Восемнадцать незнакомых друг с другом людей, шесть суток, замкнутое пространство - нет, это не описание нового психологического триллера, это путешествие поездом из Москвы до Владивостока, и то если в спальном вагоне. В плацкарте и купейном - соседей у вас будет гораздо больше. И каждый человек со своей судьбой, характером, историей. О том, как удается сохранить хрупкое равновесие и сделать так, что к концу пути пассажиры расстаются лучшими друзьями, “Солидарность” расспросила проводницу поезда “Россия” Ирину Савину, которая отдала железной дороге двадцать лет жизни.
Девять с лишним тысяч километров поезд “Москва - Владивосток” проходит за шесть суток. Маршрут пролегает буквально от одного конца страны до другого - добро пожаловать на обзорную экскурсию по отчизне! Недаром фирменный состав зовется “Россия”. Что и говорить - широка Родина.
И все эти шесть суток, неделю без одного дня, несколько десятков незнакомых друг с другом пассажиров вынуждены сосуществовать в замкнутом пространстве цельнометаллического вагона - не каждый отважится на такое испытание. Тем не менее в “сезон” с Ярославского вокзала через день уходит до тринадцати заполненных вагонов.
- В пути всякое случается, люди разные попадаются, но, к счастью, чаще добрые и положительные, - смеется проводница Ирина Савина, почти весь свой двадцатилетний трудовой стаж проработавшая на этом пути. - Не без конфликтов порой проходит дорога, бывают и капризные пассажиры. Сейчас ведь как многие считают: если они заплатили большие деньги, то вольны вести себя, точно хозяева, - вздыхает женщина. - А иные, наоборот, таких пытаются урезонивать, заступаются за нас, проводников.
Вообще, пассажирам надо беречь проводников. Ведь на протяжении всей поездки они становятся и психотерапевтами, и няньками для детей, и главными примирителями. Все это помимо основных обязанностей: слежения за порядком, уборки, обслуживания, обеспечения безопасности проезда. Стоянка на некоторых полустанках длится всего пару минут, и за это время надо успеть выпустить из вагона всех желающих, впустить “новеньких”, проверить билеты и проследить, чтобы не было отставших от поезда. Блюсти порядок в вагоне - одна из первоочередных задач проводников. Даже дипломированный конфликтолог в некоторых случаях будет смотреться бледно на их фоне. Когда в купе нет согласия, проводники в кратчайшие сроки должны погасить напряжение, иначе ближайшие несколько суток им придется работать в “горячей точке”.
Ирина Савина стала настоящим экспертом по урегулированию острых ситуаций. Общение с пассажирами, по ее собственным словам, дается легко: главное, вовремя найти подход к каждому:
- К проводникам, как правило, пассажиры прислушиваются. Даже если у них возник какой-то конфликт, то против вмешательства третьей стороны они ничего не имеют, - поделилась она. - Самое простое, что мы можем сделать, это развести людей по разным купе. В сложной ситуации вызываем начальника поезда, реже полицейских (если сопровождают поезд), но часто удается все урегулировать еще до их прихода. К примеру, был один случай - женщина пожаловалась, что к ней пристает попутчик. Пришлось пойти, поговорить с мужчиной, попросить его перейти в другое купе и сказать, что иначе придется вызвать полицию. Так он тут же извинился и передо мной, и перед женщиной. Сказал, что больше такого не допустит, и потом всю дорогу кормил попутчицу шоколадками. Так что она еще и довольна осталась.
Сталкиваются проводники и с ситуациями, ставшими каноничными для наших кинолент. Типичный случай: сел иностранец в поезд и обнаруживает, что его обворовали. Был такой пассажир и у Ирины Савиной. Ехал англичанин до самого Владивостока, к брату, но еще в Москве, на вокзале, у него из сумки вытащили все деньги.
- Он уже в поезде понял, что у него только билет и паспорт остался, - рассказала Ирина. - Конечно, расстроился, запаниковал. Но мы ему переводчика нашли, успокоили, потом всю дорогу кормили, поили беднягу, поддерживали как могли. Остальные пассажиры тоже сразу сплотились, начали ему помогать, едой делились, общались с ним. Уже во Владивостоке передали его на перроне брату, буквально с рук на руки.
Проводники часто становятся отдушиной для людей, которым необходимо высказаться, рассказать о чем-то наболевшем. Сейчас, например, поездом “Россия” едут многие беженцы из Украины. Такие пассажиры резко отличаются от остальных - они вынуждены были покинуть родину и отправиться в неизвестность. Говорить с ними нужно, но нельзя настойчиво лезть в душу, считает Ирина. Так зачастую проводники оказывают мощную психологическую поддержку.
- Утро начинается рано. Пока все пассажиры спят, мы убираем вагон, - рассказала проводница. - Потом кто-то чай попросит, кто-то кофе. Но все-таки люди больше чай пьют. Это, наверное, стало уже чем-то знаковым для пассажиров: пить чай в поезде из стакана в латунном подстаканнике. Некоторые так и говорят: “А можно нам ваш фирменный чай?” Хотя, конечно, чай у нас самый обычный, а действие такое оказывает сама атмосфера поездки.
В каждом вагоне свое настроение. В спальном все более спокойно, чинно, а в плацкартах, наоборот, весело и шумно. Конечно, в последних и работать сложнее, но рейсами “Москва - Владивосток” путешествуют чаще семьи военных, а с ними проще. Как рассказала Ирина, в таких вагонах царит теплая дружеская атмосфера, люди хорошо знают друг друга еще по годам службы. Но даже незнакомцы за шесть дней находят общий язык и зачастую расстаются в пункте назначения друзьями навек.
Проводники стараются, как могут, облегчить пассажирам пребывание в вагонах. Раздают им сувениры, конфеты, подарки, устраивают мини-спектакли. Однажды под Новый год проводники даже нарядились в костюмы Деда Мороза и Снегурочки, так и приветствовали пассажиров на перроне.
- Бывает, занимаемся мы и с детьми, - рассказала Ирина. - Они сами к нам прибегают в купе, мы даем им карандаши с фломастерами, рисуем, играем. Проводим конкурсы детского рисунка. И детишки счастливы, и их родители спокойны.
Работать проводником непросто, но интересно. Как утверждает наша собеседница, она и представить себя не может в какой-то иной профессии. Да что там говорить - любой, кто взглянет на эту общительную подвижную женщину, поймет, что она нашла свое призвание. Еще маленькой девочкой, как рассказывает Ирина Савина, она часами могла стоять на мосту Смоленского вокзала, перекинутом высоко над железнодорожными путями, завороженная перемещающимися внизу змеями поездных составов. Ей было любопытно и интересно, и очень хотелось очутиться внутри поезда.
- Никогда не было мысли, что я ошиблась с профессией, - с энтузиазмом поделилась Ирина Савина. - Хотя мама поначалу была против моего выбора. Дело дошло до скандала, когда она узнала, что я тайком подала документы в железнодорожное училище.
Скептицизм матери основывался на неприглядном случае, произошедшем на одном из полустанков под Екатеринбургом. Тогда семья Лебедевых (это девичья фамилия Ирины) возвращалась со свадьбы родственников. Как вспоминает женщина, была зима, ночь, и жуткий мороз пробирал до костей. Стоянка поезда - всего две минуты, а когда долгожданный состав прибыл к платформе, из занесенного снегом вагона к пассажирам никто не вышел. Впустили их в соседний вагон.
- Проводник просто пренебрег тогда своими обязанностями, - пояснила Ирина. - Разумеется, такое поведение не прибавляет привлекательности профессии. К тому же в то время “слава” о некоторых проводниках вообще была не очень хорошей.
Тем не менее в профессии была своя романтика, которая позволила со временем вырастить отличные кадры. К ним относится и сама Ирина Савина, получившая высший профессиональный разряд за годы службы. Ирина к тому же с самого начала вступила в профсоюз, и ни разу не пожалела. По словам женщины, это было сделано не просто для красивой галочки. Профсоюз дает реальную поддержку, помогает решать многие ситуации, облегчает жизнь проводников.
- В нашей работе часто бывает много нюансов, которые мы именно через профсоюз можем донести до нашего руководства. Например, не нравятся нам некоторые условия труда - мешки тяжелые с бельем. Мы раз сказали об этом начальству, два сказали, а в ответ только: “Разберемся, разберемся”. Так было до тех пор, пока мы не обратились в профсоюз - только тогда сдвинулось. И, конечно же, дают детям новогодние подарки, путевки в детские лагеря и многое, многое другое.
Но молодежь, как признаются работники, в наше время идет в профессию неохотно. Связано это с особыми условиями труда, тем более на таких дальних направлениях, как у поезда “Россия”. Кроме высокой психологической и физической нагрузки, это две недели рейса, а значит, не удастся часто видеться с семьей и родными. Не мотивируют молодежь даже оклады: проводник высшего разряда, как, например, Ирина Савина получает 31 500 рублей за один рейс (тринадцать дней), после чего дается пара недель отдыха - и снова в путь.
Ирина сама прошла через это, и самым сложным, по словам женщины, было расставание с маленьким сыном. Сейчас-то он у нее уже взрослый, а в первые годы она даже думала уйти из профессии ради семьи. Но кризис был преодолен, и ни разу она не жалела о своем выборе.
- Наверное, раньше люди были другие, привыкшие к трудностям. А сейчас молодежи сложно приноровится к этой многогранной работе. Нередко после первого же рейса, тем более такого долгосрочного, молодые кадры уходят, - качает головой Ирина. - А мы, наоборот, мечтали в свое время работать на таком направлении. Шутка ли - всю страну посмотреть!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно