Сергей Витте. Фрагмент эскиза И. Репина. 1903 год
115 лет назад, в 1899 году, министр финансов Сергей Витте представил Николаю II свой знаменитый Всеподданнейший доклад, в котором убедительно защищал основы проводившейся им экономической политики (прежде всего таможенный протекционизм). 85 лет назад, 7 ноября 1929 года, вышла статья Иосифа Сталина “Год великого перелома”. А 35 лет назад, в 1979 году, появилась песня на слова Андрея Макаревича “Поворот”...
На момент, когда все ждут серьезных изменений в жизни России, нет ничего более актуального, чем анализ успехов и неудач наших предшественников. Тем более что в конце XIX века и в 1930-е годы наша страна развивалась самыми быстрыми темпами.
Реформы, давшие серьезный толчок развитию экономики нашей страны, начал в 1892 году Сергей Юльевич Витте, ставший министром финансов России. Витте определил цель реформ: с помощью жесткой протекционистской политики обеспечить создание национальной промышленности. Что, кстати, не изолировало страну, а позволило привлечь к участию в ее развитии иностранных инвесторов.
Заслугой Витте является и проведение им в 1897 году денежной реформы. В результате Россия вплоть до 1914 года получила устойчивую, обеспеченную золотом валюту. Это способствовало усилению в стране инвестиционной активности (объем инвестиций перед Первой мировой войной был в 10 раз больше, чем в начале 1890-х годов). Что важно: внутренние займы росли быстрее внешних и превышали их. Россияне поверили в свою валюту и вкладывали деньги внутри страны.
Не будучи в принципе противником крупного дворянского землевладения, Витте справедливо считал, что успешным оно станет только при условии индустриального развития страны и, соответственно, масштабной промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.
Он ввел винную монополию, главной целью которой была необходимость обезопасить народ от спаивания и разорения темными дельцами. Это нововведение в 1913 году приносило почти 30% государственных доходов, ранее, как и сейчас в России, уходивших в другие карманы.
По его инициативе был принят закон против ростовщичества. Состав преступления возникал при превышении 12% годовых по ссудам.
А еще была тарифная реформа, которая привела к увеличению грузооборота и росту валовой доходности железнодорожных предприятий.
При этом во всех случаях главным инвестором на прорывных направлениях развития хозяйства страны было государство. Например, строительство железных дорог велось преимущественно за государственный счет, либо они выкупались казной у частных строителей. За время работы Витте министром финансов протяженность железных дорог в России увеличилась почти вдвое. Появилась уникальная Транссибирская магистраль, стали осваиваться новые экономические районы, в Сибирь отправились переселенцы. К 1900 году Россия вышла на лидирующие мировые позиции по добыче нефти.
Кроме этого при активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности закон об ограничении рабочего времени на предприятиях. А к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием три политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений.
Реформы поддержал Александр III, по инерции они продолжались и при Николае II, к которому 115 лет назад, надеясь на развитие достигнутого, обращался Витте. Однако новый царь имел свои мысли о путях развития страны. Инерции преобразований хватило на полтора десятилетия...
В советское время к концу 20-х годов стало очевидно, что нэп не оправдывает надежд, на него возлагавшихся. Новый класс бизнесменов не стал инвестором: их деньги шли в основном в торговую и финансово-банковскую сферу. Не произошло перелома в сельском хозяйстве - туда не пришла современная техника: частнику, “кулаку” нерентабельно было приобретать трактора. Возможностей резко увеличить производство товарного зерна не было... Дисциплина, в первую очередь трудовая, была на ужасном уровне, как и образование. Перспектив сломать эту тенденцию было мало.
Обострилась международная обстановка. В 1927 году были совершены нападения на торгпредства СССР в Лондоне и Шанхае. Вынашивались планы создания единого антисоветского фронта. Против СССР были объявлены многочисленные санкции, в том числе “золотая блокада” - зарубежные партнеры не принимали советское золото. В 1930 году США ввели эмбарго на ввоз всех советских товаров, кроме зерна, и т.д.
Реформа началась в середине 20-х годов. На XIV съезде КПСС в декабре 1925 года был взят курс на “социалистическую индустриализацию”. Дзержинский, председатель Высшего совета народного хозяйства, стал инициатором нескольких госпрограмм (ГОЭЛРО, развитие металлургии). Все делалось за счет внутренних источников накопления, так как СССР не мог рассчитывать на иностранные кредиты.
Началась первая пятилетка. Ее гигантские планы не были полностью реализованы, но было запущено множество новых промышленных предприятий - примерно по 600 в год! Вот только новинки 1931 года: Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, ЗИС (ставший потом ЗИЛом), Ростовский завод сельхозмашиностроения (нынешний “Россельмаш”) и т.д. Нам бы такие темпы “неудач”. Вторая пятилетка оказалась еще более удачной. В 1934 году были отменены продовольственные карточки.
Что важно, в основе успехов стояла программа подготовки кадров для промышленности. Миллионы малограмотных крестьян в кратчайшие сроки превратились в образованных и дисциплинированных индустриальных рабочих и инженеров. В стране открывались новые вузы, техникумы, училища. В результате к 1937 году СССР сумел увеличить свою экономическую мощь в черной металлургии почти в 10 раз. В других областях рост тоже исчислялся десятками раз. Несмотря на санкции - или благодаря им.
Не все следует перенимать у наших предшественников, ведь тот же Витте писал: “Всякий, кто когда-либо управлял большим частным хозяйством: имением, заводом и проч., знает, что ничто не может так подорвать благосостояние его, как постоянные крупные эксперименты, с ним производимые, нарушающие равновесие в его отправлениях”. Однако мудрые правители в нужный момент решаются на перемены.
Или нашему руководству нравятся другие слова юбилейной песни: “Мы себе давали слово не сходить с пути прямого”?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно