Top.Mail.Ru
Статьи
Накоротке со студией

Портрет звукорежиссера наших дней

Накоротке со студией

Именитые группы и исполнители, начинающие музыканты рано или поздно сталкиваются с необходимостью запечатлеть свое творчество. О тайнах процесса записи и сведения песен, профессионализме и дилетантстве музыкантов рассказал звукорежиссер студии “Гигант Рекорд” Сергей Науменко, профессионально занимающийся записью 20 лет, пять из которых было посвящено сотрудничеству с группой “Ария”.

ВСТАТЬ НА КРЫЛО

- Сергей, расскажи, насколько сложно выучиться на звукорежиссера? Какая должна быть минимальная подготовка?

- В первую очередь должно быть призвание. В нашей студии в основном работают люди, которые не заканчивали никаких специальных курсов. Многие приходили как музыканты, а потом возникало желание попробовать себя в качестве звукорежиссера. Я в 1993 году закончил МАИ (факультет радиоэлектроники), а еще в школьные годы получил музыкальное образование по классу фортепиано, так что какая-то подготовка у меня была. К тому времени у нас с друзьями уже была своя группа и знакомые ребята, работающие в студии, которые охотно делились секретами профессии и позволяли иногда “посидеть на ручках” (за микшерным пультом). Вот так постепенно и проходило обучение, а года с 1996-го я начал работать самостоятельно, “встав на крыло”. Даже не верится: 20 лет уже! Между тем совершенствоваться приходится постоянно. Как и в других профессиях, мастерство достигается практикой.

- В чем заключаются особенности студийного помещения?

- В студии есть два основных помещения. Одно из них называется контрольной комнатой, в ней слушается все, что происходит в соседних павильонах, где играют музыканты. К этому помещению, где расположены мониторы, через которые идет прослушивание, - самые высокие требования. Там должны быть слышны все нюансы игры, при этом никаких паразитных отражений звука от стен быть не должно. Когда монтировали студию, помещение контрольной комнаты сильно уменьшилось в размерах за счет звукоизоляции стен и потолка (стены стали толще на метр, а потолок - на два). Это достаточно сложные конструкции, которые приходилось делать самим, но в итоге мы добились нужного результата. В павильонах с музыкантами все несколько проще. Там, конечно, тоже выполнена обшивка стен специальными материалами, но требования не столь высоки. Кстати, хочу дать небольшой совет тем любителям “high end” (высочайший класс звуковоспроизводящей аппаратуры), которые устанавливают такие комплекты дома. Никогда в бетонных стенах аппаратура не будет хорошо звучать, каких бы сумасшедших денег она не стоила.

ПРИГЛАСИТЬ ГИТАРИСТА METALLICA

- С чего начинается работа в студии? Приезжает группа на запись…

- Приезжает группа, которая хочет записаться. Сначала идет обсуждение материала. С опытными музыкантами все просто. Они четко знают, чего хотят, смотрят на наше оборудование в студии, а дальше мы совместно решаем, сможем ли мы качественно сделать работу. С молодыми коллективами сложнее. Многие, оказавшись впервые на записи, толком не знают, чего хотят. Мы прослушиваем материал и даем какие-то советы. Тут главное - найти взаимопонимание. Если это удается, работа упрощается. Но иногда бывает, что люди не хотят прислушиваться к нашим советам, мотивируя тем, что сами все знают. Приходится соглашаться, чтобы не нагнетать обстановку. Руганью в студии ничего не добьешься. И это точно не пойдет на пользу процессу.

- Бывает ли, что группа просит сделать звук, как у известных коллективов? Допустим, клиент говорит: “Хочу звучать, как Pink Floyd или Nirvana”.

- Такие ситуации случаются. У нас записывался гитарист, который где-то вычитал, что Боб Рок, продюсер группы Metallica, во время записи гитары Джеймса Хэтфилда использует семь микрофонов фирмы Neumann стоимостью три тысячи долларов каждый, и музыкант хочет, чтобы его гитара звучала именно так. На что мы резонно ответили: чтобы так звучать, нужно вызвать товарища Хэтфилда, который и сыграет, как Хэтфилд. А вообще - наличие семи микрофонов не даст никаких гарантий аналогичного звука. Тут, скорее, важны индивидуальные секреты музыканта: манера игры, оборудование, на котором происходит запись, гитарные усилители и многое другое. Pink Floyd и Nirvana стали знаменитыми исключительно из-за того, что они так играют. У хороших групп существует какая-то внутренняя магия, без которой нельзя выстроить аналогичное звучание для другого коллектива.

ЭМОЦИОНАЛЬНО МИМО НОТ

- А можно ли сделать хорошую запись, если человек не попадает в ноты или плохо играет?

- Поскольку все записывается на компьютер, современные технологии позволяют сделать очень многое. Есть специальные программы, которые позволяют “вытянуть” неправильно спетые ноты до нужного уровня. Главное, чтобы человек пел эмоционально, остальное - дело техники. Вокальные ноты можно заранее вбить в компьютер, а потом все, спетое мимо, привязать к правильным нотам. Это касается и других инструментов: можно исправить плохую игру барабанщика, но все-таки запись в итоге получится несколько “пластмассовой”, то есть звучит все правильно, но несколько натянуто. Профессионал поймет, что был тяжелый монтаж звука.

- Раз уж зашел разговор о компьютерах - на магнитной ленте сейчас пишутся?

- У нас есть в студии аналоговый профессиональный магнитофон, но к нему нет нормальной пленки. К сожалению, с наступлением цифровых технологий в мире закрылись почти все заводы, выпускающие пленку. Были попытки перенести производство в Китай, но выпускаемая там продукция оказалась низкого качества. После нескольких прокруток на магнитофоне практически весь магнитный слой такой ленты оставался на прижимном ролике, что приводило к резкому падению качества записи. Поэтому от пленки мы отказались. Компьютеры эту войну выиграли.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАЙ

- А насколько высоки требования звезд?

- Как правило, с ними работается легко, потому что они профессионалы. В моей карьере была такая солидная ступень, когда я в течение пяти лет работал с группой “Ария”. Ребята доходчиво могут объяснить, что хотят от звукорежиссера. С такими людьми сотрудничать комфортно. А вообще, все зависит от характера человека. Есть такая категория людей, которым не нравится все. Бывают случаи, когда на ровном месте возникают конфликты, связанные не только с процессом записи…

- Поделись историей!

- Как-то приехала записываться достаточно известная певица (не буду называть имени). В перерывах между записями она потребовала заварить какой-то особенный чай, которого у нас не было. Все-таки у нас студия, а не чайный салон (смеется). То, что мы услышали о себе после этого, состояло из непечатных выражений и грязной ругани. В комнате отдыха тогда сидела другая группа, ожидающая своей очереди… Было неловко перед ребятами. По-моему, тут было дело не столько в чае, сколько в желании обратить на себя внимание. А вообще, в студии есть помещение, где можно попить кофе или просто чая, погреть еду. Всех обычно это устраивает. Хочется чего-то особенного - приносите с собой.

О СТИЛЯХ И ЗАРПЛАТАХ

- Есть какая-то специфика работы “Гигант Рекорд”? Кто у вас пишется?

- Студия специализируется на рок-музыке, но бывает, что и панк-группы записываем, и джазовых исполнителей, и ска-группы (где помимо стандартного набора инструментов присутствует духовая секция). Многие рок-коллективы стали использовать в записях классические инструменты (скрипки, виолончели, альты и другие). Если такие музыканты органично вписываются в общее звучание группы - на выходе получается интересный материал. В студии для этого возможности есть.

- Расскажи о финансовой составляющей. Сколько стоит записать песню?

- Все зависит от конкретного случая, профессионализма музыкантов, сложности композиции и желаемого результата. Если музыканты играют хорошо, то со всеми настройками песня пишется часов семь-восемь, поскольку все делается последовательно: сначала барабаны (иногда вместе с бас-гитарой), потом остальные инструменты и вокал. Час работы в студии стоит порядка двух тысяч рублей. Далее идет процесс сведения песни. Цена такой работы начинается от 15 тысяч рублей и практически не имеет верхнего предела. Не трудно посчитать, что самая простая запись песни обойдется примерно в 30 тысяч рублей. Часто бывает так, что группы записываются у нас, а на сведение отправляют песни в престижные европейские студии. Очень приятно, когда зарубежные коллеги хвалят нас за качественную запись исходного материала.

- А у тебя как с заработком, кризис ощущается?

- До кризиса к нам выстраивалась очередь недели за две до записи, а сейчас бывает, что команда запишется на определенный день, а потом отменяет запись по причине нехватки денег, что, безусловно, сказывается и на нашей зарплате. В феврале-марте было совсем кисло - от двух до пяти тысяч в неделю. Скажу так, для семьи, состоящей из четырех человек, это одна поездка в “Ашан” за продуктами. Сейчас, наверно, тоже придется непросто: летом традиционно снижается количество клиентов - большинство музыкантов уезжает на гастроли. Стараемся как-то выживать. Относительно недавно у нас появилась услуга видеозаписи музыкантов.

АЛЬБОМ ЗА ТЫСЯЧУ

- Расскажи о каких-то курьезных историях. Часто случаются?

- Они случаются постоянно и, как правило, связаны с неопытностью музыкантов. Однажды к нам приехала группа, которая узнала, что час записи стоит 1500 рублей (такие тогда были цены). Ребята сказали, что у них альбом длится 42 минуты, и рассчитывали на то, что уложатся в 1100 рублей за все. А зачастую приезжает коллектив, который не сделал “домашнюю работу”: спели песню ребята втроем, потом вдруг выясняется, что двое спели нормально, а третий недотягивает по диапазону. Переписывать все - очень дорого. Начинаешь понижать строй общий песни, чтобы удобно было спеть, записываешь... Потом, при обратном повышении, голос как у Буратино становится, потому что искажается сильно. Делать нечего, так получилось. Отдают заказчику, заказчик говорит: “В итоге можете оставить один только буратинный голос, потому что это смешно”.

- Сергей, что бы ты посоветовал человеку, решившему выучиться профессии звукорежиссера?

- Основываясь на своем жизненном опыте, могу сказать, что люди, потратившие много времени и денег на специальные курсы звукорежиссуры, далеко не всегда становятся профессионалами. На курсах дают определенную базу знаний по работе со всевозможными программами, объясняют, как должны расставляться микрофоны и многое другое. Это все, конечно, здорово, но такое обучение не дает нужной практики, которая нарабатывается годами. Если вы хотите стать настоящим мастером, пытайтесь попасть непременно в работающую студию в качестве ученика. Пусть вам не доверят сразу отстраивать звук, но постепенно придет понимание, что и как должно работать. В процессе такой практики приобретаются необходимые навыки и знания, которые вы начнете применять, когда вам разрешат что-то попробовать сделать самому. Процесс этот не быстрый, но интересный. Не бойтесь сделать первый шаг.

Автор материала:
Алексей Алчевский - Накоротке со студией
Алексей Алчевский
E-mail: alchevsky@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал