Top.Mail.Ru
Статьи
Деятельность профсоюзная – статьи уголовные

Белорусские профактивисты осуждены на лишение свободы по уголовным статьям

Деятельность профсоюзная – статьи уголовные

Фото: belta.by

В Минском городском суде закончился процесс по делу лидеров Белорусского конгресса демократических профсоюзов. Первое заседание состоялось 20 декабря, а уже 26 декабря приговор был оглашен. Осуждены председатель БКДП Александр Ярошук, его заместитель Сергей Антусевич и бухгалтер организации Ирина Бут-Гусаим. Но как должностное лицо - как профсоюзного деятеля - судили только Ярошука, а его соратников - как частных лиц.

СУТЬ ОБВИНЕНИЯ

В судебном процессе над деятелями белорусского профсоюзного движения, состоявшемся в Минске, обвинения выдвигались по двум статьям Уголовного кодекса РБ. Александру Ярошуку, председателю ранее ликвидированного Белорусского конгресса демократических профсоюзов, вменялись действия, предусмотренные ч. 1 ст. 342 УК РБ 9 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), а также ч. 3 ст. 361 УК РБ (призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь). Его соратников обвиняли только в “организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок”.

Речь идет о событиях двухлетней давности - об участии лидеров БКДП в несанкционированных митингах 2020 года и организации стачкомов на предприятиях Беларуси, в том числе на системообразующем предприятии республики “Беларуськалий”.

В ЗАЛЕ СУДА

Первое заседание Минского городского суда по делу лидеров БДКП 20 декабря началось с изложения позиции обвинения и ходатайства адвокатов обвиняемых. При изложении ходатайства адвокаты просили приобщить к делу характеристики на Александра Ярошука и благодарственное письмо компании Yara International, в котором подчеркивалось, что усилия Ярошука позволили компании скорректировать свою социальную политику в отношении трудового коллектива “Беларуськалия”. Характеристики Ярошуку составили Конфедерация профсоюзов Грузии, Международная конфедерация профсоюзов и Конфедерация труда России.

Причем в характеристике от КТР подчеркивалось, что свою “работу Ярошук стремился вести, строго соблюдая национальное и международное законодательство, на основе собственного четкого видения суверенных интересов Республики Беларусь”.

На этом же заседании защита заявила, что намерена вызвать свидетеля - президента Конфедерации труда России Бориса Кравченко. Суд приобщил к делу предоставленные документы и согласился вызвать нового свидетеля.

Затем судья перешел к опросу обвиняемых. В целом на тот момент складывалось впечатление, что суд в первую очередь интересовали даже не сами факты правонарушений (среди них упоминались не только создание стачкомов и участие в несанкционированных митингах и других акциях, но и умышленное перекрытие дорог), а осознание обвиняемыми незаконности своих действий.

Отвечая на вопросы суда, Александр Ярошук старался подробно обосновать мотивы своих действий. В том числе указал, что именно его действия внесли серьезный вклад в нормализацию отношений с компанией Yara International - одним из крупнейших покупателей продукции “Беларуськалия”. Однако и он сам, и зампред БКДП Сергей Антусевич, и бухгалтер профцентра Ирина Бут-Гусаим в целом признали факт содеянного по каждому пункту обвинения.

Столь полное согласие подсудимых с решением суда вызвало неоднозначную оценку со стороны соратников БКДП и родственников обвиняемых, присутствовавших в зале. Так, выходя из зала во время перерыва, некоторые профсоюзные активисты сетовали, что это свидетельствует о недостаточной работе адвокатов с подзащитными. Родственники же по большей части со сдержанным вздохом говорили, что никто не вправе осуждать решение Ярошука и его соратников, поскольку оно может свидетельствовать и о тяжелом эмоциональном состоянии, и о желании не обострять дальнейшее противостояние в суде.

При этом все присутствовавшие в зале в тот день отметили твердую и четкую позицию Ярошука, логику и последовательность его действий.

- Разумеется, Ярошук не может отрицать и не отрицает факт своих публикаций, - сказал “Солидарности” Борис Кравченко. - Но суд исследует обстоятельства и причины, по которым это произошло. Я думаю, что и Ярошук, и Антусевич отдают себе отчет в своих действиях, и эти действия были продиктованы интересами работников, а не сиюминутной политической конъюнктурой. В этом я абсолютно убежден.

После перерыва заседание суда продолжилось, были опрошены свидетели, среди них и Кравченко, и состоялись прения сторон. Отметим, что обвинение в немалой мере сосредоточилось на экономической стороне вопроса, подчеркивая значительный, по версии обвинения, ущерб экономике Беларуси, нанесенный деятельностью Ярошука во время несанкционированных митингов и других протестных акций 2020 года. Так, в несколько десятков тысяч белорусских рублей обвинение оценило ущерб от перекрытий движения уличного транспорта в Минске лишь за один день протестов.

Кроме того, обвинение считало, что в публикациях Ярошука, размещенных им в социальных сетях, содержатся призывы к противоправным акциям, вплоть до изменения существующего конституционного строя. Защита с этим не согласилась, ее позицию поддержал в качестве свидетеля и Борис Кравченко.

- Я заявил, - рассказывал Кравченко “Солидарности”, - что эти посты - не более чем призывы к созданию работниками независимых профсоюзов для долгосрочной, поступательной защиты своих трудовых прав. Александр Ярошук не является сторонником стихийного бунта, он не призывал к насильственному изменению государственного строя, наоборот, он способствовал переговорным процессам на ряде предприятий Республики Беларусь. В качестве примера и я в своих показаниях, и защита приводили процессы, происходившие на “Беларуськалии”, где Ярошук взаимодействовал и со своей членской организацией союза горняков, и со стачкомом, который возник в ходе протестов. Работники уполномочили его вести переговорный процесс, и он вел его, в том числе организовал переговоры с транснациональным партнером предприятия - компанией Yara International. В итоге компания обратилась непосредственно к “Беларуськалию” с требованием восстановить на работе больше 130 работников. В АО “Беларуськалий” Ярошук как раз пытался создать модель, при которой недовольство работников должно было найти реализацию в законном русле коллективных трудовых споров и перешло бы в стадию переговоров с работодателями и представителями властей. Увы, во многом попытки Ярошука так и не реализовались. Именно с реализацией этой модели и связаны все его публикации и призывы периода 2020 года. Именно в этом я пытался убедить суд.

ВОКРУГ СУДА

Ярошука, Антусевича и Ирину Бут-Гусаим поддерживали члены ныне ликвидированного БКДП, родные и близкие как из Беларуси, так и из России. Правда, как негромко заметил один из участников слушаний, “грузинские товарищи вот не приехали, хотя клятвенно обещали”. Пришли на суд и не все профсоюзные активисты, ранее собиравшиеся поддержать товарищей, объясняя это так: “Чтоб им самим не навредить”, поскольку и родственники, и соратники осужденных профактивистов до последнего момента рассчитывали на относительно мягкий приговор.

Родные обвиняемых, конечно, нервничали, но держались подчеркнуто сдержанно и бодро, хотя от общения с прессой воздерживались, как и адвокаты. Как объяснил один из активистов, просивший не упоминать его имени, дело непростое как для обвиняемых, так и для стороны обвинения, поэтому внимание к нему серьезное. Так, из прессы в зал допустили только представителей белорусских СМИ, а корреспондента “Солидарности” вскоре после начала первого же заседания попросили покинуть здание суда. Однако формально открытость судопроизводства была полностью соблюдена.

Значение процесса для профсоюзного движения не только в Белоруссии, но и в других странах постсоветского пространства прокомментировал для “Солидарности” выступивший на суде свидетелем защиты Борис Кравченко:

- Это беспрецедентный процесс для Беларуси. Впервые лидеры профсоюзной организации привлекаются к уголовной ответственности уже после того, как сам Белорусский конгресс демократических профсоюзов и его отраслевые организации прекратили свое существование в результате принудительной ликвидации. Схожую ситуацию мы уже наблюдали в Казахстане, когда такие же действия были предприняты против независимых профсоюзов республики и их лидера Ларисы Хорьковой. Мы долгое время сотрудничали с БКДП, признавая его представительной и ответственной организацией трудящихся. Поэтому процесс я считаю весьма болезненным и для избранных профсоюзных лидеров не только Беларуси, но и России, и для наших объединений.

При этом, как отметил Кравченко, суд проходил в нормальном, открытом режиме, видимость корректного судопроизводства была соблюдена. Внутренний протест, считает Кравченко, вызывает само содержание обвинения. По его мнению, произошло, по сути, воспрепятствование законной деятельности профсоюзов, поскольку остановлена деятельность БКДП - не только членской организации Международной конфедерации профсоюзов, но и, главное, организации, законно созданной самими работниками для защиты своих трудовых прав.

ПРИГОВОР

Суд возобновил процесс по делу 23 декабря. Обвинение запросило для Ирины Бут-Гусаим 1,5 года лишения свободы, для Сергея Антусевича - 2 года и для Александра Ярошука - 4 года. После чего заседание закончилось и было объявлено, что приговор будет оглашен 26 декабря.

Надо сказать, что многие родные профсоюзных активистов и часть соратников рассчитывали, что суд примет во внимание смягчающие обстоятельства дела и в качестве наказания выберет ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа (в просторечии этот вид наказания часто называют “химией”).

В понедельник, 26 декабря 2022 года, состоялось оглашение приговора. Суд полностью удовлетворил запрос обвинения, что, безусловно, вызвало разочарование не только родственников осужденных, но и многих профсоюзных активистов и в Беларуси, и в других странах.

Отбывать заключение профсоюзные активисты будут в колонии общего режима. Однако фактический срок лишения свободы должен быть меньше объявленного в приговоре, поскольку в законодательстве республики действует правило, согласно которому в зачет времени лишения свободы идет время, проведенное под арестом (с момента ареста и до момента вступления приговора в силу): один день засчитывается как полтора.

Защита уже заявила, что будет готовить апелляцию по делу.

МЕЖДУ ТЕМ…

До 9 лет лишения свободы получили лидеры Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) по итогам заседания Минского городского суда. Об этом 5 января сообщило информационное агентство ТАСС со ссылкой на белорусские источники. Профлидеров признали виновными “в призывах к мерам ограничительного характера и иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности страны”. Кроме того, им инкриминируют “разжигание социальной вражды, создание экстремистского формирования либо участие в нем”.

Председатель РЭП Геннадий Федынич, а также лидер Оршанского независимого профсоюза РЭП Василий Береснев приговорены судом к 9 годам лишения свободы. Активист профсоюза Вячеслав Орешко приговорен к восьми годам за решеткой. Суд отправил профлидеров отбывать наказание в колонии усиленного режима. Решение Минского городского суда может быть обжаловано и опротестовано в установленном законом порядке.

Автор материала:
Макаренков Максим - Деятельность профсоюзная – статьи уголовные
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика