Top.Mail.Ru
Статьи
Когда миллиарды ничего не значат

Массовые сокращения айтишников в преддверии глобальной рецессии

Когда миллиарды ничего не значат

Изображение: indiatimes.com

Рост информационно-технологического сектора в последние 10 - 15 лет был нормой. Бизнес развивался, цифровизация товарно-денежных, фискальных, да и просто человеческих отношений набирала обороты. И то, что крупные IT-компании стали одними из крупнейших работодателей и стали задавать общее настроение рынку ценных бумаг и влиять на глобальную экономику, воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Волна крупных сокращений в IT-компаниях стала сенсацией. “Солидарность” разбирается в причинах внезапного падения спроса на рабочую силу в IT-секторе.

БОЛЕЗНИ РОСТА

Огромное влияние на рост персонала в информационно-технологических (IT) компаниях оказала пандемия COVID-19. Когда мир перешел на жизнь онлайн, ведущим игрокам рынка пришлось срочно расширять штат (и внештатные ресурсы), чтобы справиться с волной спроса на свои услуги. Meta (материнская компания Facebook и др., признана в РФ экстремистской и запрещена) и Amazon чуть ли не удвоили персонал. Google и Microsoft увеличили численность сотрудников на 50%.

Пандемия медленно, но верно сходит на нет, во всяком случае - меры противодействия ей: работников возвращают в офисы, торговля и развлечения вернулись в офлайн. Спрос на IT-услуги снизился, что заставляет работодателей сокращать персонал.

С другой стороны, даже без снижения заинтересованности публики в услугах IT-компаний, сокращение персонала можно было предугадать: удовлетворить возросший спрос актуальными на начало пандемии технологиями можно было только за счет экстенсивного роста производительности. Но со временем процессы адаптировались, с интенсивным развитием технологий постепенно сокращается необходимость в большом количестве рабочих рук. В итоге с начала прошлого года общее сокращение штата в IT-секторе составило 220 тыс. человек. И это при весьма благоприятном фоне безработицы - всего 3,5%, наименьший показатель в XXI веке.

И все-таки череда увольнений в IT-секторе не объясняется только развитием технологий и завершением пандемии с предсказуемым возвращением в офлайн. Аналитики расходятся во мнении, говорит ли сокращение персонала о кризисе в IT-секторе - или он все еще живее всех живых.

ИССЯК ЭЛЬДОРАДО

Взрывной рост компаний Кремниевой долины (и близких им по отрасли) справедливо связывают с эпохой “бесплатных денег”, когда базовая процентная ставка Федеральной резервной системы (ФРС) держалась на отметке 0,25%. Эта благодатная пора началась в январе 2009 года и продолжалась до декабря 2015-го, когда ставку почти на весь следующий год подняли до 0,5%. В это время компании занимали деньги и вкладывали их в огромное количество стартапов - в надежде, что “выстрел” одного покроет затраты на десятки других, менее успешных.

Позже базовая ставка медленно росла до 2,5% и установилась на этой отметке на всю первую половину 2019 года. Во время пандемии ФРС вновь опустила ставку до 0,25%, и только с марта прошлого года начался стремительный подъем, дошедший сейчас до 4,5% и, судя по всему, не планирующий останавливаться. Ожидается, что в этом году ставка поднимется минимум до 5%.

Для многих компаний это обернулось крахом. Доля известных транснациональных корпораций, таких как Amazon, Alphabet (владелец Google и YouTube), Microsoft, Meta (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) и Twitter, в общем числе сокращений не превышает трети. Apple вообще не анонсировала сокращения персонала офисных работников (и, кстати, во время пандемии расширила штат всего на 20%, что существенно меньше, чем у других IT-гигантов). Остальные две трети увольнений приходятся на компании локальные, не успевшие расшириться за пределы Северной Америки.

Например - Carvana. Компания планировала переосмыслить и структурировать рынок подержанных автомобилей: с помощью информационных технологий стать посредником для обеих сторон сделки и сократить до минимума контакты продавца и покупателя. Более того, Carvana планировала (и уже начала это делать) переосмыслить даже рутину покупки подержанного автомобиля. Вместо широкого и открытого пространства парковки, где стоят разномастные авто, компания начала строить высокие, из стекла и металла многоэтажные автоматы по продаже автомобилей. В сущности, это была попытка стать Amazon вторичного авторынка.

Полтора года назад компания шла в гору и оценивалась в 80 млрд долларов. Сейчас - всего в полтора миллиарда. Carvana никак не комментирует сокращение персонала, а о быстром переходе из разряда многообещающих компаний в разряд борющихся за выживание исполнительный директор Эрни Гарсия сказал, что они “не смогли точно предсказать, как все это обернется”, имея в виду повышение базовой процентной ставки.

“Высокие ставки болезненны почти для всех, но особенно для Кремниевой долины, - сказал корреспонденту The New York Times Кайронг Сяо, доцент кафедры финансов Колумбийской школы бизнеса. - Я ожидаю новых увольнений и сокращения инвестиций, если ФРС не отменит повышение ставки”.

В ОДНОМ КАРМАНЕ СМЕРКАЕТСЯ

Едва компания Alphabet объявила об увольнении 12 тыс. сотрудников (около 6% персонала), профсоюз ее работников - Alphabet Workers Union (AWU) - раскритиковал решение руководства и поставил под сомнение будущую способность Google к инновациям. AWU отмечает, что увольнения коснутся главным образом сотрудников низшего звена, высшее руководство и руководители отделов фактически не пострадают.

AWU ссылается на последние опубликованные данные о прибыли Google (17,35 млрд долларов в III квартале 2022 года) и говорит, что с такой прибылью компания может позволить себе сохранить рабочие места для 12 тыс. человек. Руководство Alphabet (мы опустим сентиментально-деловую лирику корпоративного письма с кадровыми планами компании) говорит, что необходимо сократить расходы и подготовиться к рецессии. Видимо, испугалось падения прибыли в III квартале 2022 года на 27% год к году. И все же эти 17 млрд долларов - значительно больше, чем 4,4 млрд у Meta и около 3 млрд у Amazon. Но разве справедливо сравнивать сегодняшние показатели с показателями 2020 и 2021 годов, когда весь мир ушел в онлайн?

Будучи не зарегистрирован по всем правилам как официальный представитель работников (в профсоюзе всего 1200 человек), AWU тем не менее старается приобрести вес как выразитель мнения некоторых работников, и потому СМИ часто рассматривают его в качестве некоего противопоставления руководству Google. Профсоюз публично отметил, что увольнения негативно скажутся на имидже и репутации компании, находящейся сейчас под пристальным вниманием регулирующих органов в связи с возможными нарушениями антимонопольного законодательства со стороны Alphabet и Google. Компания же предпочитает не замечать AWU и не комментирует его заявления.

Вдобавок (хоть это и не слишком существенно по сравнению с возвращением потребителей в реальный мир из виртуального) доходы от онлайн-рекламы сократились еще и по причине санкций: как Google, так и Meta закрыли свои платные бизнес-сервисы для клиентов из России.

Сокращение расходов за счет персонала всегда выглядит сомнительно на фоне затрат ведущих IT-компаний на подавление органайзинга. В последние годы эти затраты только растут и вместе с тем показывают относительную неэффективность: в Amazon, Apple, Activision Blizzard и Alphabet рабочие смогли создать профсоюзные организации.

Они малы, локальны, но обращают на себя внимание. Кроме того, органайзинг в IT-секторе - давняя мечта крупных профорганизаций США. Они уверены, что будущее объединений работников зависит во многом от того, сумеет ли идея профсоюзного представительства своих интересов увлечь “белых воротничков”. Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов (АФТ-КПП) в минувшем году впервые за два десятилетия подняла членские взносы в надежде собрать 10 млн долларов в год для новых организаций. Сумма эта сопоставима с бюджетом одной крупной IT-компании на подавление органайзинга.

Обещанная рецессия может поставить планы создать профсоюзы “белых воротничков”, в том числе работников IT, под угрозу. Обычно спад экономики заставляет людей крепче держаться за свои рабочие места, а значит, риск впасть в немилость за профсоюзную активность будет весьма значимым фактором.

С другой стороны, рынок труда вовсе не говорит о приближении рецессии: напомним, безработица в США в декабре 2022 года упала до 3,5%.

Автор материала:
Камиль Айсин - Когда миллиарды ничего не значат
Камиль Айсин
E-mail: aisin@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика