Top.Mail.Ru
Актуальная тема

Актуальная тема

комментариев 11

Спляшут ли профсоюзы на похоронах Маргарет Тэтчер

Спляшут ли профсоюзы на похоронах Маргарет ТэтчерМаргарет Тэтчер, 1989 год. Фото Reuters

 

8 апреля в возрасте 87 лет умерла «железная леди», экс-премьер Великобритании Маргарет Тэтчер. Лидер партии консерваторов, она известна своими жесткими мерами, особенно по отношению к британским профсоюзам. До сих пор трейд-юнионы не могут простить ей законы о запрете забастовок солидарности, запрет вступления в организацию, а также закон об обязательном предупреждении в случае забастовки. 
 
В сентябре прошлого года в Британии даже разразился скандал: на съезде Конгресса профсоюзов в городе Брайтон можно было за 10 фунтов купить футболку, запечатанную в пакет, надпись на котором гласила «В случае смерти Тэтчер открыть упаковку и надеть футболку немедленно». На самих футболках было два принта: «Хэй-хо, ведьма умерла» и «Участники профсоюзного движения спляшут на могиле Тэтчер». 
 
В ночь на вторник в Брикстоне, Лидсе, Глазго и на Трафальгарской площади в Лондоне отмечали смерть Тэтчер как праздник. В Глазго около двух сотен человек провожали «железную леди» плакатом «Динь-дон, ведьма мертва». В Facebook была запущена кампания под таким лозунгом, призывающая вернуть в музыкальные чарты песню 40-х годов из фильма «Волшебник страны Оз» с аналогичным названием (Ding-Dong! The Witch Is Dead!).
 
Не обошлось без столкновений с полицией. В Бристоле участники «празднеств» стали закидывать сотрудников правоохранительных органов бутылками, и те для разгона манифестантов воспользовались дубинками. 
 
Не удивительно, что ее так не любят профсоюзы: 1970-е и 1980-е годы проходили под знаком жесткого противостояния шахтеров и власти, причем власть под руководством Маргарет Тэтчер одержала победу. И хотя обычно мы не публикуем по второму разу уже вышедшие в газете статьи, в этот раз решили сделать исключение. Предлагаем вашему вниманию исторический материал о крупнейшей шахтерской забастовке, о борьбе профсоюзов с «тэтчеризмом».
 

Предпосылки конфликта. Правительство Эдварда Хита

Британская политическая жизнь после Второй мировой войны напоминала маятник, качавшийся то “влево”, то “вправо”. Что, в общем-то, немудрено.
 
Из войны Британия вышла победительницей - но слишком уж дорогой ценой. Экономика страны от непомерных расходов на “оборонку” фактически была подорвана. Британскому правительству пришлось брать миллиардные займы у США и даже у собственного доминиона - Канады. Разгребать “авгиевы конюшни” кризиса пришлось правительству лейбористов - поскольку консерваторов, остававшихся в большинстве у власти во время войны, смели первые же выборы мирного времени.
 
Лейбористы, чтобы вывести страну из депрессии, начали национализацию экономики - рецепт, уже опробованный в Британии в годы Первой мировой. Конечно, делалось это не большевистскими темпами - но все-таки жизненно важные отрасли экономики страны оказываются в конце сороковых - начале пятидесятых под контролем государства. Угольная промышленность также подверглась частичной национализации.
 
Власть взяла курс на “государство всеобщего благоденствия” и полную занятость населения. Правда, британцев при этом поставили перед необходимостью умерить потребительские аппетиты - под контроль, в частности, был взят ввоз импортных товаров. Как показала история, британцы от такой политики скоро устали - и к середине пятидесятых “правые” получили в парламенте большинство.
 
Вновь у кормила лейбористы оказались в 1964 году - но продержались на сей раз всего шесть лет. Экономика вновь поползла вниз, зато все большими темпами росла инфляция; в это время была окончательно похоронена Британская империя, что вызвало отторжение у части “правых”. При этом правительство поддержало американцев во Вьетнаме, а это, в свою очередь, не могло не возмутить “леваков”... Внешний долг страны между тем по-прежнему оставался огромен, и правительству пришлось пойти на “затягивание поясов” в социальной сфере. В итоге на выборах 1970 года консерваторы получили большой перевес.
 
Новое правительство во главе с Эдвардом Хитом вновь ослабило рычаги государственного влияния на экономику, вскоре получив в ответ на это рост безработицы. Параллельно консерваторы активно пытались ввести Британию в европейское экономическое пространство - только вот эффект от этих попыток на кошельке простого британца сказался весьма негативно. Так, цены на продовольствие в стране, чтобы выровнять их с континентальными, пришлось серьезно повышать - в том числе введением очередных пошлин. Параллельно, чтобы справиться с инфляцией, консерваторы ограничили рост заработной платы в стране...
 
По уровню влияния тред-юнионов Британия в то время оставалась в европейских лидерах: в профсоюзах тогда состоял, пожалуй, каждый второй работающий британец... Немудрено, что на фоне непопулярной экономической политики именно по профсоюзам был почти сразу нанесен жестокий удар - “Акт об отношениях в промышленности” 1971 года. Отныне профсоюзам требовалась обязательная регистрация, незарегистрированные же союзы, фактически, оказывались вне законодательного поля. Кроме того акт запрещал проводить стачки солидарности.
 

Нет бензина - и угля не будет!

Но ограничения на деятельность профсоюзов не помогли. Зимой 1972 года с требованием повысить зарплаты на 43% вышли горняки. Со времени поражения 1926 года (см. “Солидарность” № 26, 2012) это было первое серьезное выступление шахтеров.
 
Забастовка началась 9 января. В Уэльсе, важнейшем центре угледобычи, закрылось 135 шахт - как государственных, так и частных. Демонстранты стали пикетировать электростанции, работающие на угле, докеры в знак поддержки бастующих отказались отгружать уголь - мало того, демонстранты под руководством NUM попытались и вовсе перекрыть перевозку топлива по стране. Дефицит угля вызвал, в свою очередь, недостаток электроэнергии, так что через месяц после начала акции правительству пришлось идти на крайние меры: в целях экономии объявлять в стране чрезвычайное положение и ограничивать работу большинства предприятий тремя днями в неделю. В итоге правительству пришлось пойти на серьезные уступки - и, наконец, шахтерам и руководству удалось сойтись на примерно 20-процентном повышении. Забастовка была прекращена - но осадок остался. Вновь конфликт разгорелся, когда в октябре 1973 года Европу поразил энергетический кризис, который по воздействию на европейские экономики порой сравнивают с Великой депрессией 1929 года.
 
Началось все с того, что арабские страны - члены ОПЕК решили наказать Запад, оказавший поддержку Израилю в “войне Судного дня” введением нефтяного эмбарго. Само эмбарго Британию затронуло лишь частично - благо консерваторы незадолго до того сократили помощь израильтянам, - и главный удар нефтяного дефицита пришелся по странам континента. Но резкий рост цен на “черное золото” никто не отменял. Соответственно, дорожают и другие энергоносители. Угольщики, памятуя о том, как перебои с углем могут сделать работодателей и чиновников сговорчивее, в очередной раз решили не соглашаться на предложенное им незначительное повышение зарплат - ведь инфляция в стране продолжает расти. В качестве дополнительного аргумента они в этот раз выбирают отказ от сверхурочных работ - такое решение NUM принял 13 ноября 1973 года.
 
Топлива к тому времени в стране начинает не хватать. В Британию будто бы вернулось военное время: бензин для автовладельцев только по карточкам. А тут еще и электростанции топить нечем... Уже в декабре правительство Хита вновь вынуждено вводить режим чрезвычайной ситуации. Для коммерческих потребителей электроэнергии поставки ее были снова ограничены тремя днями в неделю - чтобы сократить расход остающихся в стране запасов топлива... Соответственно, работники этих предприятий автоматически получали сокращенную рабочую неделю. Меж тем в начале 1974 года шахтеры перешли уже к полномасштабной национальной забастовке.
 
На этом фоне в стране стартовали очередные выборы, на которых консерваторы ожидаемо проиграли...
 

Катастрофа 1985 года. Правительство Тэтчер

...Чтобы вернуться к власти в 1979 году, уже с приставкой “нео-” и во главе с “железной леди” Маргарет Тэтчер. Все семидесятые годы для угольной промышленности Великобритании были относительно мирным временем - несмотря даже на постепенное сокращение производства: забастовка 1974 года заставила Национальное угольное бюро в очередной раз серьезно (отдельным категориям - на 25%) увеличить зарплаты шахтеров и прописать им немалые социальные гарантии, в частности, компенсации за профессиональные заболевания.
 
Но в начале восьмидесятых все изменилось. Во-первых, правительство объявило о прекращении соглашения 1974 года, а во-вторых, неоконсерваторы подготовили проект крайне жесткой рационализации угольной отрасли. Закрытию подлежало 20 разработок, а под сокращение подпадало, соответственно, около 20 тысяч рабочих мест - всего нерентабельными было признано больше 10% разработок. Между тем во многих небольших городках шахты были основными источниками работы для населения. Не напоминает наши моногорода? План закрытия шахт был оглашен в марте - а в апреле шахтеры начали бастовать. Так начался самый масштабный трудовой протест в британской истории.
 
Демонстранты выставили около 5 тысяч пикетов по всей стране, пытаясь противодействовать перевозке топлива и работе штрейкбрехеров - но столкнулись с крайне жестким противодействием со стороны полиции. За время забастовки было арестовано свыше 10 тысяч человек; говорят, правительство привлекло к подавлению протестов даже армию - во избежание излишнего шума, впрочем, переодев солдат в полицейских.
 
Столкновения пикетирующих по всей стране забастовщиков с полицией были подчас весьма жестоки. Примером тому может случить инцидент, произошедший 18 июня 1984 года возле Оргривского коксового завода у города Ротерхэм, получивший говорящее название “Оргривская битва”. Пикетчики, пытавшиеся помешать штрейкбрехерам отгружать кокс, были жестоко избиты конными полицейскими - несколько человек получило серьезные травмы.
 
Были и жертвы: слишком велик был накал страстей. Так, 20 ноября того же года был убит Дэвид Уилки, таксист, подвозивший на работу шахтера, не участвовавшего в забастовке: в стекло его кэба бросили кусок бетона. Забастовка унесла и другие жизни - всего около 10 человек.
 
Борьба, в сущности, приобрела уже не только экономический, но и символический характер. Кто победит в неравном споре - жесткая антипрофсоюзница Тэтчер, объявившая забастовщиков “внутренним врагом”, или сильнейший профсоюз Британии?
 
Ожесточенное противостояние зашло в тупик.
 
Тэтчер умела учиться на ошибках своих предшественников: памятуя о том, как топливный кризис свалил правительство Хита, и понимая, что без забастовки дело на сей раз вряд ли обойдется, она заранее обеспечила угольные запасы на случай протестов. Поэтому как ни старались забастовщики парализовать работу электростанций, у них это в полной мере не вышло. Кроме того, руководители NUM допустили стратегическую ошибку, не проведя единого голосования перед объявлением забастовки. В итоге на части шахт акцию решили не поддерживать.
 
Итог акции оказался обескураживающим - продержавшись почти год, невиданное доселе время, 3 марта 1985 года шахтеры вернулись в забои, не получив ничего. По авторитету NUM был нанесен сокрушительный удар. Как тут обойтись без отсылок к уже описанной нами в свое время - и закончившейся таким же поражением - забастовке 1926 года? Итог был такой же - сокращение добычи и резкое ухудшение состояния части шахт из-за года простоя, массовые увольнения... За последующие полтора десятилетия мощности британского углепрома сократились в несколько раз.
 
События 1984 - 1985 годов до сих пор воспринимаются как крайне важная веха в профсоюзной истории - как пример не только поражения, но и стойкости.
 
“Тот факт, что спустя столько времени после событий 1984 - 1985 годов все еще есть нужда выставлять забастовку в виде “печальной и поучительной истории”, а ее лидеров - как пример “напрасного самообмана”, говорит нам о ценности стоического самопожертвования горняков и о потенциальной силе радикального профсоюзного движения”, - писал по этому поводу британский журналист-левак Шеймас Милн. И мы с этим согласны.
 
 

Назад в раздел: Актуальная тема

Юлия Рыженкова
Подпишитесь на
электронную версию газеты
Подписаться
Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
Яндекс Новостях
Добавить

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Елена
17:51 от 15.04.2013
нужно иметь уважение к умному и сльному противнику. А пляски на могиле - лишь показатель низкого уровня культуры и ума. тем более, что это не победа.
Александр
22:39 от 15.04.2013
Расскажите это тысячам британцев, оставшихся, благодаря её потрясающему уму, без работы и заработка.
Радуются-то не в России, в основном (что тоже можно было бы понять), а именно в Британии.
Елена
12:05 от 16.04.2013
И что им теперь лучше жить, чем при Тэтчер? То-то опять бастуют...
Что касается России - ну давайте тоже спляшем на могилах наших бывших руководителей, только поможет ли это нам?
Александр
13:26 от 16.04.2013
Долгое время жилось лучше. Пока в 2010 вроде бы году к власти вновь не пришли консерваторы.
Александр Шершуков
18:39 от 15.04.2013
нужно ли уважать умную и сильную сволочь?
я вот например Гитлера не уважаю.
конечно Тэтчер - не Гитлер, но принцип тот же - социал-дарвинизм с примесью национализма.
Землянин
20:13 от 15.04.2013
К сожалению, сволочь, умной назвать, у меня язык не повернётся. Она и в Африке сволочь, только чёрная.
Татьяна
19:09 от 13.04.2013
Просто подождали на берегу Темзы и труп Тэтчер всё-таки проплыл мимо них.
Ирина
10:42 от 10.04.2013
а в каком номере была эта публикация?
Александр Кляшторин
12:23 от 10.04.2013
Ирина, основная, историческая публикация выходила в №41 (07/11/2012)
русский
20:35 от 09.04.2013
Дибилизи профсоюзов Британии на лицо
Александр Кляшторин
20:37 от 09.04.2013
С чего бы?

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно





Новости СМИ2


Киномеханика