопатией”. Нужно вводить ограничения в сроках лечения. По стандартам Всемирной организации здравоохранения, например, бесплодие лечится два года. Если беременность не наступила, пациентов отправляют на экстракорпоральное оплодотворение.
ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
Один из современных методов лечения бесплодия - экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО или, как любят говорить, “зачатие в пробирке”). У женщины берут яйцеклетку, а у мужчин - сперматозоиды, и оплодотворение происходит под контролем медиков. После этого эмбрионы (примерно пятидневные) подсаживают в матку женщине. Эмбрионы, как и яйцеклетку или сперму, можно заморозить и “активировать” позже (известен случай, когда сперма, хранившаяся 20 лет, успешно “поучаствовала” в оплодотворении). При помощи ЭКО и соответствующего медикаментозного лечения ребенка родить могут даже престарелые пары.
В мире уже три миллиона детей рождены при помощи ЭКО. В западных странах парам, если в течение двух лет лечение от бесплодия оказалось неэффективным, государство оплачивает три попытки ЭКО. (Как рассказали участники “круглого стола”, фертильность человека невысока - всего 30 - 40%, следовательно, может потребоваться не одна попытка.) Но помогает государство лишь в том случае, если женщина не старше 35 лет.
Но уровень грамотности российских врачей оставляет желать лучшего, и часто они ничего не знают о современных методах лечения бесплодия. Медики рассказали, что вопрос: “А нормальные ли после этого рожаются детишки?” - нередко задают им именно коллеги. Многие из “коллег” не посылают пациентов к специалистам только потому, что считают современные методики “выкачиванием денег”. (Это действительно недешево: в Москве одна попытка экстракорпорального оплодотворения стоит 50 - 60 тыс. руб., и примерно в 20 тыс. руб. обходятся лекарства.) Нет программ обучения специалистов - репродуктологов и эмбриологов. А между тем из регионов, где в рамках нацпроекта “Здоровье” была закуплена дорогостоящая диагностическая аппаратура, звонят и просят провести для них хоть какие-нибудь курсы - никто не знает, как с этой аппаратурой обращаться.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что в том случае, если государство всерьез будет решать проблему демографии, ему придется вводить новые программы для обучения специалистов и ограничить лечение бесплодия определенным сроком. Возможно, эффективно было бы ввести сертификаты вроде родовых, которые позволили бы пациенту наблюдаться у того врача, к которому он хочет пойти, а не к которому “приписан”. И каким-то образом государство должно сделать доступными современные методы лечения.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте