Алексей Мокрушин (на фото), победивший в этом году на Всероссийском конкурсе “Директор года”, занял свою нынешнюю должность в средней общеобразовательной школе № 25 Калуги всего в 30 лет. А до этого, сразу после педуниверситета, работал в калужской школе № 7 учителем математики и информатики. Сейчас ему 37, и благодаря своей победе в конкурсе он стал официальным советником министра просвещения РФ. “Солидарность” поговорила с лучшим, по версии министерства, школьным директором страны и еще раз убедилась: профсоюз - превосходная школа кадров.
- Алексей Николаевич, давайте сразу с места в карьер. Нам в “Солидарности” почти всегда приходится ставить рядом со словом “учитель” слово “переработка”. Исходя из вашего личного опыта: правда ли, что без переработок никак?
- Я попробую ответить, исходя из своего принципиального подхода ко многим вопросам. Все зависит от того, под каким углом посмотреть. Это действительно распространенное мнение - что в образовании очень много переработок. Особенно если отталкиваться от ставки на 18 часов. Сейчас трудно найти учителей, которые имеют такую нагрузку, в основном она выше. Но лично я отношусь к этому нормально. На мой взгляд, каждый человек должен отвечать, прежде всего, перед собой, нести личную ответственность за тот объем работы, который взял. Если учитель вынужден брать много часов, чтобы много зарабатывать, то я думаю, доля правды в таком мнении есть.
Это реально переработка, особенно когда количество часов там переваливает за 30, а то и еще выше. И в таких условиях тяжело эмоционально и физически поддерживать себя в тонусе и показывать хорошее качество работы. У меня была большая нагрузка, в районе 30 и более часов, когда я работал учителем. Было тяжело, да. Но я не рассматривал это как переработку, вот именно в таком негативном ключе, мол, вот меня заставляют. Меня не заставляли - мне предлагали, я шел на это добровольно. Мне могут возразить, что не было возможности отказать, но возможность отказать всегда есть. Важный момент в том, чтобы искать эффективные способы выстраивания своей работы.
- Продолжая тему: вы как математик не пытались посчитать, насколько конкретно в вашем отношении выполнялись майские указы президента от 2012 года?
- Ну, смотрите, у нас по региону, по городу и по школе моей, в частности, этот указ выдерживается. Сам я вряд ли буду показательным примером, потому что у меня сейчас совсем небольшое количество часов по учительской нагрузке. Но в среднем по школе мы майский указ выдерживаем. Мы эту планку держим с того момента, как она, собственно, была задана. Может, не каждый месяц это получается, но по году у нас цифра в рамках указов. И добавлю к предыдущему вопросу. У меня сейчас, уже как у руководителя, есть что-то вроде мечты: чтобы у учителей было не больше 25 часов (плюс-минус), но при этом достойные зарплаты, соответствующие майским указам.
- Если перевести вопрос нагрузок в личную плоскость, то что в работе учителя было для вас самым трудным, изнуряющим физически или морально?
- Мне всегда - и тогда, и сейчас - тяжелее всего дается однообразная деятельность. У меня была вторая смена, и три последних урока информатики у шестых классов заканчивались без пятнадцати семь. Вот это тяжело давалось, хотя, казалось бы, материал один и тот же. Понятно, что под каждый класс немножко перестраиваешься, но все же. А так - стараюсь видеть не столько проблемы, сколько возможности их решения, и такой подход мне помогает. Трудности были, есть и будут, так что лучше настраиваться на работу.
- Прямо-таки профсоюзный подход к делу. Кстати, у вас в школе наверняка же есть профорганизация?
- Есть, конечно, да. Я и сам давно в этом движении: еще в студенческие годы был профоргом факультета. И когда пришел в школу, конечно, сразу вступил в нашу организацию. С 2014 года являюсь председателем Совета молодых педагогов Калужской области, создание которого инициировала Калужская областная организация профсоюза образования, а также вхожу в состав центрального совета Общероссийского профсоюза образования. Слава богу, лично у меня не было необходимости обращаться в профком за разрешением каких-то проблем, но я точно знаю, что коллегам профсоюз помогал и помогает. При этом речь идет не только о материальной помощи. Профсоюз помогает и школе в таких вопросах, как аттестация учителей и повышение их квалификации. Вообще, у нас практически ни один вопрос без участия профсоюза не обходится - все так или иначе связано с трудовыми правами.
- Вы оставили за собой право, будучи директором, оставаться еще и учителем. Моя школьная директриса поступила в свое время точно так же, но на деле из-за административной нагрузки часто радовала учеников отменой уроков. А вам удается совмещать обязанности?
- Мне удается вести уроки, я считаю это важным для себя. В преподавании, чтобы показывать результат, нужна стабильность, системность. Работа директора, конечно, подразумевает ситуации, когда я не могу провести урок, но меня всегда есть кому подменить. Так что дети от отсутствия обучения не страдают. Ну, а само взаимодействие с учениками, сам урок позволяет мне в течение дня переключиться с управленческих, бумажных вопросов. Смена вида деятельности, говорят, лучший отдых. Хотя, не буду лукавить, тяжело бывает очень.
- Среди недостатков системы образования одним из первых называют то, что гарантированная часть зарплаты уступает дополнительным выплатам. Есть даже стереотип: “злые директора” оставляют себе большую часть стимулирующих выплат, а рядовым учителям ничего не остается. И якобы начальство использует распределение выплат как рычаг давления. Что вы как человек, живущий внутри системы образования, можете сказать о прозрачности процесса?
- Были по стране, к сожалению, случаи такого рода нарушений. Возможно, где-то такие ситуации продолжаются. Но здесь надо понимать несколько моментов. Процент стимулирующих выплат для учителей и для административно-управленческого персонала разный. Для учителей он больше, а для администрации немножко меньше, и мы не можем выйти за его пределы. Но, опять же, наверняка есть те, кто находит способы… И здесь важен такой момент: если в школе есть профорганизация - она так или иначе должна быть задействована в распределении стимулирующих выплат через участие в специальной комиссии. И должен быть нормативный акт, который регламентирует распределение выплат на уровне школы, чтобы каждый понимал правила распределения. Вообще эта система должна быть максимально прозрачной.
- Кстати, о взаимодействии с профсоюзом: вы сказали, что были активистом со студенческой скамьи, а теперь, выходит, председатель первички ведет с вами коллективные переговоры как с работодателем. Вас не смущает некая двойственность такого положения?
- Я задумывался на эту тему. Не могу сказать, что совмещать очень тяжело. Опыт работы учителем позволяет смотреть на ситуацию с разных сторон, вот и мы стараемся приходить к согласию. Есть вещи, которые мне как руководителю, управленцу, не кажутся приемлемыми в колдоговоре, но мы ищем золотую середину. У нас конфликтов серьезных на этот счет не было. Я стараюсь идти навстречу, главное, чтобы не было противоречия с законами и нашими профессиональными обязанностями.
- Как победитель конкурса “Директор года России” вы стали еще и советником министра просвещения. Успели уже что-то посоветовать?
- Пока еще нет. Но хотелось бы, чтобы такая деятельность была регулярной, открытой, понятной. Я с интересом жду возможности включиться работу в этом формате. Хотелось бы обсудить в том числе вопросы кадрового обеспечения, аттестации и единой системы начисления заработной платы.
- А дала ли что-то школе ваша победа в конкурсе на звание директора года? Чем хорошим это “грозит”?
- Я надеюсь, мы в скором времени узнаем об этом. Но уже сейчас появилось много новых контактов, возможностей взаимодействия внутри профессионального сообщества. Это дает нам стимул к развитию. Имеет значение и участие - мое и коллег - в более широком круге различных мероприятий: конференций, круглых столов. Нельзя сказать, какую именно конкретную пользу это принесет в ближайшем будущем школе, но я знаю, что чем шире круг возможностей, тем выше вероятность положительного результата. А нас услышали, по-моему, на очень высоком уровне, и к нам повысился интерес, к нам обращаются с предложениями об обмене опытом. И мы готовы и хотим изучать опыт коллег.
Материал опубликован во вкладке-приложении "Профсоюз" к "Солидарности" № 45, 2023
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно