Top.Mail.Ru
Статьи
Контуры завтрашнего дня

Какие сферы научной деятельности и технологии будут вскоре влиять на общество и трудовые отношения

Контуры завтрашнего дня

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Когда речь заходит о технологиях, которые серьезно влияют на трудовые отношения, определяют развитие профессий, то в первую очередь говорят об искусственном интеллекте. Но развивается не только ИИ. Что же остается в тени? Какие достижения науки могут изменить саму структуру общества и повлиять на жизнь каждого из нас уже в ближайшем будущем? “Солидарность” спросила об этом писателей-фантастов, специалистов по информационным технологиям и безопасности, а также профсоюзного эксперта.

БИОЛОГИЯ, БЕСПИЛОТНИКИ, БЕСКОНТАКТ

Главная пугалка для одних и палочка-выручалочка для других - безусловно, искусственный интеллект. Пессимисты полагают, что с его помощью безжалостные корпорации и Тайное Мировое Правительство загонят человечество в “цифровой концлагерь”. Безудержные оптимисты полагают, что ИИ - это добрый волшебник, который превратит человеческую жизнь в рай, а самого человека сделает богоподобным.

Между тем искусственный интеллект - просто инструмент, позволяющий быстрее добиться результатов. Бурно развивать его начали именно потому, что в различных областях науки и бизнеса появились задачи, которые нужно решать с помощью мощных инструментов, да и подешевели технологии обучения ИИ.

Так какие области знания и деятельности “обслуживает” ИИ? Можно ли составить их топ? В результате опроса, проведенного “Солидарностью”, выяснилась интересная вещь: спор между “физиками” и “лириками” (или “технарями” и “гуманитариями”) продолжается. Одна часть экспертов считает, что влиять на общество будут именно новые технологии и достижения технических наук, другая говорит о растущем значении социогуманитарных наук, которые и будут формировать общество.

- Главная особенность нашего времени заключается в том, что мы внезапно и даже помимо собственной воли вступили в острую конкуренцию с искусственным интеллектом, представителем которого сейчас являются нейросети, - считает писатель и футуролог Андрей Столяров.

Кроме нейросетей эксперты-практики из условного лагеря “технарей” называют и ряд прикладных технологий, о которых говорят не так часто, как о нейросетях, но развитие которых будет серьезно влиять на многие профессии.

Алена Тараканова, руководитель проектов Компании “Актив”, говорит о расширении применения технологии Near Field Communication, NFC (дословный перевод “коммуникация ближнего поля”). “NFC - технология беспроводной передачи данных между устройствами в радиусе до 10 см на частоте 13,56 МГц. Чаще всего технологию NFC вспоминают, когда говорят о бесконтактных платежах, системах контроля доступа и защиты информации”. Но действующие по тому же принципу технологии “ближней коммуникации” применяются уже и в строительстве, превращая процесс монтажа в этакую сборку конструктора, в котором каждая деталь имеет свою электронную метку.

А генеральный директор компании Visiology Алексей Никитин предполагает, что будущее за совершенствованием бизнес-анализа:

- Технологии BI (бизнес-анализа) кардинально меняют принципы управления в организациях и принятия решений на уровне руководителей. Но не менее сильно меняются и трудовые отношения в коллективах, причем как в государственных, так и в частных организациях. Сегодня необходимо отслеживать любые изменения в ближайшей перспективе, а лучше - в реальном времени, и современные аналитические решения позволяют реализовать такой подход на практике.

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов тоже говорит о влиянии высоких технологий на трудовые отношения и экономику:

- Появление новых материалов и развитие энергетических технологий раньше или позже позволит преодолеть дефицит природных ресурсов, нехватку продовольствия. Беспилотные транспортные системы - это очередной этап технологического развития, который уже не за горами. Потребность в водителях и машинистах, безусловно, сократится, но это произойдет не в одночасье. Напротив, потребность в обслуживающем персонале для беспилотных транспортных систем будет только расти. И, на мой взгляд, произойдет переход к биоэкономике, - широкими мазками рисует картину будущего Соколов. - Биоэкономика - это не просто новая технология, основанная на возобновляемом биоресурсе. Это новый этап сопряжения компетенций, которые ранее относились к разным отраслям науки. Биология и инженерия совместно создают новое будущее.

Кстати, с Соколовым отчасти согласен и мэтр отечественной фантастики Василий Головачев, в чьем “научно-технологическом топе” - фундаментальные науки:

- Нанотехнологии, биотехнологии, космология. С развитием “нано” поднимутся до заоблачных высот и остальные области знания, и тот же искусственный интеллект. И даже социология. Биотехнологии позволят “ремонтировать” людей, как машины (опять-таки с помощью “нано”), причем, скорее всего, выращивая “детали” - органы. А новые открытия в области космологии помогут понять начало Вселенной и обновить физику.

В связи с “био” можно вспомнить и сообщения об экспериментах по корректировке генома (пока не человеческого), и прогнозы футурологов о появлении “дизайнерских” детей - с улучшенными характеристиками и тела, и умственной деятельности. Правда, у многих специалистов эти перспективы наряду с восторгом вызывают и резонные опасения: не станут ли такие технологии, улучшающие жизнь, уделом лишь сверхбогатой элиты?

БУДУЩЕЕ ЗА ПЕДАГОГАМИ И ПОЛИТИКАМИ

Рассуждая о том, развитие каких наук и технологий сильнее всего повлияет на общество, Олег Соколов справедливо заметил, что в связи с развитием технологий “потребуется вновь пересмотреть концепцию образования”.

А Андрей Столяров подчеркивает, что этого требует как раз взрывное развитие систем ИИ, которым все чаще отдают на откуп аналитику и оценку ситуаций:

- Чтобы оценить спектр решений, предложенных нейросетью, необходимо умение анализировать сложные и динамичные ситуации. Но для этого требуются образование и интеллект, причем не любой, а трансцензуальный, то есть способный на целенаправленные озарения. И потому, - делает вывод Столяров, - наиболее актуальными для нашей эпохи, вероятно, станут образовательные технологии.

Кстати, руководитель Центра развития компетенций Московского колледжа геодезии и картографии, доктор технических наук Дмитрий Макаренков тоже говорит о значимости гуманитарного направления и его влиянии на развитие трудовых отношений:

- На уровне высшей школы активно обсуждается необходимость новых программ и серьезного изучения философии, логики, ряда других социогуманитарных дисциплин для студентов технических специальностей. Но, на мой взгляд, необходимо разрабатывать по этим направлениям новые, современные программы и для школ, и для среднего профессионального образования. Причем параллельно с этим нужно вести научно-исследовательскую деятельность, разрабатывать философскую и педагогическую основу, которая должна учитывать изменения, происходящие в обществе. Иначе мы можем получить новое Средневековье с высокотехнологичным феодализмом.

- Я бы в лидерах “топа влияния” назвал именно философию, социологию и педагогику, - продолжает Макаренков. - От того, какие концепции будут развиваться, во многом зависит и то, как будут использоваться технологии, и то, какие именно технологии будут развиваться. Вспомните, как развивались паровые машины. Концепция частной собственности была незыблема, и пока наследники Уатта обладали патентом, они напрямую мешали изобретателям вносить изменения и усовершенствования в паровой двигатель. Развитие началось только в 1880-х годах, когда срок патента истек.

Несколько неожиданно на стороне “гуманитариев” оказался и директор компании конкурентной разведки “Р-Техно” Роман Ромачев, который в своем личном топе называет политологию и социологию:

- Каким будет общество, как будет строиться экономика, все это зависит от того, какие социологические теории, политологические основы будут разработаны и реализованы. В зависимости от этого и кадры будут готовить, и даже Трудовой кодекс переписывать. Посмотрите, сейчас на всех уровнях продвигают концепцию “Четвертой промышленной революции” авторства Шваба, но общество, которое мы можем получить, если реализуется эта концепция, совсем не радужное как раз для наемных работников. Поэтому надо активно разрабатывать собственные концепции, которые учитывают и риски, и возможности новых технологий и стремительное развитие науки. А для этого - готовить специалистов в этих и смежных областях. Думаю, такие “техно-гуманитарии” будут в ближайшем будущем очень востребованы.

Профсоюзы, надо сказать, сейчас находятся в уникальной ситуации (пожалуй, в схожей находились ремесленные гильдии позднего Средневековья). Профессиональные объединения снова получают возможность непосредственно влиять на развитие общества. С одной стороны, профсоюзы держат руку на пульсе потребностей промышленности, науки, даже культуры и имеют огромное количество информации о реальном положении дел в самых разных отраслях. С другой - сегодня у профсоюзов есть собственные специалисты-педагоги, учебные заведения и центры подготовки, на базе которых можно вести научные исследования, разрабатывать и предлагать передовые, ориентированные на практику программы подготовки высокопрофессиональных кадров для общества завтрашнего дня. И - закладывать установки, которые это светлое завтра будут формировать.

Автор материала:
Макаренков Максим - Контуры завтрашнего дня
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика