Top.Mail.Ru
Статьи
Лес дефицита рук

В Думе обсудили госплан для средних специальных училищ

Лес дефицита рук

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

На заседании рабочей группы при Госдуме по среднему профобразованию 29 января обсуждался прогноз Минтруда относительно потребности российской экономики в свежих кадрах к 2030 году. И, как вынес из услышанного корреспондент “Солидарности”, дело даже не в том, как успеть подготовить 11 млн специалистов при прогнозе, обещающем ежегодно обновляться неизвестно в какую сторону. А в том, что курс на все более раннее вовлечение молодежи в трудовые отношения обсуждению, кажется, уже не подлежит. Вот и экс-министр труда Максим Топилин если и выражает некий скепсис, то точно не по этому поводу.

На фото - студенты колледжа лесного хозяйства на практике

ПРОГНОЗЫ И ОГОВОРКИ

- На рынке труда растет дефицит рабочих рук, особенно в отраслях промышленности. К 2030 году необходимо создать эффективную систему подготовки кадров, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для приоритетных отраслей экономики, исходя из прогноза потребности в них [в кадрах], - объяснила задачу рабочей группы при Госдуме по вопросам среднего профобразования и подготовки кадров вице-спикер ГД Виктория Абрамченко, открывая заседание группы 29 января.

И один такой прогноз - в виде пожелания - вскоре огласил глава думского комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР): “Надо точно убирать и пересматривать перечень запрещенных профессий, о чем мы договорились. Это (перечень в нынешнем виде. - П.О.) стопорит приток молодых специалистов на предприятия”.

- Что нам необходимо? Во-первых, устранить разрыв между системой образования и запросами работодателей. Это когда выпускают одних, а рынку требуются другие, - рассказывала Виктория Абрамченко. - Во-вторых, решать проблемы самих колледжей и техникумов, развитие их инфраструктуры. В-третьих, повышать доступность среднего профессионального образования. Нужно убирать барьеры, вводить дополнительные меры поддержки на государственном и региональном уровнях, расширять гарантии бесплатного профессионального образования по востребованным рабочим специальностям.

Собственно, задача рабочей группы состоит в том, чтобы сопроводить все эти цели необходимыми законами. При этом ориентируются эксперты на прогноз Минтруда относительно потребности в кадрах на ближайшую пятилетку. Который, как пояснил замминистра труда Дмитрий Платыгин, должен обновляться каждый год. То есть корректироваться исходя из реалий, по аналогии, например, с трехлетним госбюджетом. И хотя никто не говорит, будто закон нельзя тоже корректировать в соответствии с актуальными обстоятельствами, - наоборот, так всегда, пожалуй, и было, - но не каждый же год. Тем более что речь пойдет не об одном законе, а о нескольких. Значит, перед членами рабочей группы стоит непростая задача выработать универсальные решения, которые можно будет применять вне зависимости от направления конъюнктуры.

Но вернемся к прогнозу Минтруда: “Это кадровый прогноз на пятилетний период: сколько специалистов, какие специалисты нужны и в каких регионах”, - пояснил Платыгин.

Есть, правда, в методике исследования некоторые странности, приведенные самим же чиновником. (Или, как выразился он сам, “особенности”.) Так, “поскольку у организаций в большинстве случаев сразу несколько видов экономической деятельности, то вся заявляемая структура потребности в кадрах при анализе занятости по отраслям записывается на основной вид экономической деятельности организации”.

- И в этой связи в структуре спроса по видам деятельности имеются не только профильные должности и профессии для этого вида экономической деятельности, но и иные группы занятий. В частности, в промышленности, например, встречаются занятые по профессиям, которые относятся к IT, сельскому хозяйству, финансовой сфере и так далее, - развил мысль чиновник.

Получается, что в прогнозе Минтруда финансист может быть записан как промышленник? А кого тогда нужно готовить в училище - бухгалтера или электрика? Кроме того, “потребность в кадрах, которая сформирована в прогнозе, не равна общей численности занятого населения”, выдаваемой Росстатом. Таким образом, в прогнозе учитываются все рабочие места, даже если они заняты иностранными работниками.

При этом не прогнозируется численность некоторых занятых, которые считаются таковыми согласно Росстату. Это, например, женщины в декрете или военнослужащие. Вот уж кто ничем не занят, оказывается. А все потому, что они “не участвуют в производстве товаров и услуг”. Хотя интересно: образование и здравоохранение, например, чиновники давно и прочно записали в сферу услуг, а военных что - страшно? Странно: они ведь так сами и говорят: “Служу России!” Ну, это так, мысли вслух.

ЦИФРЫ И ТОЧКИ

А всего же, уточнил Дмитрий Платыгин, при составлении прогноза учитывались не только данные Минэкономразвития и Росстата, но и результаты опроса 260 тыс. компаний, в которых занято более 22,5 млн работников. И прогноз в итоге говорит: дополнительная кадровая потребность к 2030 году составит 3,1 млн человек. По числу занятых будут прирастать производственные секторы экономики, прежде всего обработка, строительство, транспортная отрасль и логистика. Но “существенно” вырастут потребности и сферы сервиса и услуг - например, индустрии гостеприимства. Не говоря об IT-секторе, который, как мы помним, можно причислить и к АПК, и к строительству, и даже к продаже сладкой ваты, если оплата по карте или улыбкой в терминал. Кстати, о терминалах:

- Вместе с тем эти приросты не компенсируют снижение спроса [на рабочую силу], которое будет в других отраслях. Самый большой условный донор кадров - это торговля, где ожидается снижение занятых более чем на 200 тысяч человек, - предупреждает Платыгин одних работодателей. Но обнадеживает других: - В профессионально-квалификационном разрезе наиболее существенный прирост приходится на квалифицированных рабочих промышленности, строительства и транспорта.

Хотя “обнадеживает” - это еще как посмотреть: “При текущей производительности труда сверх уже занятых по этим профессиям в горизонте пяти лет необходимо еще привлечь порядка 400 тысяч квалифицированных рабочих, более 500 тысяч специалистов среднего уровня и служащих”. А “прирост спроса” на специалистов с высшим образованием “составит порядка 130 тысяч человек”.

- Всего на протяжении пяти лет потребуется заместить порядка 11 млн рабочих мест, большая часть этих специалистов потребуется для замены выходящих на пенсию работников. Лидер по объему замещающих потребностей - обработка: здесь потребуется заместить порядка 1,6 млн рабочих мест. Другой пример - образование и здравоохранение. В ближайшие 5 лет необходимо будет заместить почти 1,7 млн человек в этих сферах. Это обусловлено возрастной структурой занятых, - поясняет замминистра труда.

Из нашего предыдущего материала (см. “Медицину готовят к очистке”, № 5, 2025), в принципе, можно понять, как проблема нехватки кадров в здравоохранении отчасти решалась в последние годы. А именно - открытием множества медицинских факультетов в непрофильных и частных вузах и организациях допобразования, со снижением в результате общего уровня подготовки специалистов. Такого снижения, что недавно уже был принят в первом чтении законопроект, который в перспективе приведет к отзыву множества лицензий и аккредитаций на образовательную деятельность в медицинской сфере. Вопрос в том, собираются ли участники рабочей группы по вопросам среднего профобразования и подготовки кадров повторить тот же путь, но уже во многих отраслях сразу. Потому что, как было справедливо отмечено на все том же заседании 29 января, 11 млн спецов за 5 лет не обучишь, как, собственно, и достаточное число преподавателей для них.

Дефицит времени толкает на радикальные шаги Минобрнауки: “Сокращение срока обучения, и эту работу мы ведем”, - сообщил директор департамента госполитики в сфере среднего профобразования и обучения Виктор Неумывакин. Значит, снова подтверждается курс на стимулирование более раннего выхода молодежи на работу. Между тем интересную - для бывшего министра труда - оценку дал Максим Топилин (“ЕР”), который теперь возглавляет думский комитет по экономической политике:

- Мне бы хотелось, чтобы мы, как только Минтруд сделает прогноз какой-то и все скажут, что в нем принимали участие работодатели, и все хорошо это оценивают, и регионы тоже все подтвердят, потому что существует административная некая вертикаль, - чтобы мы на него [на прогноз] не уповали и не думали, что вот Минтруд посчитал, Минобру спустили эти цифры, они там тоже что-то по программам посчитали, - и у нас все будет хорошо и в точку. Мне кажется, это надо иметь в виду и быть честными.

Вот и гадай теперь: зачем бил в эту “точку” экс-министр труда? А то теперь же еще и это надо иметь в виду при составлении новых прогнозов. Хотя бы Дмитрию Платыгину.

Автор материала:
Павел Осипов - Лес дефицита рук
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика