Фрагмент фото с сайта www.melmashservis.ru
В России могут продлить сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. По спорам об увольнении срок обращения может быть увеличен до трех месяцев, а по иным видам споров - до шести. Заксобрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму соответствующий законопроект, разработанный по инициативе профсоюзов.
Сейчас по ст. 392 ТК работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав. А по спорам об увольнении он может подать в суд только в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо трудовой книжки.
Законопроект предлагает увеличить сроки для обращения работника в суд по спорам об увольнении до трех месяцев, а по индивидуальным трудовым спорам - до шести.
По мнению авторов, законопроект разработан с учетом позиции профсоюзов и юридической практики по делам об индивидуальных трудовых спорах. Он направлен на защиту прав и законных интересов наемных работников. Нормы трудового законодательства должны исходить из интересов всех участников трудовых отношений. Сейчас норма, устанавливающая месячный срок обращения в суд по спорам об увольнении, учитывает лишь интересы работодателя. Процедура обращения в суд сопряжена с большими затруднениями для человека, лишенного специального образования и практических навыков. При этом “контр-агент” - работодатель имеет в штате организации как минимум квалифицированного юриста, а обычно - целый юридический отдел, специалисты которого могут эффективно отстаивать интересы работодателя в гражданском процессе. Чтобы реализовать права на обращение в суд, работнику требуется много времени (попытки переговоров с работодателем, подготовка искового заявления, истребование необходимых доказательств, поиск денег для оплаты услуг и т.п.).
Есть и еще одно обстоятельство: органами, уполномоченными восстанавливать нарушенные права работников, в частности являются прокуратура РФ и государственные инспекции труда. Нередко работник, трудовые права которого нарушены, обращается именно в эти органы, а не в суд. Эта “традиция” обусловлена легкостью процедуры (по сравнению с судебным порядком) и более короткими сроками рассмотрения обращений работников прокурорами и госинспекторами труда. Но далеко не все индивидуальные трудовые споры успешно решаются в досудебном порядке. И во многих случаях права и интересы работника в итоге страдают именно потому, что ни прокурор, ни трудинспекция не смогли разрешить проблему работника по существу.
Наконец, по ст. 12 закона “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” письменное обращение, поступившее в госорган, муниципалитет или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. (Иногда чиновники могут продлить срок рассмотрения обращения еще на 30 дней.) С учетом этих факторов и долгого времени, которое уходит на составление работником обращения (жалобы), его пересылку и получение ответа, - один лишь процесс переписки с органом власти может занять до 4 месяцев. Работник в итоге опаздывает с подачей в суд и остается “на бобах”. (Если, конечно, не случится чудо, и госинспектор труда или прокурор не восстановят своей властью нарушенное право.) Правда, срок подачи в суд по трудовому спору, согласно ч. 3 ст. 392 ТК, может быть увеличен по уважительным причинам. Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 17.03.2004 изложил “закрытый” перечень уважительных причин пропуска срока: “болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие неодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи”. Однако чиновничья волокита уважительной причиной пропуска срока обращения в суд не считается.
Против законопроекта уже выступили работодатели и ряд экспертов, в том числе специалисты Правового управления аппарата Госдумы. По данным источников “Солидарности” в аппарате ГД, если законопроект не поддержат и в правительстве, он вполне может быть отклонен палатой. Противники проекта исходят из “презумпции виновности” работника. Их аргументы сводятся к тому, что работник, дабы “сорвать” с работодателя побольше, обязательно станет “тянуть резину” до последнего, затягивая с оформлением и подачей жалобы. И сможет гораздо дольше не уведомлять работодателя о своих “подрывных” намерениях...
По мысли экспертов ПУ аппарата ГД, нынешние сроки обращения в суд, установленные в ТК, более короткие по сравнению с предусмотренными для других гражданских дел, чтобы ускорить процесс, то есть в интересах всех сторон. Ведь “одним из основных принципов порядка рассмотрения трудовых споров является быстрота их разрешения”... Это правило эксперты подтверждают нормами статьи 154 ГПК, по которым гражданские дела суд рассматривает и разрешает в течение двух месяцев со дня поступления заявления, а дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются в течение месяца.
Думские эксперты-правовики напоминают, что если сотрудник выигрывает спор, его не только восстанавливают на работе - в его пользу также взыскивается средний заработок за весь период вынужденного прогула. Поэтому с предлагаемым продлением сроков обращения в суд увеличивается период вынужденного прогула уволенного работника и, как следствие, подлежащий взысканию в его пользу средний заработок. Из этого делается вывод, что “типовой” станет ситуация, когда работник, зная о возможности подачи заявления в суд о восстановлении на работе не в течение одного месяца, а в более долгие сроки, будет обращаться за защитой своих прав в последний момент. Например, в последний день трехмесячного периода. Это приведет к увеличению не только периода вынужденного прогула, но и суммы, подлежащей выплате работнику. Что крайне огорчит “соцпартнеров”. Этот же подход (непременное злоупотребление правом со стороны работника) “проецируется” и на обращения работников в суд по иным индивидуальным трудовым спорам, например, в случае взыскания с работодателей невыплаченных денежных сумм. Увеличение периода обращения в суд с трех месяцев до полугода автоматически повлечет увеличение суммы, подлежащей взысканию в пользу работника за каждый день задержки выплаты.
Согласно ст. 236 ТК, “при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно