Top.Mail.Ru
Статьи
Право на слово

Зачем профстандарт писателю - обсуждаем вместе с профессионалами

Право на слово

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Любая деятельность, которой человек занимается профессионально и зарабатывает ею на жизнь, по идее, должна стандартизироваться. Только при наличии профстандарта она, по идее, включается в правовое поле, где определяются правила трудовых отношений. Однако есть профессии-исключения, для которых создать стандарт почти невозможно. Одна из таких - писатель. Тем не менее российские чиновники и ряд творческих организаций решили и эту сферу упорядочить. “Солидарность” попросила профессиональных писателей и организаторов творческих объединений поделиться своим мнением на этот счет.

ПРОПУСК НА ДОПУСК?

Впервые о стандарте писателя заговорили в мае 2022 года. Инициатором разработки выступило Минцифры, рабочую группу возглавил ректор Литературного института писатель Андрей Варламов. Тогда проект выглядел сырым. Более того, сам Варламов в разговоре с “Солидарностью” судьбу проекта охарактеризовал как, мягко говоря, туманную.

Сейчас проект уже перекочевал в Минтруд, где проходит некие обсуждения. В пресс-службе ведомства расставили точки над “i”: “Минтруд России координирует разработку профессиональных стандартов. То есть, получив проект профстандарта, Минтруд начинает процедуру общественного обсуждения и согласования с профильными ведомствами”.

Насчет инициаторов пресс-служба сообщила, что разработчиком профстандарта выступает Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР), сформировавшая рабочую группу, в которую вошли как ее собственные ведущие специалисты, так и представители Литературного института имени Горького, Союза российских писателей, Союза писателей России и других отраслевых организаций.

То есть Минтруд - просто координаторы. За содержание не отвечают. А в содержание стандарта заложено, например, деление по категориям в зависимости от жанра. Требования к образованию: высшее - специалитет или высшее - подготовка кадров высшей квалификации по программе ассистентуры-стажировки.

О трудовых функциях не забыли. Это, например, “разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального литературного произведения для аудиовизуального произведения” и “написание основного текста оригинального литературного произведения”. В перечне необходимых умений читаем, среди прочего: “работать в коллективе с актерами, чтецами, композиторами, режиссерами, продюсерами”. Но чтобы написать рассказ или повесть, писатель точно должен уметь работать в коллективе с продюсерами?

Впрочем, пока это проект. У реально работающих писателей и других участников литературного процесса больше вопросов вызывают сами цели столь активной попытки регулировать творчество. В истории это уже происходило в советское время, и в тех условиях “соответствие профстандарту” давало доступ к госзаказам, материальным благам и определенному положению в обществе. По сути - гарантировало до определенной степени соответствие пишущего человека не только профессиональным, но и идеологическим стандартам.

Можно предположить, что и сейчас разработка стандарта - часть мер, с помощью которых государство пытается усилить свое идеологическое влияние на творческую сферу. Правда, писатель и поэт Александр Пелевин не уверен в действенности метода:

- Насколько я знаю, разработку инициировал АСПИР Сергея Шаргунова, который по какой-то неведомой мне причине умудряется уже третий год молчать по поводу СВО. Поэтому какой-то попытки выстроить инструменты идеологического влияния на рынок я тут не вижу, скорее наоборот.

По мнению Александра Пелевина, “стандарт окажется чем-то вроде пропуска в какой-нибудь особенный “Союз писателей” - может быть, имени того же самого Сергея Шаргунова, а может, даже Владимира Григорьева (наиболее известен, как заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) периода удалого ультралиберализма). Но скорее всего - без имени. Ну, знаете, пропуск к литературным резиденциям в Переделкино, где собираются в том числе и заукраинские авторы, и к иным кормушкам”.

Со скептической оценкой, высказанной Пелевиным, согласен и президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук:

- Писатели, которые участвуют в разработке, стремятся сделать профессиональный стандарт таким, чтобы под него подходили именно они, а другие не подходили. В этом есть опасность, что в результате все выгоды получит “писательская бюрократия”.

ДАЕШЬ ГОСЗАКАЗ?

Тем не менее, считает Кравчук, положительные моменты в стандарте могут быть.

- Создание профстандарта профессии “писатель” в теории должно нести благо для всего литературного сообщества: это и учет пенсионного стажа для авторов, занимающихся исключительно литературной работой, и дополнительные социальные гарантии, почти такие, как писатели имели при Советском Союзе, - рассуждает Кравчук.

И тут уместно заметить, что СССР был изначально социально ориентированным государством с очень четкой и ясной идеологией. И “дополнительные социальные блага” члены творческих союзов получали, только если их творчество соответствовало установкам государственной идеологии. Безусловно, многих писателей такое положение вещей не устраивало, они принципиально не вступали в союзы, “выпадали” из системы, но это был их личный выбор.

И здесь из виду упускается принципиальный момент, который и обеспечивал исправное функционирование творческих механизмов, - государство обеспечивало писателей работой. Существовал определенный социальный заказ, в отдельных случаях - госзаказ. Дополнительные социальные льготы были весьма существенными. Сегодняшнее же положение дел весьма язвительно и точно характеризует мэтр отечественной фантастики Василий Головачев:

- Уже лет 30 после низвержения в ад СССР писатель низведен до уровня дворника (пусть не обижаются эти люди). Зачем что-то менять? Это ведь платить нормально придется!

МОЛЧАЛИВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Головачев, по сути, сформулировал основную профессиональную проблему писателя, если говорить именно о ремесле, умышленно оставляя за скобками творческую составляющую. На сегодня трудовых отношений конкретно для писателей просто не существует. Отношения между автором и издательством в 99% случаев оформляются договорами гражданско-правового, но не трудового характера. У писателя практически никогда нет работодателя. Таким образом, повисает в воздухе основной вопрос: к чему и как будет применяться этот стандарт? Кто и в каких случаях будет его использовать и для оценки чего именно?

Над этими “рабочими” моментами и призывает подумать Александр Пелевин, рассказывая о реальном положении дел:

- Главная проблема именно литератора сейчас в том, что писатель - если он не из самой первой обоймы - не может зарабатывать непосредственно литературным творчеством. Например, издательства часто “забывают” платить авторам роялти, прописанные в договорах, хотя это и так копейки. Писателю нужно вернуть статус, в том числе и материальный, - рассказывает Пелевин.

Увы, никаких обсуждений, связанных с трудовыми отношениями и применением профстандарта, не наблюдается. Более того, большинство представителей издательств, творческих союзов и ряд писателей, которым “Солидарность” задала вопросы, по разным соображениям отказались от ответа или проигнорировали запрос. Воздержался от ответа и руководитель рабочей группы по разработке стандарта прозаик Андрей Варламов.

А что действительно нужно профессиональному писателю?

Дмитрий Кравчук считает, что профстандарт как минимум “требует действительно широкого общественного обсуждения, а не кулуарного среди группы заинтересованных лиц, как это происходит сейчас”. Василий Головачев мыслит стратегически и думает, что доработки требует не профстандарт, а “мозги чиновников”. Молодежь в лице Александра Пелевина и его товарищей по творческому “Союзу 24 февраля” выкатывает громадье планов. И в принципе они считают идею профстандарта малоинтересной:

- Что действительно нужно, так это развивать институт литературных премий. Налаживать контакты писателей и кинопроизводителей. Развивать сотрудничество с библиотеками. Разнообразить фестивали и книжные ярмарки, которые сейчас почти целиком легли под унылую “Читающую Россию”, где боятся лишний раз дунуть в неправильную сторону, чтобы либеральная тусовочка не отменила. Нужно поддерживать независимые книжные магазины, развивать литературные СМИ, которых у нас фактически нет, перезапустить саму концепцию “толстых журналов”, которые десятилетиями формировали квалифицированного читателя и, кстати, часто были заказчиками для писателей, - делится своими идеями и мыслями коллег Александр Пелевин.

Заметим, что развитие “толстых журналов”, независимых книжных и других литературных СМИ - это как раз варианты выстраивания классических трудовых отношений, “творчества по заказу”, развивая которые и можно “вытянуть” писателей-ремесленников (никакого уничижительного значения в виду не имеем) в сферу классических трудовых отношений.

И при обсуждении этих аспектов писательского ремесла и профстандарта стоит обратиться к опыту профсоюзов. А профсоюзам - сформировать свои предложения. Ведь от того, какой будет наша культура, напрямую зависит то, какими будут профсоюзы. И будут ли в принципе.

Автор материала:
Макаренков Максим - Право на слово
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика