Когда мы говорили о личности тренера (“Солидарность” № 44, 2007), мы выяснили, что хороший тренер восприимчив к групповым процессам. Он лучше любого синоптика может предсказать “погоду” в группе, то есть всегда на шаг вперед видит ее состояние. В этом ему помогают четкие знания процессов, которые обычно происходят в группе, если все идет по плану.
О ПРИРОДЕ, О ПОГОДЕ...
Группа в процессе тренинга похожа на живой организм. Она рождается, преодолевает кризисы и умирает. Разница лишь в том, что живой организм по сути своей самостоятелен, а в группе все происходит под чутким руководством тренера. Группу можно сравнить с человеком, а тренера - с домашним доктором, который неусыпно следит за его здоровьем. Перед тренером стоит задача провести группу до самого конца через все этапы тренинга, вовремя устраняя болезненные отклонения. Понятно, что хороший доктор знает все процессы, которые происходят в организме человека, а хороший тренер должен знать все о развитии группы.
Первая стадия развития группы - знакомство. Участники тренинга знакомятся между собой и с тренером. На этом этапе члены группы предстают друг перед другом и перед тренером нераскрытыми, не стараются донести до других свои глубинные чувства и мысли. Обычно члены группы стараются вести себя по общепринятому шаблону доброжелательности светского общения и не выходить за рамки разговора “о природе, о погоде”. Это своего рода ритуал знакомства.
Задача тренера на этом этапе - помочь членам группы сдружиться, нащупать общие интересы. Тренер должен разговорить, “расшевелить” участников. Понятно, что делается это в легкой непринужденной форме, с играми, шутками-прибаутками. Группа “учится ходить”, поэтому не стоит на нее “давить”: поднимать серьезные вопросы, создавать конфликтные ситуации, заострять внимания на спорных моментах - все это еще рано. Группа на данном этапе как малолетний ребенок. Этот момент - прекрасная возможность вовлечь ее в процесс тренинга, выражаясь на языке ученых, замотивировать.
НЕ МЕШАТЬ НЕИЗБЕЖНОМУ
Детство - это здорово, но долго задерживаться здесь нет резона. Можно, конечно, все время тренинга провести в забавных играх и милых разговорах - приятный досуг в своем роде. В этом случае с чем участники пришли на тренинг, с тем и уйдут, разве что приятные воспоминания прихватят. Но тренинг не “Луна-парк”, приятные воспоминания не его основная цель. А значит, в определенный момент (не без помощи тренера) группа должна перейти на следующий этап развития.
В принципе, взрослым людям, настроенным серьезно, “игрушки” первого этапа вскоре начинают надоедать. Положительные эмоции исчерпываются, порой возникают скрытые негативные эмоции. Мол, что это мы здесь ерундой какой-то занимаемся? Понятно, что тренеру это видно сразу, и это знак, что пора переходить на другую ступень развития группы. Скрытые эмоции стоит перевести в открытое конструктивное обсуждение с последующим совместным анализом. И перейти к более тесному знакомству друг с другом. Потихонечку начинать дискуссии и поднимать спорные вопросы.
Этот этап самый сложный и для тренера и для участников, об этом говорит его название - фрустрационная стадия. Латинское слово frustratio переводится на русский язык как “разрушение”. Фрустрация - это психологическое состояние гнетущего напряжения в ситуации неотвратимой угрозы достижению значимой для человека цели. Часто фрустрация выливается в агрессию, потому второе название этой стадии - стадия агрессии. Но не так страшен черт, как его малюют.
Понятно, что участники не будут впадать в настоящее состояние фрустрации. Просто в группе наступает сложный, конфликтный период. Сначала конфликт идет внутри группы - участники занимают места согласно отвоеванным билетам. В структуре каждой группы должен быть свой лидер, человек, поддерживающий лидера, эксперт, оппозиционер и отверженный. Поэтому стадия агрессии начинается с высказывания некоторыми участниками группы претензий на какую-либо роль. После того, как заявки сделаны, разворачиваются бои между претендующими на одну и ту же социальную нишу. Причем все это часто делается неосознанно. Задача тренера здесь - не мешать неизбежному, но и не давать боям затягиваться, чтобы они не переросли в войну или не уподобились разговору торговок в базарный день.
В общем, здесь важно следить за динамикой процесса и увидеть, кому из участников какая досталась роль. Через каждого из них можно в нужный момент найти тропинку в группу или ресурс для ее развития. Важно разглядеть лидера и найти с ним контакт. Во-первых, через него иногда очень легко можно повлиять на группу, во-вторых, не стоит позволять ему становится выше тренера. Эксперт поможет, когда нужно будет донести до группы какую-нибудь значимую информацию или начать какое-нибудь рассуждение. Оппозиционер - всегда хороший ресурс для дискуссии. Аутсайдер - довод, когда нужно поставить группу на место. Настоящий тренер всегда найдет достойное применение участникам и при этом не забудет золотое правило - общение в группе только субъект-субъектное (см. “Солидарность” № 45, 2007).
КТО ПРОТИВ БАТЬКИ?
Стадия агрессии на этом не заканчивается. Когда участники поделили территорию, их взгляды устремляются на любимого и дорого тренера: “Мы здесь сами с усами, у нас здесь своя свадьба. А это что за тип? Чего это он нам диктует, что нам делать?” Так группа проверяет сама себя на опасность извне, а хороший тренер всегда вне группы. Иногда тренер может позволить группе выпустить пар на себя, если этого пара в ней слишком много. Неопытные тренеры пытаются избегать конфронтации. Это большая ошибка, которая приводит к тому, что нереализованная внутригрупповая агрессия начинает тормозить развитие следующего, самого важного этапа и значительно снижает продуктивность общения.
Порой агрессия группы по отношению к тренеру полезна для сплочения группы: всем известно, что лучше всего дружить против кого-то. В таком бою (можно сказать, в экстремальной ситуации) отчетливо формируется структура группы. Иные тренеры для пользы дела специально провоцируют агрессию группы на себя, но это большой риск. Вернуть себе роль ведущего после такой революции удается только сильным и опытным тренерам - это высший пилотаж. Но самое главное, если это произойдет, не стоит подобного бояться и тем более принимать как личную обиду. Это естественный и очень полезный процесс в группе.
ПИШИТЕ ПИСЬМА...
И если этот этап пройден успешно, начинается самое интересное и самое важное, то, ради чего и собрались здесь участники - стадия устойчивой работоспособности. Теперь члены группы раскрепощаются, они уже не ощущают необходимости работать на свой авторитет и готовы вступить в доверительное общение. Это самый продуктивный этап в плане самодиагностики и увеличения опыта общения. Обычно группа пребывает в этой фазе до конца тренинга.
И, конечно, важно красиво уйти, то есть завершить тренинг. Стоит подвести итог; каждый участник это делает сам. Чаще всего все высказываются по кругу, в хорошо сформировавшихся группах - в произвольном порядке. Главное у каждого должно остаться чувство выполненного долга, понимание того, что не зря провел здесь время. Обычно после всех испытаний группе трудно расстаться. Для того чтобы у участников после окончания тренинга не осталось тягостного чувства, стоит провести определенный ритуал прощания. Это может быть застолье или просто обмен телефонами, обсуждение планов возможной дальнейшей работы и обещания общаться.
Алена КУЗНЕЦОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте