Top.Mail.Ru
Актуальная тема

Актуальная тема

К чему приведут дополнения в «антипиратский закон»

К чему приведут дополнения в «антипиратский закон»Роскомнадзор общается с представителем разработчиков софта. Фото Ю.Рыженкова

С 1 мая в России вступила в силу новая редакция «антипиратского» закона. Поправки распространяют действие закона на музыку, книги и программное обеспечение, а также позволяют закрыть сайт-нарушитель навсегда. В интернете началась паника, ресурсы боятся попасть под блокировку. Утверждают, что в первоочередных списках на закрытие 700 сайтов. «Солидарность» собрала мнения о ситуации представителей всех сфер, на которые распространяется закон.

Анализ прошлого

С 1 августа 2013 года в стране уже действует «антипиратский» закон, правда только в отношении кино и телефильмов, то есть в отношении контента, который достаточно дорог в производстве, что делало потери от пиратства для производителей довольно существенными. Настолько, что убытки не давали развиваться отрасли. За это время было заблокировано всего 14 ресурсов. Определений от Мосгорсуда поступило 272, при этом половина из них была применена, то есть, правообладатели смогли договориться с пиратами.

- Тогда говорили, что закон – кошмар, что будет заблокирован "Яндекс", в интернете останется два - три сайта, но сейчас, по прошествии времени, мы можем сказать, что это было пугалкой, - комментирует на круглом столе по «антипиратскому закону» на Российском интернет форуме Олег Яшин, президент ассоциации по защите интеллектуальной собственности «Русский щит». По его мнению, с принятием расширенной версии закона никакого ужаса тоже не произойдет. Наоборот, он позитивно повлияет на отрасль.

С принятием закона ресурсы с интеллектуальной собственностью поделились на вменяемые и «отмороженные». И именно для борьбы со вторыми создавался закон. Он послужил стимулом к тому, чтобы правообладатели начали общаться с представителями площадок, даже теми, которые позиционируются как злостные пираты, не идущие ни на какие переговоры. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский доволен тем, что наиболее крупным интернет-площадкам удалось подписать с правообладателями меморандум, в котором прописаны основные принципы досудебного решения споров. Эти принципы сейчас легли в основу новой версии законодательства.

Впервые в законе закреплена процедура досудебной медиации, когда правообладатель может напрямую обратиться к владельцу сайта и потребовать удаления противоправного контента, и только если сайт не идет на уступки правообладателю, включается процесс с участием Мосгорсуда и Роскомнадзора, который грозит «пиратскому сайту» очень серьезными санкциями.

Августовкий закон оказал благотворное влияние не только на кино и телеиндустрию, но и на те отрасли, на которые он еще не распространялся.

- Для меня стало показателем, что в 2014 году основной пиратский библиотечный триумвират («Флибуста», «Либрусек», «Куллиб») начал удалять книги по жалобе правообладателей. Это означает, что блокировка оказалась тем самым пугающим моментом. Развитие сети идет к тому, что полностью «черные» ресурсы занимают свой отдельный уголочек, а чтобы быть массовым посещаемым ресурсом, нужно соблюдать законы, - поясняет Яшин. - Трекер работает не на конкретной позиции, а на массовость. Чем больше раздач и раздающих – тем трекеру лучше. И ему гораздо проще удалить небольшое количество фильмов (около 400 за все время), оставив другие.

Также, по его словам, на многих ресурсах решилась проблема с игнорированием писем правообладателей. Если раньше такое письмо могло рассматриваться неделями или попасть в спам, то сейчас боятся, что там окажется письмо Роскомнадзора, и после этого в спам попадет сам ресурс.

Суть поправок

В соответствии с поправками к закону, которые вступили в силу 1 мая 2015 года, Роскомнадзор может блокировать доступ к сайтам не только с нелегальным видеоконтентом, но и другими объектами авторских прав: книгами, музыкой и программным обеспечением, исключением стала фотография. В новой редакции «антипиратский закон» предусматривает возможность решения споров с правообладателем, не дожидаясь вердикта суда. Но если ресурс дважды нарушил права интеллектуальной собственности, то доступ к нему могут заблокировать навсегда.

- Это закон о необходимости договариваться, - говорит начальник правового управления Роскомнадзора Борис Едидин. - Закон предусматривает возможность ограничения доступа к интернет-ресурсам на основе решения Мосгорсуда, которое передают в Роскомнадзор для того, чтобы тот начал техническую процедуру ограничения. На каждом из этапов есть возможность не допустить блокировку, выполнив законные требования лица, которому принадлежат права. Этот механизм предполагает обязательное обращение Роскомнадзора к владельцу площадки с уведомлением о необходимости выполнений решений суда. И только невыполнение этих требований влечет запуск механизма блокировки.

Внесудебный порядок предполагает реакцию владельца сайта в течение 24-х часов после получения соответствующего заявления. И тут владельцы сайтов часто совершают много ошибок, зачастую по незнанию. Например, запрашивают дополнительную информацию, теряя время, и через 24 часа попадают под блокировку. Тогда как нужно убрать спорный контент, и после этого, если владелец считает претензию необоснованной, разбираться с правообладателем. Но при этом сайт будет работать.

Что будет пользователю, который потребляет «пиратский контент»? Ничего. Представители всех индустрий, а также Роскомнадзор в один голос заявили, что работают исключительно против бизнеса, который зарабатывает деньги на распространении чужого контента. И в нашей стране никакого наказания для пользователя не предусмотрено. В отличие от некоторых других стран.

Например, в США, если провайдер замечает нелегальное скачивание, пользователю высылается предупреждение, а после шестого такого предупреждения следуют санкции на усмотрение провайдера. В Великобритании есть возможность отключать без решения суда доступ к интернету нарушителям, многократно уличенным в незаконном распространении объектов авторского права. В Японии за скачивание «пиратской» продукции можно попасть в тюрьму на два года или заплатить штраф в размере 2 млн иен (около 20 тыс. долларов).

- Принцип, который заложен в российском законе: пользователь не должен нести ответственность за то, что он скачивает нелегальный контент. Есть люди, которые на этом зарабатывают – это площадки, которые монетизируют ворованный контент, и ответственность должна наступать в момент извлечения коммерческой прибыли. Пользователь по нашим законам не несет ответственности и, думаю, этого и не будет, - добавляет пресс-секретарь Роскомнадзора.

Кому выгоден закон

Дмитрий Соколов, директор некоммерческого партнерства «Поставщиков программных продуктов» уверен, что выиграют от «антипиратского закона» все. Во-первых, цена программного обеспечения снизится за счет расширения рынка, которое Соколов прогнозирует в ближайшие 1,5 - 2 года. Во-вторых, легальный контент – это безопасность пользователя. Например, по запросу «скачать Windows 7» лишь в 5% случаях можно получить безопасную программу.

- Робин Гудов в сети давно нет. В основном, это категория людей, которая давно научилась монетизировать страсть к чему-то такому, - поясняет Соколов. - Мошенники применяют различные схемы для выкачивания денег пользователей: смс-схемы, фишинг (воровство паролей), кража реквизитов банковских карт и многие другие. - Да, часть людей в состоянии распознать данные схемы и минимизировать последствия, но у нас в стране 60 млн пользователей, и вы думаете, они все настолько технически грамотные? Ничего подобного. Это же реальная угроза для них.

И в-третьих, страна получает свой профит. Это и развитие информационных технологий, и национальная информационная безопасность, и увеличение сбора налогов. По оценке Соколова, в целом сегмент IT может быстро довести свою долю в ВВП до 4%.

- Пираты – это почти всегда мошенническая схема регистрации ресурса и уход от налогов с доходов, - добавляет Олег Колесников, директор НП АЗАПИ (Агентство по защите авторских прав в интернете). - Если «приглушить» пиратские сервисы – смогут нормально развиться не-пиратские и обеспечить пользователей тем же самым контентом, при этом с заведомо лучшим качеством.

У пользователя, купившего книгу, например, на «Литресе», доступ к ней пожизненный, то есть предполагается, что эта книга представляет для человека ценность. «Пиратская» модель предполагает, что ценность контента равна нулю. Завтра этой книги у них может не быть, зато появится куча новинок. Такая модель взращивают потребителя, ценящего не конкретный контент, а только доступ к нему. Применительно к книгам такой подход убивает Литературу с большой буквы. Уже сейчас некоторые авторы перестают писать именно из-за этого.

- Критерий востребованности в этой системе таков: создание шедевров – неправильное занятие, создавать надо не шедевры, а новинки: при меньших затратах они более востребованы. Мне лично, субъективно, эта позиция не близка, - говорит Колесников.

Ему вторит и Ампелонский:

- Когда вы ругаете уровень российского кино, надо держать в уме, сколько раз вы скачивали это российское кино с торрентов и радовались, что удалось это сделать бесплатно.

Что делать

Самая большая проблема в связи с этим законом возникнет у так называемых UGC-ресурсов, то есть площадок, которые предоставляют пользователям возможность загружать и распространять контент. Это, например, соцсети «В Контакте» и «Одноклассники». Ведь ответственность несет не пользователь, а ресурс, а ресурс в принципе не может знать и отследить, что загружает пользователь. Общий объем контента колоссальный – только видеозаписей свыше 1 млрд. А с 1 мая вводится понятие рецидива. Получается, что однажды кто-то загрузил «пиратский» продукт, правообладатель его удалил, после чего пользователь еще раз загрузил его же, и площадка попала под постоянную блокировку. Исполнительный директор компании WebKontrol Юрий Вопилов рассказал, как это можно предотвратить:

- Здесь надо использовать технические средства. Мы сейчас тестируем технологию распознавания контента по содержанию. Не по названию, не по размеру, а именно по содержанию. Будут реализованы системы, которые позволяют работать с картинками и аудиофайлами, есть система, которая позволяет распознавать видеоконтент по содержанию с учетом разной трансформации контента: например, изменения цветности, наложения субтитров. Такие системы позволяют предотвращать загрузку запрещенного контента.

Но можно пойти и по более сложному, однако перспективному пути.

- До сих пор не стыдно у себя на странице в «Фейсбуке» написать: «О! на торрентах появилось четыре {украденных} серии «Игры престолов», я посмотрел!» Это должно стать стыдно. 10 - 15 лет назад в России считалось круто ездить не пристегнутым за рулем. Это поменялось за год. Должно стать «не круто» пользоваться «пиратской» продукцией, - предлагает Ольга Филипук, директор по контенту онлайн-кинотеатра ivi.ru. Она уверена, что это реально.

 

 

Назад в раздел: Актуальная тема

Юлия Рыженкова
Подпишитесь на
электронную версию газеты
Подписаться
Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
Яндекс Новостях
Добавить

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно





Новости СМИ2


Киномеханика