Top.Mail.Ru
Статьи
Абонент временно недоступен

Что такое “право на отключение” и как оно закреплено в законодательстве разных стран

Абонент временно недоступен

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Развитие технологий повысило “связность мира”, сделало нас доступными друг для друга в любое время. А для многих людей выполнение рабочих обязанностей в режиме 24х7 стало едва ли не обязательным, чем и воспользовались работодатели. Но работники все чаще требуют предоставить им официально закрепленное право на личную жизнь, “право на отключение”. В некоторых странах эта норма закреплена законом. “Солидарность” разбиралась, как реализуется в разных странах право на нерабочее время.

ШАБАШ, ОПУСКАЕМ РУБИЛЬНИК!

О “праве на отключение” в очередной раз заговорили в конце августа, когда в Австралии приняли закон, по которому определенные категории работников получили право игнорировать звонки, СМС и сообщения в мессенджерах по рабочим вопросам в нерабочее время. Кстати, если босс продолжит названивать, сотрудник может обратиться в Fair Work Commission (Комиссия по справедливому труду), и, если звонки сочтут необоснованными, компанию оштрафуют, а руководителю официально запретят связываться с сотрудником в нерабочее время. Справедливости ради - отказ сотрудника от разговора тоже могут счесть необоснованным и обяжут его выходить на связь. Предусмотрены и штрафы: для сотрудника - до 19 тыс. австралийских долларов, и до 94 тыс. - для компании.

Австралия в данном случае вовсе не “передовик производства”. Проблемы, связанные с непрерывной доступностью, из-за которой размывается граница между личным и рабочим временем, осознают уже и в некоторых крупных компаниях, и в ряде стран. Последствия такой рабочей гиперподключенности еще не до конца изучены, но некоторые негативные факторы уже очевидны. Это снижение производительности труда из-за переутомления, эмоциональная нестабильность из-за нарастающих личных проблем, профессиональное выгорание.

Толчок к рассмотрению норм, жестче разграничивающих рабочее и личное время, дала пандемия коронавируса. В тот период резко возросло количество дистанционно работающих сотрудников, вынужденных непрерывно находиться на связи.

Пионером же жесткого разграничения рабочего и личного времени стала Франция. Там закон, гарантирующий неприкосновенность личного времени, приняли еще в 2017 году.

В 2021 году схожий закон приняла Португалия, где за звонки и сообщения в нерабочее время на компании налагается штраф.

В 2022 году уточнила свое законодательство и Бельгия. По новой норме, работодатель может побеспокоить сотрудника в нерабочее время только при “исключительных и непредвиденных обстоятельствах, которые не могут подождать до следующего рабочего периода”. Правда, на момент принятия закона не было разъяснено, что это за обстоятельства, и лазейка для работодателей оставалась.

А в 2023 году суд по трудовым спорам немецкой федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн тоже подтвердил право сотрудников не читать служебные СМС в нерабочее время. Кстати, особо это решение поддержала Конфедерация профсоюзов Германии.

Есть гарантии отключения и у сотрудников отдельных компаний. Причем некоторые компании действуют лобовым, практически механическим способом. Так, в Volkswagen доступ к рабочей почте сотрудника просто блокируют спустя полчаса после окончания рабочего дня.

ВСЕ ДЕЛО В КУЛЬТУРЕ

Выглядят все эти законодательные меры логично и, по идее, должны идти на пользу сотруднику. Но насколько они действенны? И нужно ли задумываться о продвижении аналогичных мер российским профсоюзам?

Секретарь ФНПР, руководитель правового департамента Яков Купреев считает, что такой необходимости нет:

- Надо понимать, что в российском Трудовом кодексе вопросам рабочего и нерабочего времени посвящены целые две главы. В кодексе дано совершенно четкое определение времени отдыха - это “время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению”. На этом определении и должны строиться все остальные акты, в том числе трудовые договоры.

Правда, указывает специалист, есть определенные категории работников, для кого могут потребоваться отдельные уточнения и указываться параметры доступности. Например, для сотрудников с ненормированным рабочим днем.

- Но и в этом случае все базовые нормативы указаны в Трудовом кодексе, в том числе продолжительность непрерывного отдыха. От них и надо отталкиваться при разработке договоров и инструкций. Любые же распоряжения, которые Трудовому кодексу противоречат, не имеют силы, - поясняет Купреев.

Схожей позиции по поводу законодательного регулирования придерживается и директор Центра внедрения клиентоцентричного подхода ВШГУ Президентской академии Максим Паратунов:

- Законодательство определяет рабочее время и время отдыха, но не регламентирует взаимодействие работника и работодателя вне рабочего времени. В теории, работодатель не имеет права требовать от сотрудника выполнения каких-либо обязанностей вне установленного рабочего времени без соответствующей оплаты. Однако на практике от многих работников ожидают постоянной доступности, особенно в сферах, связанных с IT, финансами или управлением. В ряде организаций, наоборот, в трудовых договорах прописывают ненормированный рабочий график, что де-факто означает готовность сотрудника быть на связи и выполнять задачи в любое время, включая выходные и праздничные дни. Это создает постоянное давление и нарушает баланс между работой и личной жизнью, что может приводить к выгоранию и снижению производительности труда, - говорит эксперт. И добавляет: - А на практике закрепленного “права на отключение” у сотрудников все-таки нет… Учитывая тенденции, закрепление “права на отключение” в России видится необходимым шагом для защиты прав работников. Но внесение соответствующей нормы в Трудовой кодекс требует вдумчивого участия всех заинтересованных сторон. В противном случае может получиться “как всегда”, и вреда может быть больше, чем пользы.

Кстати, ряд специалистов-практиков как раз сомневаются в эффективности исключительно законодательного регулирования. Сомнения эти лежат в первую очередь в области устоявшихся российских трудовых традиций.

- Законодательное регулирование взаимодействия работника с работодателем - это примерно такой же ход, как и ход табачных компаний, когда они лоббировали закон о запрете рекламы сигарет, - считает специалист по психологии продуктивного умственного труда, автор книг о системах продуктивности Максим Дорофеев. - Да, на словах все хотят, чтобы переработок не было. Но общественная, социальная система так устроена, что люди готовы пойти на серьезное изменение устоявшейся рабочей модели поведения тогда и только тогда, когда все остальные поступят так же. А то если я такой весь правильный и ухожу с работы вовремя, а мои коллеги не такие, то как минимум в своих глазах (а то и в глазах работодателя и коллег) я проигрываю. Так что есть шанс, что дополнительная гарантия “права на отключение” в ряде коллективов спровоцирует вал переработок. Сложнее всего будет с молодежью: конкуренция среди молодых высока, им надо выделиться. Как можно выделиться? Конечно же, нарушая правила. Есть правило “уходить домой вовремя”? Ну, вот пусть лохи нецелеустремленные и уходят.

Ряд аргументов приводит и руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов:

- “Право на отключение”, скорее всего, в большинстве коллективов останется пустой формальностью. Теоретическая возможность не брать телефон вряд ли перекроет просьбу начальника быть на связи в ответственный момент или регулярно. А если отказы сотрудника будут повторяться, работодатель заменит его более лояльным. Договоренности и принятые внутри коллектива нормы все равно будут превалировать. Аналогичная ситуация с переработкой: хотя официально задержки в офисе или работа в выходные должны отдельно вознаграждаться, в большинстве компаний такие переработки считаются нормой и не оплачиваются явным образом.

Таким образом, теория и благие намерения снова встречаются с суровой реальностью и практикой. Для профсоюзных же активистов высказанные мнения интересны хотя бы тем, что лишний раз напоминают: борьба за улучшение условий, внесенное в колдоговоры и в законодательные инициативы, безусловно, важна. Но столь же важна кропотливая, постоянная работа над совершенствованием культуры труда и изменением обстановки в коллективе. Тогда, может быть, и официальное “право на отключение” не понадобится.

Автор материала:
Макаренков Максим - Абонент временно недоступен
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика