Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Давно обсуждаемая инициатива правительства об увеличении нормы сверхурочной работы со 120 до 240 часов в год была рекомендована 28 января комитетом Госдумы по труду к принятию в первом чтении. Этому предшествовала довольно эмоциональная дискуссия между депутатами, Минэкономразвития, Минтрудом и профсоюзами. Ее итогом можно назвать необходимость устранить ко второму чтению ряд принципиальных противоречий. Каких именно - рассказываем в нашем материале.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту “О внесении изменений в Трудовой кодекс” (в части повышения гибкости трудовых отношений)”, предлагается снять ограничения на применение электронного документооборота к подтверждению факта прохождения работником инструктажа по охране труда. Иначе говоря, подтверждать его хотят при помощи усиленной электронной подписи. В правительстве считают, что это “позволит оптимизировать работу промышленных предприятий и государственных компаний в части проведения инструктажей, исключить возможности подделки документов либо их оформления “задним числом”, автоматизировать контроль за фактом проведения инструктажа, а также сократить время на заполнение документов”. Для всего этого предлагается использовать ресурсы интернет-портала “Работа в России”.
Еще один пункт касается расширения практики заключения срочных трудовых договоров. Предлагается увеличить общую численность работников, поступающих на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства, с 35 до 70 человек. Изменение якобы “позволит расширить права работника и работодателя в выборе формы трудового договора”.
Самый резонансный на данный момент пункт внесенного законопроекта - это предложение увеличить максимальную продолжительность сверхурочной работы со 120 до 240 часов в год. “Если, - поясняют авторы из правительства, - это предусмотрено коллективным договором и (или) отраслевым (межотраслевым) соглашением, распространяющимся на данного работодателя”. То есть возможна ситуация “либо - либо”, что, как мы увидим ниже, не вполне устраивает профсоюзы.
Правительство же ожидаемо все устраивает: “Учитывая, что в настоящее время экономика Российской Федерации сталкивается с дефицитом рабочей силы, который будет усугубляться в ближайшие годы в связи с “демографической ямой”, увеличение количества сверхурочных часов позволит привлечь более 750 тыс. человек к сверхурочной работе и закрыть потребность в создании 98,7 тыс. рабочих мест в отдельных отраслях, где наблюдается наибольшее количество часов переработки и прогнозный дефицит кадров, а у граждан появится возможность увеличить доход с учетом оплаты в двойном и более размере”, - поясняет кабмин.
- Есть несколько обязательных условий, при которых норма [о 240 часах переработок] может работать. Первое - у работодателя должен быть отраслевой или коллективный договор. Далее обязательно письменное согласие сотрудника, обязательное отсутствие медицинских противопоказаний, и работодатель может предусмотреть прохождение отдельных медосмотров за свой счет. Далее: не может норма применяться к работникам на опасных производствах. Это прямой запрет. Также эта норма не применяется в отношении бюджетных и государственных служащих, у них свои особенности. Ну и оплата такого труда со 121-го часа не может составлять менее [двукратного размера]. Выше можно, ниже - ни в коем случае нельзя. Конкретный коэффициент может либо в колдоговоре, либо в отраслевом соглашении зафиксирован, - озвучила позицию правительства на заседании комитета Госдумы по труду 28 января замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова.
Говоря же о переходе на электронный документооборот при инструктаже по охране труда, чиновница сослалась, в частности, на пример РЖД, где “расходы на вот именно документооборот в сфере инструктажей - это порядка полутора миллиардов в год”. Учитывая стоимость одного листа формата А4 60 - 80 копеек, просто страшно себе представить количество проводимых в компании инструктажей.
Позицию ФНПР по нормам законопроекта на заседании комитета Госдумы по труду представила замруководителя правового департамента профобъединения Наталья Анохина. Которая отметила, что данный вопрос обсуждался еще на заседании Российской трехсторонней комиссии 28 ноября прошлого года, однако по нему “остались неснятые противоречия”. Имея в виду, что нижняя палата парламента, скорее всего, проголосует за принятие документа в первом чтении (что и рекомендовал в итоге комитет), профсоюзы предлагают устранить эти противоречия ко второму. И Наталья Анохина прошлась по пунктам:
- Мы остаемся на той позиции, что в электронном виде должна проходить процедура только относительно вводного инструктажа по охране труда и только с теми работниками, которые заключили трудовой договор на портале “Работа в России”. Следующий момент касается повышения порога численности работников организации, когда допустимо заключение срочного трудового договора. Мы считаем, это чрезмерной мерой. У нас против многие отраслевые профсоюзы, которые говорят о том, что это может привести к тому, что поголовно везде будут заключаться договоры срочные, независимо от сезонности, независимо от потребности временной работы. Что касается увеличения часов сверхурочной работы: с нашей точки зрения, все-таки нужно наличие и отраслевого соглашения, и коллективного договора (то есть без вариативности, подразумеваемой союзом “или” в тексте документа. - П.О.). Что касается оплаты сверхурочной работы, начиная со 121-го часа, в законопроекте заложены слова “не менее двойного размера”. Если уже мы включаем гарантию, то должно быть “равно или более”, но не “не менее”. И конкретные размеры оплаты сверхурочной работы должны устанавливаться в коллективном договоре.
Есть своя позиция и у Минтруда. Например, комментируя предложение ФНПР оставить “электронным” только вводный инструктаж, директор департамента условий и охраны труда Георгий Молебнов настаивал на том, что тогда “весь смысл как раз теряется”, потому что этот вид инструктажа проводится только один раз, при приеме на работу. Следовательно, основной вал бумажной работы в итоге никуда не денется.
Интересно при этом, что в правительстве, похоже, ставят знак равенства между электронным документооборотом и использованием интернета. Хотя одно далеко не всегда подразумевает другое. Так, по словам Молебнова, инструктаж не будет считаться пройденным, если сведения об этом не занесены в интернет-портал “Работа в России”. Но, признавая, что интернет не всегда может быть доступен (например, при инструктаже перед подземными работами), чиновник предлагает прописывать исключения в подзаконных актах.
Отдельную тему подняла член комитета по труду Светлана Бессараб (ЕР). Она обратила внимание на то, что россияне в принципе не обязаны (а многие так даже и вовсе - принципиально не хотят) заводить себе ни электронные подписи, ни аккаунты на “Работе в России” и даже на “Госуслугах”. А новый закон будет по факту их к этому принуждать. Как сказала в ходе дискуссии Татьяна Илюшникова, “ну, без этого невозможно будет реализовать нормы закона”.
- Запросите информацию, если не доверяете профсоюзной стороне, в Генеральной прокуратуре, в Следственном комитете: сколько дел возбуждено по поводу неверно проведенных инструктажей, сокрытия тяжелых несчастных случаев на производстве? Вы даете односторонние инструменты работодателю по оформлению документов. Это вопрос жизни работающего человека, - настаивала Светлана Бессараб.
Как напомнил глава комитета по труду Ярослав Нилов, данный законопроект еще до момента внесения уже активно и “достаточно эмоционально” обсуждался на разных площадках. И предложил “не спеша, без всякой гонки, без всякого давления, спокойно дорабатывать, чтобы не разогнать ненужную социальную напряженность”.
- У нас есть хороший пример, когда государственный социальный заказ, наверное, два года мы отрабатывали, - припомнил глава комитета.
И обронил в конце, что законопроект о гибкости трудовых отношений может пройти первое чтение уже 10 февраля.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно