Недостаточный уровень финансирования, организационные недоработки и отсутствие ряда препаратов на рынке - главные причины, по которым система дополнительного лекарственного обеспечения не работает в полную силу. Об этом заявил журналистам 18 января на брифинге замглавы Минздравсоцразвития Владимир СТАРОДУБОВ.
В № 48 за 2007 год “Солидарность” опубликовала материал, посвященный “болезни” программы дополнительного лекарственного обеспечения (“ДЛО: “Пациент скорее жив...”). За два года, с 2005-го по 2007-й, 9 млн россиян утратили веру в способность государства предоставлять им своевременную лекарственную помощь, выбрав мизерную денежную компенсацию. С 14 млн до 5 млн сократилось за эти два года число льготников, получивших медикаменты по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Сегодня Министерство здравоохранения и социального развития реанимирует программу, пытаясь вернуть утраченное доверие граждан. Получится ли?
- Мы на селекторном совещании по вопросу обеспечения в 2008 году льготных категорий граждан лекарствами заслушали отчеты 17 субъектов Российской Федерации. По 15 субъектам РФ ситуация более-менее благоприятная, - сказал замминистра здравоохранения и соцразвития Владимир Стародубов. - У нас возникли вопросы к руководителям органов управления здравоохранения двух субъектов Российской Федерации. Вызывает беспокойство ситуация в Приморском крае и в Сахалинской области. Есть проблемы по Томску и частично - по Новгородской области.
Замминистра отметил, что в большинстве субъектов РФ ответственно подошли к решению проблем, связанных с обеспечением граждан лекарствами, работают горячие линии. Вместе с тем существуют общие для ряда регионов проблемы. В тех регионах, где власти задержались с проведением аукционов на поставку медикаментов, фактическое поступление лекарственных препаратов в аптеки началось только после новогодних каникул. Зафиксированы случаи, когда по некоторым препаратам из льготного перечня потребности регионов были малы и поэтому не привлекли участников торгов, закупки сорвались, и некоторых лекарств в аптеках не оказалось. В такой ситуации региональным органам здравоохранения придется обеспечивать наличие препаратов по прямым договорам.
- Ситуация контролируема, но далека от идеальной, - заметил Стародубов. - Ряда препаратов нет на рынке, некоторые вовремя не поставлены, где-то по метеоусловиям, где-то из-за организационных неразберих. По каждому факту мы разбираемся отдельно. Росздравнадзор детально отслеживает ситуацию в каждом субъекте РФ.
Замминистра заявил, что работа поставщиков лекарственных средств будет отслеживаться жестко, а компании, которые не выполнят свои обязательства по поставкам препаратов, будут занесены в “черный список” и в следующем конкурсе участвовать им уже не придется.
Заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова, участвовавшая в брифинге, охарактеризовала ситуацию по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан как рабочую.
- Проблемы есть, но они решаются, - сказала она. - В рабочей обстановке идет отлаживание новых элементов программы, которые появились в этом году, больше ответственности на себя берут субъекты РФ. Поставка лекарственных средств идет массово во все регионы. По нашим данным на 14 января, поставлено лекарственных средств на сумму 2,3 млрд рублей по региональным аукционам. По централизованным закупкам Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию по семи высокозатратным нозологиям поставлено лекарственных средств на 4,7 млрд рублей, - это практически треть той суммы, которая определена на первое полугодие (15,3 млрд).
Тельнова отметила, что основная масса препаратов в регионы поступила. Идет и выписка лекарственных средств.
- По состоянию на 14 января 226 тысяч рецептов уже выписано, и основная их часть, где-то в пределах 80%, обеспечена, - сказала замруководителя Росздравнадзора. - Часть рецептов находится на обеспечении, но в те 10 дней, которые определены, пока укладываются. Никаких реальных отказов на сегодня не было.
Тельнова заметила, что информация в Росздравнадзор поступает из разных источников. Росздравнадзору активно помогают общественные организации, такие как Ассоциация пациентов, предоставляют данные по каждому субъекту РФ. Вся поступающая информация сравнивается.
- В феврале-марте планируются массовые проверки в субъектах РФ, - сказала Тельнова. - Мы даем субъектам январь на отлаживание элементов программы, а затем начнется серьезный спрос. На сегодняшнем селекторном совещании перед регионами была поставлена задача более строго спрашивать с поставщиков лекарственных средств и решительно применять меры финансового воздействия к тем поставщикам, которые задержали поставку или недопоставили те или иные препараты.
Сергей СИЛИН
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна ЯКОВЛЕВА, первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия” в Госдуме, член Комитета ГД по охране здоровья:
- Дело даже не столько в финансировании программы ДЛО, сколько в наведении порядка. Опять мешают организационные моменты: документация запаздывает, подзаконные акты и т.п. Некоторые регионы не успели провести тендеры по отбору поставщиков лекарств. Я была на предпоследнем совещании в министерстве: на тот момент только два региона “проспали”, не провели тендеры и не начали закупку лекарств - и теперь соответствующие службы будут разбираться, почему так произошло. Финансирование программы происходит в достаточном объеме. Деньги идут в регионы планомерно: за 2006 год уже рассчитались с долгами по ДЛО, за 2007-й дефицит скоро покроют, по 2008-му финансирование начато вполне по плану. Почему фармацевтические компании не давали лекарств - с 2006 года им задолжали, а сейчас долг уже закрыли. Пока денег достаточно для того, чтобы производить финансирование и отпуск лекарств - это точно. Отпуск и обслуживание рецептов идет, программа реализуется. Мы в Думе держим ситуацию на контроле, постоянно проводим мониторинг. Единственно, что происходят организационные сбои на местах...
Но основная проблема ДЛО в том, что в нынешней форме эта система недееспособна. Сейчас она похожа на бездонную бочку. Для того чтобы начать реализацию программы ДЛО, ресурсы и деньги есть, а потом мы опять упираемся в стену. То, что данную проблему надо решать, - это однозначно. Ведь из-за того, что очень многие вышли из ДЛО (свыше 50% льготников), в программе слишком мало людей осталось. И “солидарный принцип” (“здоровый платит за больного”) действовать просто не будет; соответственно, все больше денег будет требоваться на финансирование этой программы. Плюс возникли проблемы с передачей дополнительных функций регионам. С одной стороны, это хорошо, что регион будет ответственным за реализацию ДЛО. С другой - мы им так быстро передали полномочия, что они оказались не готовы к торгам...
Теперь надо решать оставшиеся проблемы. Прежде всего, необходимо продумать, какую организационную форму этой системе (ДЛО) придать. В частности, мы в четвертой Думе предлагали принцип софинансирования (проще говоря, если по перечню льготных лекарств вам положен российский аспирин, а вы хотите американский, - тогда разницу в цене оплачивает гражданин.) Или ввести лекарственное страхование всех пенсионеров, чтобы им невыгодно было быть инвалидами (иногда пенсионер идет на инвалидность, чтоб получать бесплатные лекарства). Лекарственное страхование пенсионеров, кстати, - признанная мировая практика. Необходимо добиваться, чтобы программа ДЛО развивалась по этим принципам - не надо изобретать велосипед...
Хорошо еще, что фракция “ЕР” настояла на том, чтобы программу обеспечения “тяжелых” льготников дорогостоящими лекарствами вытащить на федеральный уровень и тем самым решить проблему “региональный-федеральный льготник”. Теперь по “дорогостою” что федеральный льготник, что региональный - все получают финансирование из федерального бюджета.
И льготников всех знают поименно; кому положено, тот и получает. А раньше региональные льготники не получали дорогих лекарств, потому что местный бюджет их не мог обеспечить так же, как федеральный - своих. И в итоге две трети тех денег, что отпускались на ДЛО, съедали дорогостоящие лекарства (для лечения заболеваний крови, рассеянного склероза). И ничего не оставалось на лечение других заболеваний. Отчего и возник этот огромный дефицит в программе. Плюс еще людей стали лечить в соответствии с мировыми стандартами и по новым технологиям, лекарства очень дорогие - поэтому дорогостоящие медикаменты и убрали из ДЛО, сделав отдельной федеральной программой.
Записал
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте