Top.Mail.Ru
Актуальная тема

Актуальная тема / Распределяемся?

Все темы



02 / 10 / 2012

Распределяемся?

Вокруг да около

Разговоры относительно возвращения обязательного распределения студентов после окончания высших учебных заведений на рабочие места то возникали, то затухали с тех самых пор, как подобная практика была отменена в 1991 году. Вновь эта тема начала активно обсуждаться, после того как депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов предложил внести соответствующие изменения в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". По задумке депутата, абитуриенту будет предложено заключать с вузом договор, согласно которому после окончания обучения молодой специалист должен отработать не менее двух лет по специальности в местности, куда его направят.

По данным, указанным в пояснительной записке к этому законопроекту, в 2012 году около 350 тысяч граждан России поступало в высшие учебные заведения на 351 тысячу бюджетных мест. Средняя расчетная стоимость обучения студента на бюджетной основе в 2012 году составила около 60 тысяч рублей в год. Получается, что пятилетний курс обучения 350 тысяч студентов-бюджетников при неизменной расчетной стоимости годового обучения обойдется бюджету России в 105 миллиардов рублей.

Тем не менее в России ощущается острая нехватка специалистов на уровне районных центров и муниципальных образований. Одной из причин подобного положения дел, считает депутат, является то, что молодые специалисты предпочитают искать работу в крупных населенных пунктах либо выбирают работу не по полученной специальности.

Уровень подготовки выпускников школ в районных центрах и сельской местности зачастую не позволяет им поступить в вуз при существующей конкурсной системе зачисления, хотя именно они в будущем с высокой долей вероятности могут вернуться на прежнее место жительства и работать там по специальности.

Законопроект предлагает при условии успешного прохождения вступительных испытаний осуществлять зачисление вне конкурса лиц, принявших на себя обязательство отработать по направлению вуза не менее двух лет по полученной специальности.

Иванов и ряд его коллег считают, что новый законопроект позволит решить целый ряд довольно сложных задач: например, значительно сократить нехватку дипломированных специалистов в регионах, гарантировать трудоустройство выпускникам вузов, помочь молодежи из сельской местности получить высшее образование с условием возвращения на родину.

Для тех же студентов, которые по каким-либо причинам не захотят отрабатывать оговоренный срок по распределению, по мнению Сергея Иванова, необходимо разработать систему штрафов. Причем в идеале такой студент-отказник должен будет вернуть бюджету сумму, затраченную на его обучение.

В тоже время здесь есть целый ряд крайне спорных моментов как правового, так и чисто бытового характера. Так, зарплата молодого специалиста в СССР была хоть и невелика, но вполне позволяла вести нормальную жизнь и жизни этой радоваться. А какое содержание ждет выпускника нынешнего столичного (или крупного регионального) вуза сегодня, скажем, на почетной (и, конечно же, крайне необходимой) должности сельского учителя? Или хирурга в городской больнице одного из моногородов?

Кстати, стоит отметить, что еще в октябре 2010 года, выступая на встрече с делегатами Третьего съезда социальных работников и социальных педагогов РФ, Дмитрий Медведев (занимавший тогда должность президента) заявлял, что госраспределения выпускников вузов в России больше никогда не будет. "По поводу заказа и распределения: возврата к государственному распределению у нас не будет никогда", - сказал он, добавив, что "такого нет ни в одной стране мира, и мы себе эту роскошь позволить не можем". Впрочем, с тех пор мнение политика изменилось в отношении некоторых специальностей.

Back in USSR

У каждого взрослого гражданина СССР было право на труд. Сам не захочешь – без работы не останешься. В особенности это относилось к молодым специалистам, которые, были на вес золото как тогда, так и сейчас.  В последние месяцы обучения в вузе проводилась процедура распределения - спецкомиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

По распределению выпускник был обязан «оттрубить» три года, и лишь после этого мог сменить место работы (или остаться на ней) по своему усмотрению. Распределяемые на работу вне своего местожительства получали пособие на переезд, различные льготы и социальные гарантии. Спецы, уезжающие в регионы, обеспечивались жильем, и не только комнатой в общежитии, но иногда и отдельной квартирой. Таким образом, предприятия пытались не только создать для молодых работников комфортные условия, но и мотивировать их оставаться на месте распределения и после окончания обязательного срока. Интересно также, что молодого специалиста нельзя было уволить без специального разрешения министерства. Ещё один небольшой, но достаточно важный пункт: для тех выпускников, кто прошёл срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы.

Эта система действовала в Союзе  вплоть до его распада и регулировалась приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 220.

Когда  Советский Союз приказал долго жить и даже отдельные его субъекты взяли «столько суверенитета, сколько смогли проглотить», говорить о каком-то принудительном распределении свободолюбивых студентов стало довольно странно. Выпускники вузов стали абсолютно вольными птицами. Пошло ли им (и государству) это на пользу – вопрос уже другой.

Опыт соседей

Говоря в 2010-м о том, что обязательного послевузовского распределения не существует ни в одной стране мира, экс-президент Медведев несколько преувеличил. На самом деле, наши ближайшие соседи из братско-союзной Республики Беларусь до сих пор активно распределяют и распределяются на первые рабочие места.

В начале 90-х годов, когда существовавшая до того система распределения выпускников была фактически развалена, профсоюзы Беларуси выступили с предложением вернуться к практике централизованной формы трудоустройства молодежи после вузов. На тот момент это была крайне существенная проблема для всей страны.

Согласно действующему законодательству Беларуси, выпускники вузов и ссузов, получившие образование на дневной форме обучения за счет средств республиканского бюджета, обязаны отработать по распределению два года (выпускники профтехучилищ – один год). В противном случае они должны возместить государству средства, затраченные на обучение. В прошлом году обязательному распределению подлежали около 22 тысяч выпускников, и лишь около 6% из них получили право на свободное трудоустройство, остальные же были направлены на первое рабочее место. Если бывший «бюджетник» отказывается от работы, которую подыскало ему заботливое государство, он обязан выплатить деньги, затраченные на его обучение. Ранее это была сложная и достаточно муторная для выпускника система, однако за последние несколько лет ее удалось как следует отладить, и теперь вопрос оплаты можно решить еще до получения выпускником диплома.

У выпускников, которые сами платили за свое обучение, тоже есть возможность воспользоваться обязательным распределением, однако, в отличие от бюджетников, для них это право, а не обязанность. «Платники» распределяются уже по остаточному принципу, так что устроиться на самые «вкусные» места у них вряд ли получится.

- С одной стороны, есть нюанс, что молодой специалист может в начале своей карьеры попасть не совсем туда, куда хотел. Зачастую, получается ситуация, что молодой специалист хочет устроиться в частную фирму (не по профессии, конечно), а его обязывают отработать два года по специальности. Мы понимаем, что такие проблемы есть. С другой стороны, ему автоматически предоставляется место по специальности. Но эта система решает целый круг вопросов. Например, в тех областях, где молодые специалисты не слишком востребованы, работодатели уже фактически обязаны взять то количество спецов, которое в свое время заказали, – рассказывает о плюсах и минусах системы распределения заместитель председателя Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки Романа Дапиро. – Государство гарантирует каждому выпускнику госучреждения образования, прошедшему обучение за счет средств бюджета, первое рабочее место. Другое дело, что из каждой гарантии вытекают и другие правовые последствия. Для кого-то гарантия, конечно, оборачивается обязательством.

Как рассказал Дапиро, основной заработок выпускника, устроившегося по распределению, достаточно невелик – в области образования зарплата составляет около 200 долларов. Однако в бюджетной сфере – образовании, здравоохранении и ряде других отраслей – для молодого специалиста установлена доплата в размере одной тарифной ставки первого разряда и ряд других преференций в оплате труда. Да и многие работодатели через коллективный договор стараются финансово стимулировать молодняк, понимая, что удержание таких специалистов в их интересах. Выпускник, направленный на работу в населенный пункт, где не проживал ранее, может воспользоваться льготным кредитом на обустройство. А вот жилье многим «распределенцам», удалившимся от родного дома, приходится искать самостоятельно. Предоставление общежития или плата за аренду квартиры – это право нанимателя, а не его обязанность.

- Практику распределения трудно назвать стопроцентно хорошей или стопроцентно плохой, - считает заместитель председателя Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки. - Это достаточно неоднозначное явление, с которым нам как профсоюзу приходится мириться, заступаясь за тех людей, по отношению к которым этот институт действовал недостаточно лояльно. Вместе с тем, нельзя не признать, что для многих отраслей эта система является настоящим спасательным кругом.

У белорусских студентов и молодых специалистов складываются весьма разные мнения относительно обязательного распределения.

«За окном XXI век, а у нас распределение. Да еще и принудительное. В России, Украине слово «распределение» давно стало историзмом, а многим нашим студентам эта процедура снится в ночных кошмарах. Впрочем, кивать на соседей – дело дурное, но подглядеть иногда можно. Вдруг чему хорошему научимся? К примеру, критикуемый многими и многими же обожаемый Запад добился своего расцвета без распределений и указиловок – кому и где работать. Право выбора человека, в том числе и места работы, нужно уважать. На мой взгляд, это должно быть догмой», - считает молодой специалист Павел.

«Пусть по распределению отправят хоть в глухую деревню, но все же я буду зарабатывать себе трудовой стаж по избранной специальности. Самому найти нормальное место работы не так уж и просто, а тут, хоть небольшой, но гарантированный заработок… Уже хорошо!»  – пишет Molly.

«Моя работа по распределению началась с 1-го июля, несмотря на то, что официально с 1-го августа. 2 месяца проходят напряженно и впустую. Почему впустую? Да потому что работы нет как таковой. И зарплаты, соответственно, тоже. Место в офисе (как прописано в договоре) не предоставили. "Работай на дому, это ведь намного лучше", - твердо заявили мне», - пишет в своем блоге larik.

«Я обеими руками за то, чтобы было распределение. Ну, вот я, например, учусь в педагогическом вузе... дальше, думаю, объяснять не нужно. Какой процент среди выпускников идет в школу? Да маленький очень-очень! Процентов пять», - высказывается Sunny.

«Была бы нормальная система распределения – было бы меньше к ней вопросов. А у нас, как ее ни назови, хоть "распределение", хоть "заказ", все равно когда дело дойдет до получения диплома и выбора места работы, найдутся те, кто путем дерганья родственников со связями или методом конверта с деньгами выбьет себе распределение на хлебное место. И что в итоге? Работодатель через систему распределения получает не грамотных специалистов, а "специалистов", которым грамотнее удалось договориться. Действительно толковые выпускники, попав в какой-нибудь "отстойник" на окраинах цивилизации, вместо того, чтобы работать, "отрабатывают", и уже за полгода до окончания периода рабства уже имеют планы на новое рабочее место, куда оперативно спрыгивают при первой возможности. Конечно, не все так печально. Система все-таки работает. Но работает не потому, что она хорошая. А только потому, что к ней приспособились и научились ее использовать», - полагает Ensane X.

Множество других отзывов (как позитивных, так и негативных) можно найти на разных тематических белорусских форумах.

Сейчас в Белоруссии постоянно ведутся разговоры о том, что распределение должно быть скорее правом, чем обязанностью, либо применяться обязательно, но лишь в некоторых отраслях. Но внесение подобных поправок – дело довольно непростое, потому белорусским студентам вряд ли стоит ожидать каких-либо изменений в этой области в ближайшее время.

- Эта система хороша для компактной страны. У нас она неплохо отрегулирована, но даже здесь случаются сбои, - говорит Роман Дапиро. - Как она будет действовать в большой стране, я, честно говоря, даже не представляю. Наверное, в таких странах стоит применять обязательное распределение как некоторую гарантию для выпускников. Как право, а не обязанность. Для крупных предприятий это может быть востребовано, но то, что это будет востребовано в целом для экономики страны, основу которой представляет не государственный сектор, я, честно говоря, сомневаюсь.

А как это будет нам?

В профсоюзах России к системе распределения после вузов относятся, в принципе, неплохо, но считают, что до введения подобной системы необходимо как следует подготовить почву. То есть сперва гарантировать молодым специалистам нормальный уровень заработка и социальных гарантий на местах, а уж потом засылать их в глубинку.

- Для нас это, конечно, крайне актуальный вопрос, - говорит Михаил Кузьменко, председатель профсоюза работников здравоохранения РФ. – Необходимо укомплектовать кадрами сёла и маленькие города. У нас сейчас 150 тысяч врачей не хватает! Сразу такую кадровую брешь не закроешь, тем более многие, кто сегодня учился даже на бюджетной основе, идут, куда сами считают нужным. Кто в платную медицину, а кто и вовсе работать не по специальности. Но перед тем как отправлять молодого специалиста на рабочее место, необходимо создать ему определенные условия! Предоставить жилье, выделить серьезные «подъемные», одновременно с этим строить по регионам необходимую инфраструктуру, которой уже практически не осталось. Дело ведь не только в деньгах… Человек должен себя комфортно ощущать в том месте, где работает и живет.

По мнению Кузьменко, одной поправкой в закон молодого специалиста к месту работы не привяжешь. У того могут быть десятки причин, чтобы покинуть это место после окончания срока обязательной работы. Чтобы выпускники ехали в регионы и оставались там, необходимо решить целый комплекс проблем.

- На мой взгляд, это достаточно популистский шаг, для фракции или для одного человека, не более того. Речь здесь не идет о распределении. Никто не озабочен тем, чтобы распределять. Теоретически, абитуриент, поступающий по этой программе, использует возможность поступить без экзаменов, а после окончания должен будет два года отработать где-то на селе (по всей видимости, там, откуда он приедет), - считает Вадим Дудин, заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки. – Возможно, это такая неуклюжая попытка закрепить молодых специалистов за отдаленными регионами. Фактически депутаты лишь фантазируют и теоретизируют, что это поможет решить проблемы регионов с профильными специалистами, которые не очень туда стремятся.

Дудин считает, что говорить о какой-либо программе распределения имело бы смысл лишь в том случае, если бы в России была внятная программа прогнозирования потребности в кадрах на среднюю или долгосрочную перспективу.



Фотоработы Екатерины Соколовой (закрыт)
Фоторабота №1 (100%)
Проголосовало: 2

страницы: 12345678910

Код для вставки в блог
Код:
Превью:
solidarnost.org
02 10 2012

Распределяемся?

Вокруг да около Разговоры относительно возвращения обязательного распределения студентов после окончания высших учебных заведений на рабочие места то возникали, то затухали с тех самых пор, как подобная практика была отменена в 1991 году. Вновь эта...


Новости СМИ2


Киномеханика