Фото: "Солидарность"
На фоне экономических и социальных проблем в Германии, прежде всего в автомобильной отрасли, быстро растет авторитет правого профсоюза Zentrum (“Центр”). Он бросает вызов более либеральному IG Metall, который был лидером в сфере трудовых отношений в тяжелой промышленности Германии с 1950-х годов. “Солидарность” разбирается, почему это происходит, за что и как борется “Центр”.
Zentrum предлагает альтернативу традиционным профсоюзам и продвигает программу, направленную на выраженное правое политизирование профсоюзного движения, прежде всего на крупных промышленных предприятиях. Традиционные профсоюзы рассматривают амбиции и растущее влияние Zentrum как вызов сложившемуся в Германии консенсусу в трудовых отношениях. При этом ожидается, что группа добьется значительных успехов на предстоящих выборах представителей профсоюзов, в том числе на заводах Mercedes-Benz, Porsche и Volkswagen. В свою очередь, сторонники Zentrum открыто говорят о надвигающихся сокращениях рабочих мест и обвиняют традиционные профсоюзы Германии в игнорировании тяжелой ситуации и “предательстве интересов работников”.
Zentrum (до 2022 года - Zentrum Automobil, ZA) - немецкий профсоюз работников автомобильной промышленности, придерживающихся консервативных взглядов. Zentrum Automobil был основан в конце 2009 года на заводе Daimler в Штутгарте-Унтертюркхайме профактивистом Оливером Хилбургером. Хилбургер был членом Христианского профсоюза металлистов (Christliche Gewerkschaft Metall, CGM). При этом IG Metall традиционно рассматривал небольшой по численности профсоюз CGM как “желтый” (то есть организованный или управляемый самим руководством компаний), у которого “нет ни членской базы, ни финансовых возможностей, чтобы действовать как настоящий профсоюз”. Однако малочисленность не мешала CGM выигрывать конкуренцию с IG Metall за крупных работодателей.
Хилбургер с 2007 года был членом производственного совета и судьей по трудовым спорам в CGM, но в 2008-м ушел в отставку. Причиной стало его участие на рубеже 2000-х в качестве гитариста в хардкор-группе Noie Werte (“Новые ценности”), в текстах песен которой содержались призывы к насилию. Под песни группы снимались видеоролики, восхваляющие убийства, совершенные Национал-социалистическим подпольем - неонацистской террористической ячейкой. Земельный суд по трудовым спорам Баден-Вюртемберга посчитал, что тексты песен “прославляют насилие и антиконституционную идеологию”. Кассационная жалоба в Федеральный конституционный суд Германии не увенчалась успехом, после чего Хилбургер покинул группу. В 2011 году он признал свою ответственность как бывшего участника группы Noie Werte, но в 2017-м заявил, что для него на первом плане была музыка, тексты же песен были использованы для провокации.
Промышленность Германии долгое время демонстрировала стабильность - рабочие места на заводах не сокращали, заработная плата “синих воротничков” росла. Однако сейчас произошло смещение баланса: политические силы, которые когда-то считались маргинальными, теперь набирают популярность именно там, где в Германии действовал послевоенный общественный договор. Zentrum выходит за рамки представления трудовых интересов рабочих, продвигает правую повестку, “стремясь превратить заводы в политические инкубаторы, как это делали итальянские и немецкие левые радикалы в 1960-х и 1970-х годах”, - утверждает информационное агентство Bloomberg. Весной 2026 года работники таких производителей, как Mercedes-Benz, Porsche и Volkswagen, будут голосовать за представительство в профсоюзе, и почти все ожидают, что Zentrum значительно укрепит свои позиции.
Рабочие промышленных предприятий переживают один из самых тяжелых периодов в истории Германии за последние десятилетия. Сегодня промышленный сектор Германии увольняет по 10 тыс. человек в месяц. Раньше эта работа приносила доход, который позволял купить дом, обеспечить себе пенсию и время от времени отдыхать на море, - теперь ее просто нет. Даже там, где увольнения еще не начались, царит тревога. Недавний опрос, проведенный частным экономическим исследовательским центром - Институтом немецкой экономики (IW), показал, что почти половина отраслей ожидает дальнейшего сокращения рабочих мест в 2026 году. Раньше на автомобилестроение и смежные отрасли, которые долгое время были двигателями экономики страны, приходилось более пятой части экспорта и 6% от общего объема производства. Но с 2019 года немецкая промышленность сократилась более чем на четверть миллиона рабочих мест. Zentrum воспользовался недовольством, вызванным увольнениями, и смог закрепиться в VW, Opel и других компаниях в промышленном центре Германии.
Присутствие на автомобилестроительных заводах профсоюзов, подобных Zentrum, подорвало бы традиционный статус-кво в отношениях между работниками и работодателями в отрасли и показало бы несостоятельность притязаний левоцентристов на то, что они представляют интересы рабочих Германии. С 1980-х годов рабочие заводов Mercedes неизменно голосовали за левоцентристскую Социал-демократическую партию. Баланс политических сил держался на том, что рабочим были гарантированы места на заводах, а они, в свою очередь, платили влиятельным профсоюзам лояльностью.
После падения ГДР в 1990 году эта тенденция ослабла, и количество членов профсоюзов в отрасли сократилось более чем в два раза. Сегодняшние опросы показывают, что квалифицированные рабочие поддерживают правую партию “Альтернатива для Германии” (АдГ) значительно чаще, чем средний избиратель по стране. Это отражает политический сдвиг рабочего класса Запада вправо, как это уже произошло в США, Франции и других развитых странах. В марте в земле Баден-Вюртемберг, где расположены заводы Mercedes и Porsche, пройдут выборы в местный парламент. И любой успех Zentrum, безусловно, усложнит жизнь канцлера Мерца.
Тем временем IG Metall намерен сопротивляться росту популярности нового игрока. Его представители заявляют, что добились успеха благодаря стратегии переговоров, а не конфронтациям, к которым обычно прибегает Zentrum. Назначая своих представителей в наблюдательные советы и предоставляя работникам широкие полномочия в управлении производством, профсоюз добивается от руководства обязательств по продолжению инвестиций, что помогает предотвратить увольнения даже в условиях реструктуризации отрасли. “Если вы хотите сохранить рабочие места во время преобразований, вам нужно влиять на центр принятия решений, - считает Барбара Реш, глава отделения IG Metall в Баден-Вюртемберге. - Это значит, что нужно вести переговоры об инвестициях, обучении и выпуске продукции, а не превращать производственные советы в политические площадки”.
IG Metall и другие крупные профсоюзы все чаще направляют своих представителей на заводы, чтобы противостоять Zentrum непосредственно на производстве. Они стремятся оказывать юридическую поддержку в тех случаях, когда Zentrum подает жалобы на клевету в отношении членов IG Metall, которые называют активистов ультраправого профсоюза “нацистами”. Когда Zentrum начинает набирать силу на заводе, профсоюз оценивает, какие рабочие наиболее восприимчивы к его призывам - часто это те, кто работает в ночную смену или в изолированных цехах, где представители IG Metall появляются нечасто, - и устраняет эти пробелы.
Zentrum заявляет, что его цель - помогать там, где не справляются более крупные профсоюзы, в частности, уделяя особое внимание проблемам отдельных работников. Если, например, начальник запрещает сотрудникам делать перерывы на перекур, Zentrum вмешается, чтобы обеспечить соблюдение соглашений о времени для курения, которые изначально были заключены IG Metall. Zentrum же продолжает сохранять свой праворадикальный тон - выступает против акционеров и международных инвесторов, обвиняя традиционные профсоюзы в том, что они не защищают работников от вывода созданной им прибыли на офшорные счета владельцев. Хилбургер часто приводит в пример дело бывшего профсоюзного лидера IG Metall в компании Volkswagen AG Клауса Фолькерта, которого посадили в тюрьму за то, что он принимал от компании наличные, оплачивал роскошные поездки и услуги проституток. Система стирает грань между представительством работников и корпоративной властью, считает Хилбургер, открыто заявляя, что работа его профсоюза “носит политический характер”.
При взгляде из России, вероятно, не так важны оттенки серого (или коричневого) цвета зарубежного профдвижения. Для нас лучшим будет тот, кто положит конец производству вооружения, направленного против нашей страны.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно