Top.Mail.Ru
Статьи
Красота в глазах рулящего

Как обсудили и приняли в первом чтении законопроект о платформенной экономике

Красота в глазах рулящего

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Госдума 9 июля приняла в первом чтении правительственный законопроект о платформенной экономике. Обсуждение было интересно в основном тем, что не затрагивало правоотношения между платформами и исполнителями работ: депутаты, таким образом, полностью проигнорировали целую главу законопроекта. Зато ФНПР не оставляет попыток обеспечить презумпцию трудовых отношений в данной сфере над гражданско-правовыми.

НЕТ ВОПРОСОВ

В “Солидарности” мы подробно разбирали инициативу правительства по регулированию платформенной экономики (№ 25, 2025). Если совсем коротко, то документ официально закрепляет за работодателем и работником (в терминологии ФНПР) позиции “оператора платформы” и ее “партнера-исполнителя” и связывает их по умолчанию гражданско-правовыми отношениями - вместо полноценных трудовых. При этом в самом же законопроекте содержатся признаки именно что трудовых отношений, а также возможность заключить трудовой договор.

Эти и другие темы можно было бы обсудить при рассмотрении законопроекта в первом чтении 9 июля. Но ни один из депутатов не стал их поднимать. Говорили все больше об антимонопольном законодательстве, защите прав потребителей и налогообложении. Разве что глава комитета ГД по труду Ярослав Нилов сказал: “Существующая система обеспечила миллионам наших граждан в рамках платформенной занятости возможность иметь постоянный доход. И самое главное - систему не разломать, чтобы не было роста социальной напряженности”. И попросил ко второму чтению “защитить малый и средний бизнес”.

Несмотря на обилие вопросов, законопроект принят в первом чтении единогласно. Окончательно принять закон планируется до конца текущей сессии ГД - 25 июля. На момент же написания данного материала ФНПР ведет активные переговоры с правительством через Минтруд. Упор делается на то, что, как было сказано, в законопроекте есть положения, указывающие на признаки именно трудовых отношений между так называемыми оператором и партнером (см. справку). При этом Рекомендация МОТ № 198 от 15.06.2006 “О трудовом правоотношении” говорит: наличие хотя бы одного такого признака приводит к презумпции трудового правоотношения над гражданским.

ВСЕ ВСЁ ПОНИМАЮТ

Следовать этой презумпции предлагала замруководителя правового департамента аппарата ФНПР Надежда Гордеева, выступая на состоявшемся еще 7 июля тематическом круглом столе в Госдуме. Хотя и здесь большую часть времени заняли вопросы конкуренции, налогов, скидок и прав потребителей. Пока слово не взял зампред комитета по информационной политике Андрей Свинцов (ЛДПР):

- Создание нового подхода к регулированию онлайн-торговли как отдельного [ее] вида - оно не совсем в интересах государства и большинства граждан. В нашей рабочей группе еще не хватает представительства Минтруда. Потому что, с одной стороны, человеку очень выгодно, когда ему продают дешево [на онлайн-платформе]. Но через [несколько] лет мы, как страна и как население, получим колоссальный убыток. Потому что в сервисах такси самозанятые, в сервисах доставки - самозанятые все, это миллионы людей, и никто из них не отчисляет социальных налогов (в обязательном порядке. - П.О.) Соответственно, не формируется средств в Социальном фонде, и через 15 лет у нас будет дефицит фонда. Закроются больницы, школы - потому что не будет средств это все финансировать. Мы сами себе роем яму.

Кроме того, Свинцов затронул тему иностранных трудовых мигрантов. Грубо говоря, обрисовал такую схему: нам нужно доставить из точки А в точку Б пиццу, и мы приглашаем для этого иностранца, а тот, в свою очередь, привозит свою, часто многочисленную, семью, но налогов все равно не платит, зато нагрузка на государственные больницы и школы растет, а платят за это россияне. Но вернемся к самому законопроекту, в котором о мигрантах все-таки не говорится.

- Мы все понимаем, что самый хороший, самый правильный, самый надежный вариант - это трудовые отношения, - признал директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. - Они [в законопроекте] не запрещены: если необходимо, можно и нужно заключать трудовой договор, пожалуйста. Но при этом если сейчас отказываться от гибридных форматов отношений и напрямую говорить “только трудовые отношения”, то это означает, что мы очень существенно повысим стоимость [товаров и услуг] и очень многих граждан ограничим от того, что многие подрабатывают по несколько часов. Уже сложилась практика, и мы полностью эту конструкцию [в законопроект] погрузили. Никаких ограничений для трудовых отношений нет, законопроект [их] не регулирует.

- Законопроект предусматривает заключение трудового договора по соглашению сторон. - Гордеева спорила вовсе не с этим. - Но мы же понимаем, что к соглашению должны прийти обе стороны. И оператору платформы выгодней применять гражданско-правовой договор, и работник в этом случае является слабой стороной. И если вы говорите, что проблем нет, - ну, давайте установим презумпцию трудового законодательства и скажем, что по соглашению сторон - “пожалуйста”, гражданско-правовой…

- Да, можно просто сказать: “Сделайте красиво!” - тоже вариант, - отозвался Волошин. - Но если заключать трудовой договор, когда у исполнителей есть каждый раз разный заказчик, разное время исполнения работ, и при этом он имеет возможность отказываться от заказа, то…

То нет, красиво нам никто не сделает. Не вариант.

Комментарий

Нина Кузьмина, зампред ФНПР:

- Отношения между операторами цифровых платформ и партнерами-исполнителями - физическими лицами имеют ряд признаков трудовых правоотношений (см. справку. - Прим. ред.). Рекомендация МОТ № 198 от 15.06.2006 “О трудовом правоотношении” говорит, что наличие одного или нескольких признаков трудовых отношений приводит к презумпции трудового правоотношения над гражданским. Однако законопроектом предлагается, напротив, отношения между операторами цифровых платформ и партнерами-исполнителями - физическими лицами признать гражданско-правовыми.

На наш вопрос, как такое положение сопрягается с позицией МОТ по достойному труду для платформенных занятых, был получен ответ на другом обсуждении, что не обязательно соблюдать такие рекомендации и уж тем более считаться с нератифицированными конвенциями МОТ, к тому же еще только проектируемыми. И откуда при таком настрое возникнет “необходимость” в трудовых отношениях?! Между тем занятость, не обоснованная резонами достойного труда, замещает пролетариат прекариатом и поденщиками, обнуляет социальный прогресс цивилизации.

“А”-СПРАВКА

Признаки трудовых отношений в законопроекте о платформенной экономике

В ст. 17 “Права и обязанности оператора при взаимодействии с партнером-исполнителем” оператор наделяется правом:
• устанавливать стандарты качества и безопасности выполнения работ, оказания услуг;
• определять место и время исполнения заказа, продолжительность выполнения работ, оказания услуг, минимальный размер вознаграждения;
• установить ограничения на систематическое и продолжительное выполнение работ, оказание услуг партнером-исполнителем в интересах одного и того же пользователя-заказчика;
• контролировать максимальное количество часов ежедневного выполнения работ, связанных с использованием источника повышенной опасности;
• вести учет и информировать партнера-исполнителя о предельно допустимых нормах нагрузок по отдельным видам работ, услуг.

Автор материала:
Павел Осипов - Красота в глазах рулящего
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2